Шестичасовой сбой в работе Facebook, Instagram и WhatsApp уже назвали сбоем десятилетия. Кто-то просто провел вечер без привычного досуга, кто-то не получил заказ. Марку Цукербергу тоже пришлось несладко — его состояние уменьшилось на 6,6 миллиарда долларов.
Был ли хоть чем-то полезен принудительный «детокс» и можно ли минимизировать влияние сбоев на бизнес? Рассказывает профессор бизнес-практики и проректор Московской школы управления СКОЛКОВО Светлана Миронюк.
Фейсбук-блэкаут отчетливо показал четыре фактора силы социальных каналов коммуникации:
- Сила психологической, физиологической и бизнес-зависимости. Соцсети и мессенджеры стали органичным способом общения людей. Многие за шесть часов блэкаута ощутили вакуум информации и часто проверяли, вернулись ли соцсети. Многие бизнесы, использующие сети для продвижения, испытали шок.
- Сила необратимости. Если нельзя использовать одну привычную платформу, ее место тут же займет другая. Причем способ коммуникации и получения информации при этом не изменится: во время отключения мы не рванули к домашним телефонным аппаратам и не начали вдруг читать бумажные газеты. Хотя мы с одним коллегой рассудили: если дальше все так пойдет и будут проблемы с интернетом, придется включать эфирное радио в доме.
- Сила памяти, прежде всего, своей. Невозможно было представить, что история жизни, записанная в Facebook, эта бесконечная лента, где зафиксированы наши эмоции и события, — может пропасть. Это сравнимо с потерей памяти, амнезией.
- Сила веры в мощь и неотвратимость социальных медиа. Многие неквалифицированные инвесторы бросились на падении скупать акции Facebook и других техногигантов. Потому что верят в их устойчивость, верят в неизбежность восстановления и последующий экспоненциальный рост.
Мы увидели свою зависимость от соцсетей, но я не вижу смысла в отказе от коммуникации в стрессовом сценарии. Такой «детокс» очень вреден. Кто-то потерялся, кто-то опоздал на самолет, кто-то не получил важную информацию и не продал свои тортики через Instagram — в чем тут может быть польза? Когда человек сам отказывается от соцсетей, он приходит к этому осознанно. У него есть на то причина и выработаны альтернативные сценарии коммуникации с миром.
Что делать бизнесу? Я считаю, что дорого и бессмысленно вырабатывать план на случай, если Facebook отключится еще раз. А если в следующий раз обвалится Google, Alibaba или TikTok? Все предусмотреть невозможно. Единственный выход для бизнеса — уметь за часы развернуться в тех каналах коммуникации, которые будут доступны в случае нового блэкаута. А для этого нужно быть адаптивным, гибким и креативным, уметь строить сообщества вокруг своей идеи в любой коммуникационной среде. И аудитория сама придет туда, где вы.