Найти в Дзене
Любимые художники

Любимые художники - Ян Вермеер

Ещё один голландец. Я вообще люблю голландцев ренессанса и барокко - как-то они мне милее, чем итальянцы того же времени.

Ян Вермеер (1653 - 1675)

"Девушка с жемчужной серёжкой" (около 1665, Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге)
"Девушка с жемчужной серёжкой" (около 1665, Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге)

По поводу названия, конечно, есть вопросы - серёжка-то слишком большая и блестящая, чтобы быть жемчужной. Но кому какое дело? На мой взгляд, это один из прекраснейших женских портретов за всю историю живописи.
Если желаете, можете рассмотреть её чуть ли не под микроскопом - на сайте музея она выложена в таком размере, что видно каждую кракелюрину: 
https://www.mauritshuis.nl/en/discover/mauritshuis/masterpieces-from-the-mauritshuis/girl-with-a-pearl-earring-670/#
Картину эту любят называть "северной Моной Лизой". Расхожий штамп, но в сравнении этих двух картин хорошо заметна разница между ренессансной и барочной живописью.

-2

Насколько статична и неподвижна Джоконда на фоне совершенно живой времееровской девушки, написанной полтора века спустя. Вектор развития очевиден - и в конце концов он приведёт к импрессионизму.

Но как бы ни была прекрасна "Девушка с жемчужной серёжкой", для меня типичный Вермеер несколько другой. Вот такой.

"Урок музыки" (1662 - 1665, Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон)
"Урок музыки" (1662 - 1665, Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон)
"Бокал вина" (1658 - 1660, Берлинская картинная галерея)
"Бокал вина" (1658 - 1660, Берлинская картинная галерея)
"Любовное письмо" (1669, Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды)
"Любовное письмо" (1669, Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды)

Небольшие бытовые зарисовки. Характерно, что художник отодвигает героев в глубину картины, на задний план, да ещё и на переднем какой-нибудь мебели наставит. Как будто бы подглядывает в замочную скважину. Есть, кстати, мнение, что Вермеер использовал в работе камеру-обскуру. Впрочем, доказательств этому нет. Я думаю, что такую композицию он выстраивал с целью подчеркнуть глубину и своё "неприсутствие" (будь это фотография - сказал бы "непостановочность") - вполне себе в логике барокко.

Интересно и интерьеры разглядывать. Вероятно, художник писал с натуры не только людей, но и свой собственный дом - из картины в картину повторяются детали обстановки, хоть и с вариациями.

Клетчатый пол и "плинтус" из расписных плиток:

-6

Раскладка оконных витражей:

-7

И, конечно, же стулья -  с обойными гвоздями и резными набалдашниками на спинке в виде звериных голов. Они просто кочуют из картины в картину:

-8

Картины на стенах тоже переходят с работы в работу, изменяя расположение и иногда меняясь в размерах. Говорят, что это картины из коллекции тёщи Вермеера - Марии Тинс.

Но давайте ещё несколько работ посмотрим.

"Мастерская художника" (другое название - "Аллегория живописи", 1666 - 1668, Музей истории искусств в Вене)
"Мастерская художника" (другое название - "Аллегория живописи", 1666 - 1668, Музей истории искусств в Вене)
"Хозяйка и служанка" (1666—1667, Коллекция Фрика, Нью-Йорк)
"Хозяйка и служанка" (1666—1667, Коллекция Фрика, Нью-Йорк)

Помните, герой фильма "О чем говорят мужчины" заманивал девушек коллекцией лютневой музыки XVI века? Вполне вероятно, что в его коллекции есть и мелодия, которую исполняет героиня следующей картины.

"Женщина с лютней" (1662—1664, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
"Женщина с лютней" (1662—1664, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну и не могу не упомянуть про самого удачливого (до поры до времени) подделывателя Вермеера - Хана ван Мегерена. Он настолько преуспел в имитации стиля и техники Вермеера, что не стеснялся продавать свои многочисленные работы в музеи и весьма влиятельным коллекционерам - в частности, Герману Герингу. На связи с последним он и погорел: после войны его обвинили в продаже художественного достояния нацистам. Рассудив, что подделка картин менее тяжкое преступление, чем сотрудничество с гитлеровацами, ван Мегерен признался, что все проданные им "Вермееры" - фальшивые.

А закончим одной из самых известных работ художника.

"Молочница" (1660, Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды)
"Молочница" (1660, Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды)

Ну а в следующий раз речь пойдёт о том, что искусство не обязано быть красивым. Да и вообще никому ничем не обязано.

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #вермеер