Всем Доброго Аудиофильского!
Тут комментаторы занервничали. Я пропадал пару дней. Так стали писать комменты. Куда пропал, где носит, все в порядке, голова не болит? А попа?
Причем делают это хитро. Находят старые статьи, и там пишут. Чтобы не в общем ветке о личном переговоры вести. В общем приятно. Большая благодарность всем за поддержку.
По правде сказать у меня все болит. Особенно головы. Заднюю отсидел, верхнюю перенапряг. Про еще одну засекречено. Я тут статью решил одну написать. На серьезную тему. А как начал уточнять, а там во всех учебниках такой лес дремучий. В общем уже 3й день мучаюсь. Буду видимо писать как есть. На сколько смог разобраться. Но это чуть позже.
А сегодня у нас разговор про весьма интересную штучку.
фото отюсда https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A145
Это процессор КР145ИК1906. На фото другая модификация отличающая какой програмный код в нем записан.
Но суть та же. Те же выводы, та же схема внутри. Разница только в коде.
Наш сегодняшний КР145ИК1906 - он стоит в катушечном Олимп 005, в кассетном Вега 120, в катушечном Астра 111.
Аналогичные процессоры стоят в Ореанда 204 и Ореанда 214.
Его задача следить за механикой. За режимами ее работы. За сохранностью ленты. За тем, чтобы механизм ленту не зажевывал.
За тем, чтобы перемотка в Бешеном Катушечнике ленту не рвала.
Давайте с катушечника и начнем. Как работает режим защиты ленты при перемотке.
Здесь какой процесс. Когда принимающая катушка крутится от мотора, то подающая катушка не получает вращающее усилие. Она получает тянущие усилие от ленты.
Это приводит к перекосу ленты в катушке. И как итог к неравномерности вращения ее. В какой-то момент катушка, будучи полной и тяжелой, и имея не слабую такую вращательную инерцию, раскручивается всей своей массой. Далее силы инерции, что выталкивают ленту наружу, выравнивают ее.
И вот тут детонация вращения катушки значительно снижается. Силы стабилизировались. Подающая катушка по инерции хорошо крутится. Лента расправлена и находится под минимальным усилием сопротивления.
Вот в этот момент можно и поддать.
Вот за этой детонацией подающей катушки, а так же за разностью скоростей вращения, чтобы вовремя замедлиться под конец катушек, процессор и следит.
Правда код не самый совершенный. На перемотке автостоп не успевает сработать вовремя. Лента с подающей катушки слетает. А на магнитофоне с реверсом это жутко обидно.
Тут надо сказать, что аналогичные процессоры в некоторых импортных катушечниках с реверсом, успевают замедлить перемотку, а потом и автостопом щелкнуть правильно, чтобы лента осталась на подающей катушке.
Но нам сегодня интересен именно процессор из СССР. Тем боле, что данная серия процессоров является разработкой Советских Инженеров, а не копией с импортных деталек, как процессор в Ореанде.
Вообще я не правильно называю процессорами все детальки, что умеют, что-то вычислять и при том делая это по программе. И мне за это от комментаторов порой прилетает.
На самом деле нужно разделять микропроцессор и мимкроконтроллер.
Дело в том, что сам проц в компе, жутко беспомощный камень со склерозом.
Памяти у него на борту кот наплакал. А для начального старта ему нужен БИОС из внешней микросхемы. А без него он может только беспомощно лапками дрыгать, да и то не всеми. А только теми, что "сосательный рефлекс" по части данных из БИОСа.
Т.е. для работы микропроцессору нужен и контроллер памяти внешний, и сама память, и контроллер интерфейсов, и еще масса дополнительных микросхем обвязки, включая стабилизаторы питания.
При этом память у процессора организована совершенно иначе. У него программы сначала закачиваются с жесткого диска(или иного носителя включая кассету) в ОЗУ, оттуда текущий исполняемый фрагмент когда перекачивается в кэш-память процессора, и уже там крутится.
Другое дело микропроцессор. Здесь памяти сразу 2 разных. Одна память программы, другая ОЗУ. При этом ОЗУ используется только для хранения значения переменных.
А програмный код крутится сразу из ПЗУ. Напрямую. Без всяких переносов в другие ячейки памяти. При этом в этой же микросхеме микроконтроллера расположены и конструкционные элементы отвечающие за аппаратную работу с интерфейсами.
Здесь же и сами входы выходы, вплоть до АЦП и ЦАП. И даже USB контроллер в некоторых современных микроконтроллерах находится в одной микросхеме. И в ней же и стабилизатор питания.
Т.е. микроконтроллер это по сути полноценный компьютер в одной микросхеме, только маленький.
Он может иметь на борту и ЦАП, и АЦП, и USB порт, и оперативку и програмную память, выходы для подключения SD-карты памяти. И массу дискретных входов-выходов для подключения клавиатуры, и моторчиков с лампочками.
Просто напрямую к одной микросхеме.
И вот наша сегодняшняя КР145ИК1906 - она микроконтроллер.
У нее на борту сразу все. Есть даже АЦП. Правда ЦАПа нет. И ЮСБи порта тоже. Не было их еще тогда таких.
При этом в отличие от Ардуины, в которой программа закачивается во встроенную память. Кстати в Ардуине 3 типа памяти. Есть память программы, есть ОЗУ, и есть энергонезависимая память в которую программа может свои рабочие дела скидывать. Например запоминать выбранный вход и уровень громкости в усилителе, и включаться с ними после выключения. Или например запоминать станции в радиоприемнике.
Но программу в нее нужно закачивать при сборке системы. А наша сегодняшняя микросхемка она уже с кодом сразу с завода, что произвел эту микросхему.
