Найти тему

Соус из крови оленя. Что едят коренные народы Северо- Западной Сибири.

В официальном списке коренных малочисленных народов Севера России 40 названий. Люди, далекие от этнографии и географии часто думают, что все они одинаковы: носят одежду из шкур, пасут оленей и живут в чуме. И всех под гребенку называют «чукча». На самом деле аборигены Арктики отличаются языком, хозяйственным укладом, материальной и духовной культурой. Есть и общее: ведущие традиционный образ жизни до сих пор живут за счет ресурсов среды обитания. Они покрывают все потребности человека - в еде тоже.

Пищу могут давать оленеводство, охота на морского зверя, птицу, диких копытных, рыболовство, сбор птичьих яиц, моллюсков, водорослей, дикоросов. Про все народы сразу рассказать в этой статье не получится. Начну про людей, которых лучше знаю, поскольку живу бок о бок с ними.

Что же едят народы Северо-Западной Сибири

Пищевые привычки аборигенов западной Сибири горожанина могут шокировать - употребление сырого оленьего мяса и крови, давний обычай и профилактика цинги. Причина которой в дефиците витамина С, а других источников, доступных в тундре круглый год, там немного. Поэтому, например, первые русские землепроходцы, не только носили местную одежду , но и начинали питаться тем же, чем и местные.

НГАЙБАТ с ненецкого обозначает сырое оленье мясо. Блюдо известно и другим кочевникам-оленеводам : ханты, энцам и коми. Есть НГАЙБАТ принято так: куски мяса или органы животного берут руками, макают в кровь, прикусываются зубами и срезаются ножом движением снизу вверх. Кровь можно пить, черпая кружкой. Самыми вкусными считаются печень, почки, поджелудочная железа, дыхательное горло, язык, нижняя губа и костный мозг из ног оленя.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В олене не едят глаза, сырое сердце (его варят), кончик языка (отдают огню в качестве жертвы). После нгайбата пьют горячий чай. Оставшуюся кровь сливают в очищенный желудок оленя. Туда же может нарезаться мясо или рыба. Через несколько дней, когда кровь сферментируется и подквасится, блюдо подают к столу. Кусочки мяса выкладывают из желудка, кровь используют как соус.

Нгайбат (сырое мясо оленя)
Снять с оленя шкуру, вскрыть живот; осторожно, ни в коем случае не повредив, извлечь органы пищеварительного тракта, отделить левый ряд ребер с мясом и положить рядом. Затем извлечь печень оленя, сделать на ней надрезы по длине, положить на ребра. В брюшной полости проколоть вену оленя так, чтобы кровь заполнила брюшную и грудную полости, и положить в кровь куски мяса. Добавить соли по вкусу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Долгое время оленеводство было малооленным и не могло обеспечивать всех нужд кочевников. Поэтому они жили и за счет охоты на дикого северного рогача, а домашних оленей старались не забивать.

ПАНТЫ — у ненцев считаются лакомством. Это молодые, еще не окостеневшие рога. По вкусу что-то среднее между хрящиком и копченой корочкой от сала. Изначально панты не срезали специально, а собирали то, что животные ломали сами. Сейчас их срезают с живого оленя. Кусок , оставшийся на голове, перетягивают сухожильной нитью, чтобы остановить кровотечение. ПАНТЫ жарят на костре, опаливая волос, который их покрывает.

СТРОГАНИНА. Летом оленье мясо заменяют рыбой, которой богаты северные реки и озера. Едят ее в сыром виде, окуная вгорчицу (кочевники возят с собой горчичный порошок и заправляют его водой и солью) и закусывая луком или чесноком. Зимой из оленьего мяса и рыбы делают СТРОГАНИНУ. Заморозка,как иварка, один из способов термообработки продуктов. Такие мясо и рыба проще усваиваются человеческим организмом, чем необработанные термически.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Строганина
Свежевыловленную белую рыбу (так наСевере называют лососевых с белым мясом— нельму, мускуна, щекура ) или свежие куски оленьего мяса заморозить. Перед употреблением нарезать,настругать на тонкие куски.

ХЛЕБ.

Помимо продуктов, которые тундровикам дает природа, важное место в рационе оленеводов, охотников и рыболовов занимает ХЛЕБ. Из него сушат сухари на все лето, когда будут каслать, то есть кочевать, далеко от поселков. Всегда впрок по-многу затариваются мукой, крупами, макаронами, сливочным масло, сахаром, сгущенкой, сушками, печеньем и, конечно, чаем. Чай известен народам Северо-Западной Сибири давно. Сегодня в тундре этот напиток — главный символ гостеприимства. Любой человек, в тундре, проезжая мимо стойбища, может зайти в любой чум выпить чаю — это многовековая вежливость.

Спасибо, что дочитали. Если было интересно, поставьте класс.Есть вопросы или мнения - пишите в комментариях.