Широкое внедрение светодиодов стало главной предпосылкой массового внедрения интеллектуальных технологий в светотехнику. Нынешняя ситуация в мировой экономике, при всей ее неоднозначности, только способствует развитию «умного» света. Почему?
Евгений Долин, GR директор Международной Светотехнической Корпорации "БЛ ГРУПП" отвечает на вопросы журналиста издания «Электротехнический рынок» - Алексея Васильева.
— Как вы оцениваете перспективы локализации производства оборудования «умного света» в России?
Евгений Долин:
— Если говорить о конечном продукте — оборудовании «умного» света, то его производство может быть на 100 % локализовано в России. Если говорить о компонентах, прежде всего радиоэлектронных, то сборка светодиодов в России налажена более чем на четырёх заводах и не представляет технических и организационных проблем. Пассивные и электромеханические компоненты также в определенной номенклатуре производятся у нас. Важную задачу, решаемую сейчас коллегами из радиоэлектронной отрасли, представляет развитие производства микросхем, дискретных полупроводниковых элементов, печатных плат и ферритов для моточных изделий. Отдельная задача, стратегически важная, — создание и внедрение программно-аппаратных комплексов на базе операционных систем и программного обеспечения российского производства. Говорить о российской микроэлектронике и различных «умных» применениях без российского программного обеспечения, с учетом критической важности надежного управления муниципальной и транспортной инфраструктурой, нельзя.
— Переход на светодиодные лампы и светильники, особенно в бюджетных структурах, был в свое время осуществлен благодаря тому, что государство приняло новые требования по энергоэффективности. Нужно ли, на ваш взгляд, применять такие же методы при внедрении «умного» света?
Евгений Долин:
— Не могу полностью согласиться с утверждением, что требования по энергоэффективности радикально способствовали переходу на светодиоды. Сработал комплекс факторов — наличие громадной поддержки от РОСНАНО (по GR, финансированию регуляторики и пересмотру ГОСТов, СанПиНов и СНиПов), включение в локализацию производства светодиодов и прежде всего светодиодных светильников разработчиков и предпринимателей из радиоэлектроники, стремительное развитие технологий, давшее резкое по времени и глубине падение стоимости люмена, рост светоотдачи и реального срока службы.
По факту мы на большинстве объектов имеем не столько прямую замену, дающую энергосбережение, сколько увеличение количества светоточек без снижения установленной суммарной мощности, а часто и с ростом потребления электроэнергии на освещение всего объекта, имевшего «недосвет» до норм. И для «умного» света добиться резкого взлета за счет роста одной лишь энергоэффективности не получится. Переход к комплексной сервисной модели обслуживания объектов, где свет, учет, управление, безопасность, контроль доступа, затраты на эксплуатацию совокупно играют роль стимулов к внедрению. Когда такой переход станет неизбежностью для управляющих компаний и собственников, тогда «умный» свет реально станет сначала модой, потом трендом, а потом станет must have.
По материалу: Алексей Васильев, журнал «Электротехнический рынок» № 4-5, 2021 год