Найти тему
Строительный мир

Исчезает на глазах: крупнейшая горная узкоколейная железная дорога России

От более чем 120 км этой живописной железной дороги, по которой в свое время активно перевозили лес и курсировал пассажирский поезд, сегодня осталась лишь четвертая часть. Судьба действующей узкоколейки тоже под вопросом, хотя она и является для ряда населенных пунктов единственным видом транспорта, позволяющим с пересадкой на автобус добраться до районного центра. Уже через несколько лет этот уникальный для региона и всей страны объект может отпраздновать свое 100-летие, если, конечно, не исчезнет совсем.

Рождение горной узкоколейки

В 1927 году в Апшеронске на базе лесозаготовительного участка вырастает центральный леспромхоз. Параллельно для доставки сырья с различных мест лесоразработок создается железная дорога с шириной колеи 750 мм от административного центра в южном направлении. Первые 9 км вдоль реки Пшеха примерно до хутора Цуревский были уложены летом того же года, и 7 августа по этому небольшому отрезку двинулся поезд.

© Alexander Novikov / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Апшеронская узкоколейная железная дорога, ст. Черниговская, 2014 год)
© Alexander Novikov / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Апшеронская узкоколейная железная дорога, ст. Черниговская, 2014 год)

Затем линию дотянули до ст. Самурской, откуда основной путь пошел дальше через Черниговское до новообразованного поселка Шпалорез, который позднее переименовали в Отдаленный. Второе название он получил из-за расстояния, отделявшего его от Апшеронска, а первое закрепилось изначально, так как в этом месте занимались производством шпал для строящейся узкоколейки. Их делали на лесопильном заводе и по реке сплавляли в направлении райцентра. Сама узкоколейка первоначально заканчивалась на противоположном от населенного пункта берегу. Сегодня имя «Шпалорез» сохранено за железнодорожной станцией.

Военное время и расцвет Апшеронской УЖД

Дорога строилась поэтапно, вплоть до конца 1940-х. В годы Великой Отечественной войны «железку» частично разрушили — в Апшеронском районе проходили ожесточенные бои, а главная станица была оккупирована немцами в течение пяти месяцев с 14 августа 1942-го. Битва за Кавказ стала одним из самых драматичных сражений второй мировой. Благодаря стойкости и героизму советских солдат, а также умелому использованию преимуществ горной местности, враг был отброшен, так и не сумев пробиться к Черному морю.

© Artem Svetlov / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Апшеронская узкоколейная железная дорога, 2016 год)
© Artem Svetlov / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Апшеронская узкоколейная железная дорога, 2016 год)

После окончания войны дорогу восстановили и активно использовали примерно на протяжении 25 следующих лет. Узкоколейку в это время через Шпалорез довели дальше до мест лесозаготовок, добавив около 15 км. А одну из веток протянули по труднопроходимым ущельям сквозь горные массивы от ст. Самурская через Мезмай и Темнолесское вплоть до территории, входящей в состав Республики Адыгея (тогда Адыгейская АО).

Также существовало западное ответвление в 40 км от Апшеронска — в направлении хутора Кушинка уходила отдельная линия длиной 2,5 км. Со временем протяженность путей достигла более чем 100 км, хотя точных данных на этот счет не сохранилось; в некоторых источниках указано 127 км. В середине 1950-х в Черниговском и на узловой станции Самурская появились каменные здания вокзалов; в Апшеронске, которому с 1947 года был присвоен статус города, построили крупное предприятие деревообработки.

Узкоколейка тает на глазах

Но расцвет Апшеронской узкоколейной дороги продолжался недолго — в брежневские времена она уже начала сокращаться: разобрали участки, ведущие в глубины гор от ст. Шпалорез и на адыгейском направлении от ст. Темнолесская; в этих местах свернули работы по заготовке леса, и необходимость в узкоколейке пропала. Однако своей основной части железная дорога лишилась уже после распада СССР. Около 30 км постепенно были разобраны на самом старом участке Апшеронск – Черниговское, ввиду наличия асфальтированной автодороги между этими населенными пунктами.

© Alexander Novikov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Апшеронская узкоколейная железная дорога; платформы-лесовозы на станции Кушинка, 2015 год)
© Alexander Novikov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Апшеронская узкоколейная железная дорога; платформы-лесовозы на станции Кушинка, 2015 год)

Еще в 1980-е серьезно пострадала восточная ветка, но силами военных железнодорожников ее частично отремонтировали и движение от Гуамки до ст. Мезмай продолжалось и в 2000-е. До узловой станции Самурской путь решили не восстанавливать, так как из райцентра до последней можно было добраться на автобусе (в будущем шоссейную дорогу построили и до Мезмая).

Но периодически и отрезанная от основной линия Гуамка – Мезмай приходила в негодность — в 2002 году из-за наводнения, а спустя девять лет путь был разрушен сходом оползня. Действующим остался лишь небольшой участок через Гуамское ущелье, который поддерживают в рабочем состояние и используют в туристических целях.

Раньше по Апшеронской узкоколейной дороге пассажиров возил полноценный поезд с несколькими вагонами, но со временем его заменила автомотриса ТУ8П, которую местные жители прозвали «матрица». Сегодня она курсирует от села Черниговское до Отдаленного с заходом в Кушинку.

Дожить до 100-летия

Железные дороги с узкой колеей начали появляться в нашей стране еще в 1870-х; в 1892 году был открыт стальной путь с шириной 750 мм от Петербурга в направлении Ладожского озера — Ириновская железная дорога. В советское время ширина 750 мм была самой распространенной после 1520 мм и использовалась преимущественно на промышленных и лесовозных железных дорогах.

© Alexander Novikov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Апшеронская узкоколейная железная дорога; автомотриса ТУ6П-0053, перегон Тубы - Верхние Тубы, 2015 год)
© Alexander Novikov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Апшеронская узкоколейная железная дорога; автомотриса ТУ6П-0053, перегон Тубы - Верхние Тубы, 2015 год)

Сегодня на территории России насчитывается около 45 УЖД с длиной пути от 1 км; некоторые из них продолжают разбирать. Поэтому часть таких объектов, как и десятки уже исчезнувших, в скором времени останутся лишь в воспоминаниях. Узкоколейная дорога в Апшеронском районе Краснодарского края является крупнейшей в своем роде на всем постсоветском пространстве и продолжает писать свою историю, оставаясь для ряда населенных пунктов единственным связующим звеном с внешним миром. Если ничего не помешает, то уже через несколько лет она отпразднует свое 100-летие.

Читайте: Железная дорога в Крыму: построена за семь недель, эксплуатировалась год, разобрана и продана Турции