Во Франции и во всем мире не так много виноградных лоз, устойчивых к филлоксере. Но йонские (департамент Йонна) виноградники являются домом для этого исключительного наследия. В Тоннерруа виноградная лоза, посаженная еще до появления насекомых-вредителей в конце 19 века, продолжает расти и дает императорское кюве.
Говорят, что во Франции всего несколько вековых и стойких лоз. В Йонне одна из этих «почтенных дам» медленно засыпает с наступлением зимы. Скромный, императорский виноградник в Бернулле, на первый взгляд ничем не выделяется. Однако эти 16 гектаров виноградных лоз исключительные. «Она [лоза] была очень маленькой, когда прибыла филлоксера», - объясняет Паскаль Фурнийон, глава семейного поместья, которое возделывает ее вместе со своими двумя братьями.
Это насекомое, прибывшее из Америки в 1886 году, опустошило
виноградник Йонны, сократив его площадь с 40 000 гектаров до чуть более 8 400, которые есть на сегодняшний день. Но виноградная лоза Бернуля сумела выжить там, где ее соседи были полностью выкорчеваны.
Результат глинисто-песчаной почвы
В Вилли есть виноград такого типа, который выращивают во владениях Катерин и Луи Пуату, и используют для кюве в Шабли. Его существование было зарегистрировано в винном реестре как минимум с 1923 года. В Бернулле, «мы не знаем точно дату посадки, возможно это было между 1850 и 1870 годами», - говорит Паскаль Фурнийон, дедушка и бабушка которого приобрели эту виноградную лозу около 1952 года.
Стойкость этой лозы берет свое начало буквально из земли: глинистой почвы, покрытой песком. Наличие этого слоя песка, вероятно, и является причиной устойчивости лозы к филлоксере.
Следовательно, для посадки нет необходимости в устойчивых подвоях. Для замены мертвых растений виноградари используют «отводки». Все, что вам нужно сделать, это закопать ветку лозы на глубину 15 см, чтобы она пустила корни. «Это быстро, просто, эффективно и экономично.» Эта ветка, связующая старое и новое растение, не обрезается. Они оба помогают друг другу расти и развиваться.
«Когда мы купили этот участок, у каждой лозы была своя поддержка», - говорит Паскаль Фурнильон. – «Это и сейчас просматривается по не совсем выровненным рядам. Лозы рассажены не идеально. Мы все делаем вручную. Но нам нравится эта виноградная лоза».
Роль в реконструкции виноградников
В результате получилось Domaine Fournillon Chardonnay Vieilles Vignes Cuvee De L'empereur. Несколько лоз Саси или Алиготе, которые также составляют эту лозу, оставлены для совместной винификации, которая заканчивается в бочках. "Это вино ценится все больше", - комментирует винодел. – «Оно не похоже на Шабли или традиционную Бургундию. Оно минеральное, цветочное и имеет хорошую длину во вкусе.» Это прежде всего вино, созданное из терпения винодела. «Вначале у него довольно сдержанный характер. Оно очень хорошо стареет», с потенциалом выдержки от 15 до 20 лет. Эти качества особенно нравятся потребителям в Японии, которые покупают довольно много из 4 000 произведенных бутылок.
Это наследие скромно, но его с гордостью сохраняет семья Фурнийон. В Жере, в апеласьоне Сен-Мон, похожая виноградная лоза была классифицирована как французский исторический памятник в 2012 году. Фурнийон рассматривает возможность подачи запроса в этом направлении.
Один из самых интересных моментов в истории виноградника Императора — это роль, которую он сыграл в реконструкции других виноградников. От этой лозы Шардоне был взят черенок для прививки на американские подвои. Их отправляли в другие регионы Франции. «Разве виноградник Императора не заслуживает медали «Мать многодетной семьи?»