Помните, в одном из рассказов цикла «Наши», Сергей Довлатов рассказывал о своём участии в съемках художественного фильма о Петре Первом.
Собственно, играл он самого императора. Но идея эта дальше пары съёмочных дней так и не развилась.
Алексей Герман-старший видел Довлатова главным героем своего главного фильма «Хрусталёв, машину!». Однако поработать вместе не удалось. Сегодня поговорим о воплощении произведений писателя на большой экран.
«По прямой» (1992 год) Сергей Члиянц
Первая в России экранизация рассказа Довлатова из сборника армейских воспоминаний «Зона». За пьянство и нарушение устава главного героя должен конвоировать в место временного заключения его лучший друг и сослуживец Фидель. Весь фильм – это путь из точки А в точку Б, во время которого происходит масса невероятных событий.
Кинорежиссеру Сергею Члиянцу можно засчитать в актив эту попытку по двум причинам. Первая – кино делалось искренне и от души. Вторая – фильм послужил некой популяризацией довлатовской прозы, которую массовый читатель начал только открывать для себя. В ряду русских фильмов эпохи 90-х этот не самый лучший, но и не самый худший.
Поэтому, не настоятельно, но рекомендую с ним познакомиться.
«Комедия строгого режима» (1992 год) Владимир Студенников и Михаил Григорьев
Ещё один фильм по рассказу из «Зоны», в котором заключённые репетируют постановку пьесы «Кремлевские звёзды» к дню Октябрьской революции. Фильм довольно вольно интерпретирует историю Довлатова, оставляя в центре внимания то, как зэки пытаются вжиться в роли партийных руководителей.
Фильм неплох как самостоятельное произведение, а не в качестве экранизации. Главная его цель – высмеять советскую систему на всех ее уровнях. Смотреть это кино стоит хотя бы ради Виктора Сухорукова, отмеченным за роль Зуева/Ленина несколькими кинематографическими наградами.
«Конец прекрасной эпохи» (2015 год) Станислав Говорухин
После провала фильма Говорухина «Уик-енд» (российского ремейка знаменитого «Лифта на эшафот»), к экранизации повести Довлатова «Компромисс» уже заранее отнеслись скептически. И, как оказалось, зря. Говорухин не только умудрился перенести на экран наиболее значимые «компромиссы» (всего их 12), но и передать дух того времени. А черно-белое изображение только добавляет картине изысканности и шарма.
Эта история чуть больше, чем просто экранизация. Это фильм-воспоминание о конце хрущевской оттепели, свидетелем которой был режиссёр. Послевкусие картины – лёгкость и ностальгия по славным временам. И даже если вы не застали их, это чувство так или иначе охватит вас после просмотра.
«Заповедник» (2018 год) Анна Матисон
Вольная интерпретация повести «Заповедник», где действие перенесено в наши дни. Главный герой уже не писатель, а неизвестный музыкант в исполнении Сергея Безрукова, давно набившем зрителю оскомину. Проблемы у него те же, что у Довлатова: брак на грани развода, долги, пьянство и творческое забвение. Кроме этого, да места действия ничего общего у картины и книги нет.
Фильм – не столько дань Довлатову, актуальному до сих пор, как говорили создатели, а, скорее попытка дешевой спекуляции на имени писателя. Поэтому тем, кто искренне любит и ценит творчество Сергея Донатовича, данное кино к просмотру категорически не рекомендуется.
Довлатов (2018 год) Алексей Герман-младший
Этот фильм, конечно, не экранизация книг Довлатова, а попытка рассказать об одной неделе из жизни писателя. Но обойти эту картину стороной просто нельзя. Несмотря на то, что сюжет выдуман от и до, зрителя до конца фильма не покидает ощущение реальности всего происходящего на экране.
Герману-младшему удалось воссоздать атмосферу легкого, постоянного абсурда, которой пропитаны все произведения автора. При этом отлично показан сам печально-ироничный Довлатов. Не главный участник событий, а больше их свидетель, просто беспристрастно фиксирующий происходящие вокруг него события. От того и непонятый советскими редакторами книжных издательств.
#литература
#кино
#книги
#чтение
#сергей довлатов