Ещё один голландец. Я вообще люблю голландцев ренессанса и барокко - как-то они мне милее, чем итальянцы того же времени.
Ян Вермеер (1653 - 1675)
По поводу названия, конечно, есть вопросы - серёжка-то слишком большая и блестящая, чтобы быть жемчужной. Но кому какое дело? На мой взгляд, это один из прекраснейших женских портретов за всю историю живописи.
Если желаете, можете рассмотреть её чуть ли не под микроскопом - на сайте музея она выложена в таком размере, что видно каждую кракелюрину: https://www.mauritshuis.nl/en/discover/mauritshuis/masterpieces-from-the-mauritshuis/girl-with-a-pearl-earring-670/#
Картину эту любят называть "северной Моной Лизой". Расхожий штамп, но в сравнении этих двух картин хорошо заметна разница между ренессансной и барочной живописью.
Насколько статична и неподвижна Джоконда на фоне совершенно живой времееровской девушки, написанной полтора века спустя. Вектор развития очевиден - и в конце концов он приведёт к импрессионизму.
Но как бы ни была прекрасна "Девушка с жемчужной серёжкой", для меня типичный Вермеер несколько другой. Вот такой.
Небольшие бытовые зарисовки. Характерно, что художник отодвигает героев в глубину картины, на задний план, да ещё и на переднем какой-нибудь мебели наставит. Как будто бы подглядывает в замочную скважину. Есть, кстати, мнение, что Вермеер использовал в работе камеру-обскуру. Впрочем, доказательств этому нет. Я думаю, что такую композицию он выстраивал с целью подчеркнуть глубину и своё "неприсутствие" (будь это фотография - сказал бы "непостановочность") - вполне себе в логике барокко.
Интересно и интерьеры разглядывать. Вероятно, художник писал с натуры не только людей, но и свой собственный дом - из картины в картину повторяются детали обстановки, хоть и с вариациями.
Клетчатый пол и "плинтус" из расписных плиток:
Раскладка оконных витражей:
И, конечно, же стулья - с обойными гвоздями и резными набалдашниками на спинке в виде звериных голов. Они просто кочуют из картины в картину:
Картины на стенах тоже переходят с работы в работу, изменяя расположение и иногда меняясь в размерах. Говорят, что это картины из коллекции тёщи Вермеера - Марии Тинс.
Но давайте ещё несколько работ посмотрим.
Помните, герой фильма "О чем говорят мужчины" заманивал девушек коллекцией лютневой музыки XVI века? Вполне вероятно, что в его коллекции есть и мелодия, которую исполняет героиня следующей картины.
Ну и не могу не упомянуть про самого удачливого (до поры до времени) подделывателя Вермеера - Хана ван Мегерена. Он настолько преуспел в имитации стиля и техники Вермеера, что не стеснялся продавать свои многочисленные работы в музеи и весьма влиятельным коллекционерам - в частности, Герману Герингу. На связи с последним он и погорел: после войны его обвинили в продаже художественного достояния нацистам. Рассудив, что подделка картин менее тяжкое преступление, чем сотрудничество с гитлеровацами, ван Мегерен признался, что все проданные им "Вермееры" - фальшивые.
А закончим одной из самых известных работ художника.
Ну а в следующий раз речь пойдёт о том, что искусство не обязано быть красивым. Да и вообще никому ничем не обязано.
#искусство #художники #живопись
#изобразительное искусство #вермеер