В семействе этих микросхем есть особых 2 МК. Один с внешней ПЗУ для отладки кода. Когда можно по быстрому менять ПЗУ и смотреть как механика изменит свое поведение.
А есть МК с прожигаемой ПЗУ, когда код уже отлажен и нужно собрать прототип. Тогда вы прожигаете ПЗУ в микрухе и впаиваете ее в плату. Именно в ту плату, что потом в серию пойдет.
И теперь, когда вы прототип утвердили к сборке, то вы делаете еще один шаг рационализации производства.
Вы выпаиваете МК с рабочим кодом, и несете его на завод производящий микросхемы. И там заказываете тираж микрух с новым индексом, где код зашит сразу с завода.
Они там на заводе сами сделают кристалл в котором будет ПЗУ из перемычек. Она такая и конструкционно дешевле, и производится разом в один конвеерный цикл на одном кристалле с основной схемотехникой контроллера.
А на выходе просто готовые микросхемы которые нужно впаять в вашу плату.
На самом деле при производстве систем на Ардуине о таком дельце тоже можно договориться. Просто этот подход рентабелен когда тираж от 10 тысяч экземпяров и выше. А если меньше, то с вами на заводе и разговаривать не будут.
Но зато все меняется если тираж ощутимо крупнее.
Мы чуть выше поняли как этот проц защищает ленту при перемотках в катушках. Но все гораздо интереснее в случае кассет.
Дело в том, что в катушках натяг ленты контролируется внешним датчиком. А натяг нужен, чтобы она к ленте правильно прижималась.
В магнитофонах прижим ленты делается 2мя способами. Если подешевле то кусочком поролона. Что в катушечниках, что в кассетниках.
В кассете для этого с внутренней стороны ленты этот кусочек виднеется. Но в хорошей деке, есть специальные штырьки, которые этот поролон отодвигают от ленты.
А прижим делается за счет натяга. Как в хорошем катушечнике.
Но если в катушечнике есть датчики натяга, то как быть в кассетнике? Их же в нем разместить негде.
И вот тут-то процессор и приходит на помощь. Он за счет разницы в оборотах катушек в кассете, определяет сколько нужно напряжения подать на мотор подающей катушки. И формирует данный управляющий импульс. Паралельно следя, чтобы скорость движения ленты не нарушилась.
Но в кассете бывает еще один сбой. Случается особенно когда лента в середине кассеты. Она иногда перекашивается. И принимающая катушка не крутится. Усилие на ее проворот оказывается выше силы проскальзывания в принимающем дифференциале, предназначенном для выравнивания скоростей мотора и катушки с разным количеством ленты в разный момент времени звучания кассеты.
И вот этот процессор, так же следит за тем, чтобы в таких ситуациях что-то сделать, чтобы спасти ленту от зажеывания. Срабатывает он такой значительно быстрее, чем классический автостоп.
Тем самым не позволяя ленте намотаться на ролик.
Но самое интересное, что есть такие коды, которые в такой ситуации умеют сами автоматически отматывать чуть кассету назад, потом подкручивать вперед, чтобы устранить данную проблему.
В нашей же сегодняшней микросхеме в этой ситуации просто срабатывает автостоп.
Так же автостоп срабатывает, если уровень детонации выходит за пределы некоторого допуска. Тем самым не позволяя в случае износа магнитофону Высшего Класса протягивать ленту даже с параметрами Первого Класса, я уж не говорю о Втором классе. Он просто обезвредит магнитофон значительно раньше, чем износ механизмов дойдет до столь неприемлемой для Высшего Класса детонации.
Конечно в комментах будут жалобы, что Вега 120 плохой магнитофон, который часть кассет крутил, а на другой части даже импортных автостопом то и дело бастовал. Теперь вы знаете почему.
Поэтому когда говорят, что в магнитофоне Астра 111 с ее арахичным приводом не может быть качественного уровня детонации. А она 0.08% держит. То нужно помнить, что процессор стоящий на борту не позволит ей детонировать больше чем на 0.1 процента. Он ее вырубит.
Такие вот дела.
Такие вот конструкционные решения.
И все мы помним, как работают видики. Которые порой аж 4 скорости перемотки ленты имеют. И порой жутко не хотят некоторые кассеты раскручивать быстрее второй. Теперь вы знаете почему, и какой именно контроллер этого не позволяет. И по каким именно сигналам о неравномерности вращения подающей катушки ориентируется.
А еще ведь были процессоры в некоторых видиках, что остаток ленты в минутах вычисляли. И даже умели сами отличать 3х часовую видеокассету от 4х часовой. Причем делали это по изменению скорости вращения катушек в кассете примерно за 2 минуты после включения. Через 2 минуты аппарат понимал какая именно кассета в нем стоит и в какой именно части до конца кассеты находится.
Помните эту функцию, когда вам нужно записать передачу, а на нормальной скорости это не получается. Места не хватает. Так он умел под конец перейти на LP так, чтобы половина передачи оказалась в хорошем качестве, и только концовка ее в LP режиме.
Вот и такое эти процессоры умеют. Но наш сегодняшний конечно попроще. Для расчета метража ленты и перевода его в реальное время и в Олимп 005 и в Вега 120 использовался еще один процессор с названием КР145ИК1914. А микросхема КР145ИК1913 умеет искать паузы и программировать последовательность воспроизведения треков.
А вот в Астра 111 стоит только КР145ИК1906, что следит за перемотками да детонацией с автостопом и антизажевывателем. А вот 2 другие ей не поставили.
Олимпу и Веге в этом плане больше повезло. А в Ореанде процессор один. Но он и за порядком в кассете следит и паузы ищет. Но он там и помощнее будет.
Спасибо, что дочитали!