Найти тему

Загородный рынок не успевает за запросами

На днях вышла публикация в газете “Ведомости” о ситуации на загороде. Меня как члена жюри премии Поселок года, глубоко погрузившегося в изучение информации о 50-ти поселках-номинантах, попросили дать оценку состоянию рынка.

Что ж, публикую впечатления и личные выводы.⠀

1. Низкая динамика выхода новых по-настоящему концептуальных комплексных проектов, которая характерна для рынка уже лет 10. Прошлогодний бум спроса на загород придал ускорения проектированию коттеджных поселков, но эти проекты еще не успели выйти на рынок. Я уверен, что уже через год-два мы увидим совершенно другую картину - и в количественном, и в качественном исполнении - с современной архитектурой и т.д.⠀

2. Поразило, и это моя большая боль, что застройщики выводят единицы готовых под ключ проектов, и все перипетии отделки ложатся на плечи покупателей. И экономически, и стратегически это крайне не оптимальное решение! Застройщик за счет эффекта масштаба может делать этот этап быстрее и дешевле, тогда покупатель приобретет готовый продукт и сможет взять на него ипотеку, а застройщик получит жилой и ликвидный поселок, а не долгострой на 5-7 лет. И эта ситуация не зависит от региона, класса проекта или бюджета.⠀

3. Не изменилась и ситуация с социальной инфраструктурой, в первую очередь - со школами. Последний год показал, что работать удаленно можно, и все больше людей будут жить в таком режиме, а вот учиться онлайн - нет.

Школы в поселках - редкость, да и то они частные. Оно и понятно: иначе девелопер не отобьет свои вложения. Но и такие заведения строятся только в очень крупных проектах, да еще и в последней очереди. И вот здесь, конечно, нужна помощь государства. Школа - отличный магнит для активной современной аудитории, и движение в этом направлении, безусловно, стимулирует спрос на загород.⠀

4. Мало внимания уделяется управлению, т.е. долгосрочному планированию качества жизни на территории поселка. Тогда как это и есть основной критерий удовлетворенности жителей, который формирует имидж проекта и репутацию застройщика.⠀

5. Некоторые проекты, выставленные на премию, имели откровенно слабый генплан. И здесь я вижу 2 проблемы.

  • Первая - нельзя оставлять возможность для перемежевания.
  • Вторая - продажа подряда на строительство любого проекта (пусть даже и из единой линейки) на любом участке недопустима, каждый дом должен быть посажен на участок в рамках общей концепции, и эта привязка - ответственность застройщика.

Обе проблемы влияют на архитектурную концепцию улицы и, соответственно, облик и впечатления от поселка.⠀

6. Катастрофически мало поселков с проектным финансированием, в отличие от города, где этот механизм уже работает не первый год. Ждем, когда эскроу-счета появятся и в нашем сегменте. Тогда покупатели получат готовый продукт с гарантированным набором характеристик и инфраструктуры.

Алексей Аверьянов
Генеральный директор
Vesco Group

Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | VKontakte | YouTube | Telegram | TikTok