Найти тему
Александр Снитовский

От «Справедливой мести» до «Паразитов»: непростая судьба корейского кинематографа

«Паразиты» , реж. Пон Джун-хо
«Паразиты» , реж. Пон Джун-хо

Когда в 2019 году фильм корейского режиссера Пон Джун-хо «Паразиты» сперва стал лауреатом Каннского кинофестиваля, а затем завоевал сразу 4 «Оскара», один из которых, кстати, за «лучший фильм», мировой общественности пришлось признать, что современный корейский кинематограф не только имеет право на существование, но и в обозримом будущем сможет составить ощутимую конкуренцию Голливуду. Получившие мировое признание «Паразиты», явили собой результат длительной и крайне непростой борьбы корейских киноделов за своего зрителя, которая началась еще в начале 20 века…

"Ариран", реж. Ра Ун-Гайя
"Ариран", реж. Ра Ун-Гайя

Так уж сложилось, что корейское общество приобщилось к искусству кино гораздо позже, чем другие страны. Всему виной японская колонизация, которая началась в 1910 году и, конечно же, затронула все сферы жизни местного населения. Корея стала не только колонией более мощной и активно развивающейся страны, но и производственной базой для японского кинематографа. Корейские режиссеры в большинстве своем остались не у дел. Им либо не выделялось достаточное финансирование на воплощение своих проектов, либо они попросту не получали итоговую прибыль: все деньги от проката отправлялись прямиком в Японию.

"Ариран", реж. Ра Ун-Гайя
"Ариран", реж. Ра Ун-Гайя

Кроме того, в стране относительно кинематографа действовала жесточайшая цензура. Снимать разрешалось исключительно идеологически правильные с японской точки зрения фильмы – костюмированные драмы или мелодрамы. Подобные ограничения привели к тому, что первый по-настоящему корейский, немой фильм под названием «Справедливая месть» вышел только в 1919. А вот действительно знаковая для истории местного кинематографа картина увидела свет лишь 7-ю годами позже – в 1926. В фильме под названием «Ариран» четко и яростно звучат мотивы все нарастающего недовольства японским режимом.

«Сказание о Чхун-хян», реж.  Лим Гвон-тхэк
«Сказание о Чхун-хян», реж. Лим Гвон-тхэк

А потом случилась Вторая мировая война… В это непростое для всех время корейский кинематограф, хоть и в несколько подавленном виде, но продолжа л существовать, и в 1946 году свет увидел фильм «Да здравствует свобода!» - как раз после поражения Японии. И в истории корейского кинематографа, как, впрочем, и страны в целом, начался совершенно новый исторический этап.

-5

Гражданская война 1950 года в буквальном смысле разделила Корею на Северную и Южную, однако именно этот период принято считать «золотым веком» в развитии корейского кино. Президент Ли Сын Ман отменил налоги для киноиндустрии, а другие страны с удовольствием делились с Южной Кореей технологиями производства и предоставляли современное оборудование.

"Рука судьбы",  Хан Хён-мо
"Рука судьбы", Хан Хён-мо

Благодаря этому всего за десять лет число фильмов, производимых в год, выросло в 23 раза!!! Среди них такие картины, как «Рука судьбы», «Коробка смерти», «Провинция Янсан», а также культовый триллер «Горничная», ставший настоящим откровением для зрителя. Впервые главной героиней фильма стала сильная и коварная женщина.

"Горничная", реж.  Ким Ги-ён
"Горничная", реж. Ким Ги-ён

В 70-е годы к власти пришел Пак Чон Хи, который существенно сократил количество ввозимого в страну зарубежного кино, а корейским киноделам в приказном порядке велел снимать минимум 15 фильмов в год. Подобные требования хоть и казались, с одной стороны, крайне жесткими, и в теории должны были мешать развитию местного кинематографа, но на практике все произошло с точностью до наоборот. Благодаря возможности снимать много, режиссеры экспериментировали с жанром и формой, тем самым, делая корейское кино более разнообразным и интересным. К сожалению, у этого успешного периода была и обратная сторона: правление Пак Чон Хи положило конец «золотому веку» корейского кинематографа. Вновь появилась цензура, и теперь фильмы должны были отражать действия правительства исключительно с положительной стороны, действительно интересные, авторские проекты ушли в подполье, а кинотеатры и вовсе перестали пользоваться спросом.

«Объединенная зона безопасности», реж. Пак Чхан Ук
«Объединенная зона безопасности», реж. Пак Чхан Ук

Ситуация изменилась лишь к 1980-м годам, когда в стране в очередной раз сменилась власть. Корейские режиссеры получили возможность снимать хорроры категории «Б» и романтические комедии, которые, к слову, очень нравились зрителям. Да и в целом в стране существенно возрос интерес к национальному кино, которое, к слову, делалось по образу и подобию голливудских картин, а значит, могло с легкостью с ними соперничать. Самыми кассовыми фильмами этого периода стали «Объединенная зона безопасности» Пак Чхан Ука, «Сильмидо» Кан У Сока и «38-я параллель» Кан Дже Гю.

«Сильмидо» Кан У Сок
«Сильмидо» Кан У Сок

Современный этап в развитии корейского кинематографа – это уже совершенно другая история. Благодаря нашумевшему в 2003 году и ставшему сегодня культовому фильму «Олдбой» режиссера Пак Чхан Ука, а также «Поезду в Пусан» Ён Сан-хо и оскароносным «Паразитам» Пон Джун-хо новое корейское кино вышло на мировой уровень, и останавливаться, судя по всему, не планирует. Режиссеры вывели для себя простую формулу успеха: даже в рамках одного фильма зацикливаться на конкретном жанре не стоит. Необходимо постоянно экспериментировать, сочетать не сочетаемое, и стараться обманывать ожидания зрителя, тем самым, подогревая его интерес к фильму.

"Олдбой", реж. Пак Чхан Ук
"Олдбой", реж. Пак Чхан Ук

Корейские киноделы по сей день демонстрируют эмоциональность и открытость. В своих картинах они в буквальном смысле идеализируют эстетику ужасного, что, конечно, не слишком привычно для широкой публики.

"Поезд в Пусан", реж. Ён Сан-хо
"Поезд в Пусан", реж. Ён Сан-хо

Проще говоря, современное корейское кино – это глоток свежего воздуха, оригинальное видение и, безусловно, смелость в воплощении даже самых оригинальных замыслов.

Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii