Сегодня я продолжу свою неспешную прогулку по залам музея «Мечта Москвича», открывшегося не так давно на ВДНХ.
Этой статьёй я заканчиваю обзор представленных в музее экспонатов, относящихся ко второму поколению автомобилей завода.
В прошлый раз вы могли узнать все подробности о «Москвиче-407», который должен был отправиться шаху Ирана. Если вы еще не читали, то очень советую.
Теперь мы плавно переходим еще к одной довольно редкой версии. Это полноприводный «Москвич-410Н».
Первые советские кроссоверы
Вообще, история появления полноприводных версий легковых автомобилей уходит корнями к середине 50-х годов, когда в СССР начал кампанию по освоению целины.
Механизаторам нужен был личный транспорт для поездки по сельским дорогам. Выпускавшийся в то время ГАЗ-69 не очень подходил на эту роль из-за большого расхода топлива и недостаточного уровня комфорта (всё же это был в первую очередь военный автомобиль).
Так появился ГАЗ-М72, представлявший собой кузов от ГАЗ-М20 «Победа» с агрегатами от ГАЗ-69.
В 1956 году ГАЗ разработал прототип М-73, широко использовавший узлы и агрегаты от 402-го «Москвича».
Горьковский автозавод не смог наладить производство этого автомобиля, но передал все наработки на МЗМА.
Полноприводный «Москвич»
В 1957 году МЗМА смог начать выпуск полноприводного «Москвича-410». Он был максимально унифицирован с выпускавшимся тогда «Москвичом-402», но получил ряд новых агрегатов, например, раздаточную коробку.
Кузов «Москвича 410» хотя и выглядел идентичным «402-му», но был усилен во многих местах.
Кроме этого, он использовал рулевой механизм от «Победы». Система смазки двигателя была оборудована масляным радиатором. В переднем мосту использовались шарниры равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс».
Телескопические амортизаторы заменили на рычажные, которые лучше проявили себя на бездорожье.
Конструкторы МЗМА старались максимально использовать серийные узлы и агрегаты, но двухступенчатую раздаточную коробку разработали специально для «410-го».
Естественно, от шоссейных шин, которые ставились на «Москвичи-402» отказались. На 410-й установили шины увеличенной размерности 6,40—15" со специальным «зубчатым» рисунком протектора.
Новые колёса вместе с приподнятой подвеской (дорожный просвет составлял внушительные 220 миллиметров) позволяют легко отличить «Москвич-410» от «402-го».
Передаточные числа в трансмиссии изменили, что повысило тягу, но снизило максимальную скорость со 115 до 85 км/ч.
Двигатель у «Москвича-410» и «Москвича-402» был одинаковым: рабочим объемом 1,3 литра и мощностью 35 лошадиных сил.
В 1958 году на смену «Москвичу-402» пришёл «Москвич-407» с новым мотором, мощность которого повысилась до 45 лошадиных сил.
Модернизация
Одновременно с ним обновилась и полноприводная версия, получившая агрегаты от «407-го». Индекс автомобиля сменился на «Москвич-410Н».
Кроме модернизированного мотора «410Н» получил новую 4-ступенчатую коробку передач от того же «407-го».
Передаточное число редуктора главной передачи заднего моста было уменьшено, что позволило поднять максимальную скорость на 10 км/ч.
Несмотря на тот факт, что «Москвич-410/-410Н» действительно был неплох на бездорожье, его нельзя считать полноценным вездеходом, таким как ГАЗ-69, например.
Конструкция представляла собой жёсткий компромисс, поэтому обладала рядом существенных недостатков.
Одним из них был высокий центр тяжести, который заставлял водителя быть аккуратным не только на ровных дорогах при прохождении поворотов, но и на бездорожье.
Кузов хотя и был усилен, но всё равно его жёсткость была недостаточной для сложных условий эксплуатации. В итоге силовые элементы конструкции часто давали трещины или лопались.
В 1959 году параллельно с «Москвичом-410Н» начали выпуск более редкого полноприводного универсала «Москвич-411».
Производство обеих модификаций продолжалось до 1961 года. Объём выпуска был небольшим (всего 11890 автомобилей всех модификаций), но «410-е» до сих пор можно встретить в продаже в довольно неплохом состоянии.
Музейный экземпляр
Что касается выставленного экземпляра, то он перешёл по наследству музею «Мечта Москвича» из заводского «Музея АЗЛК». Вот он, на фотографии из архива 2001 года.
Интересно, что попал он в музей уже в подержанном состоянии: его покупали в конце 80-х — начале 90-х годов.
После покупки его не реставрировали, но кузов уже был крашеным еще в советское время.
Вот только качество покраски оставляет желать лучшего: красили без полной разборки, а на порогах видны подтёки.
Но самое любопытное, что музей на ВДНХ опять облажался с определением модели автомобиля.
Табличка возле экспоната даёт нам чёткое понимание того, что перед нами «Москвич-410». Даже годы выпуска указываются как 1957—1958.
Вот пруф:
Всё бы хорошо, если бы это был действительно «410-й», а не «Москвич-410Н».
Если посмотреть на фотографию снизу, то знатоки чётко определят по форме картера, что двигатель тут М-407, а не М-402.
Судя по некоторым слухам, которые я не могу на 100% подтвердить, этот автомобиль был выпущен в 1959 году. Это еще один фактор, указывающий, что перед нами модернизированная модель.
Кстати, агрегаты у него практически все родные. Если заглянуть вниз, то можно увидеть родную раздатку. Задний кардан есть, а вот переднего нет. Нет также картера сцепления.
Совершенно очевидно, что у «Москвича-410» была масса недостатков. Но всё это было важно тогда, когда их делал завод, и совершенно неважно сегодня.
Даже наоборот. Любой недостаток у классического автомобиля превращается в особенность, за которую мы их и любим. Согласны со мной?