В сегодняшнем посте речь пойдет о выставке современного искусства под названием "Звенящий след". Автором данного арт-объекта стал известный московский художник Павел Отдельнов. Темой выставки был выбран один из самых малоизвестных этапов в истории индустриального развития Южного Урала - становление атомной отрасли и последствия первой на территории СССР радиационной катастрофы. В минувшие выходные, несколько участников нашей команды посетили данное мероприятие, так что спешим поделиться с вами впечатлениями, а также фотографиями и видеороликами с выставки.
Сначала пару слов стоит сказать о том месте, где происходило данное мероприятие. Посёлок Сокол (ЗАТО г.Снежинск, Челябинская обл) не случайно был выбран местом под размещение экспозиции, так как именно здесь влоть до наших дней сохранился один из объектов бывшей "Лаборатории Б" - исследовательского центра, сыгравшего важную роль на первых этапах становления советского атомного проекта. Начиная с 1946 и вплоть до 1955 год в лаборатории занимались исследованиями последствий воздействия ионизирующего излучения на биологические организмы (растения, насекомые и животные) и пытались разработать способы защиты от влияния радиации.
Выставка разместилась в здании бывшего общежития, где в послевоенные годы проживали ученые и персонал "Лаборатории Б", а после того как проект был перенесен из посёлка в Снежинск, Озерск и окрестности Миасса (биостанция Б.Миассово), здесь проживали сотрудники одного из проектных институтов Снежинска. Поселок вплоть до 2008 года относился к части ЗАТО г.Снежинск, что предполагало режимный порядок посещения.
Сама "Лаборатория Б" была снесена по причине наличия локальных очагов радиоактивного загрязнения. Несмотря на предпринятые попытки дезактивации, уровень радиации по прежнему оставался повышенным, в связи с чем было принято решение о демонтаже лабораторного комплекса и проведение работ по рекультивации грунта. С тех пор территория огорожена и охраняется силами ведомственной охраны. Контроль за радиационной обстановкой осуществляется сотрудниками Федерального ядерного центра. После того, как посёлок Сокол лишился статуса ЗАТО, бывшее общежитие несколько лет пребывало запустении. Казалось бы, что судьба исторического здания была предрешена и строение вот-вот пополнит список поселковых "заброшек", однако здание буквально спас местный краевед и впоследствии историк "Лаборатории Б" Алексей Липатников. Заключив с администрацией долгосрочный договор аренды Алексей взял здание под свой хозяйственный контроль и теперь следит за зданием, проводит мелкосрочные ремонт, оберегает заезжих вандалов.
Территория бывшего общежития вновь стала обитаемой. Здесь проводят историко-краеведческих лекции, интерактивные квесты, а на прилегающей территории даже обустроили небольшой полигон под игры лазер-тег.
В этом году целый этаж бывшего общежития был передан под размещение арт-объектов выставки известного московского художника Павла Отдельнова. Экспозиция под названием "Звенящий след" создана в рамках 6-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. На целых два месяца некогда секретный посёлок станет одним из центров уральского культурного притяжения, наравне с Челябинском, Екатеринбургом и Саткой, где уже не первый год проводят подобные мероприятия.
Темой выставки был выбран один из самых малоизвестных индустриальных этапов в истории нашего региона - развитие на Южном Урале атомной отрасли и последствия первой на территории СССР радиационной катастрофы. Собственного говоря, "Звенящий след" оттого из "звенящий", что на сленговом обозначении атомщиков означает радиационное загрязнение...
При входе в экспозицию каждому участнику выдают программку на обороте которой напечатана копия оригинального формуляра о неразглашении секретных данных, как бы намекая на недавнее прошлое, когда любая информация о произошедшем на ПО "Маяк" находилась под печатью секретности. Такое вот необычное начало!
Арт-экспозиция выставки "Звенящий след" включает в себя двадцать одну комнату в каждой из которых представлены инсталляции, рассказывающие посетителям о событиях полувековой давности. Каждая с уникальным оформлением, но при этом выдержанные в едином стиле.
В одной - начало ядерной гонки, в другой - быт инженеров работавших над созданием ядерной бомбы, в третьей - список расселенных деревень с безликими портретами их жителей.
Среди экспонатов представлены не только картины, но и всевозможные инсталляции, с помощью которых автор продолжает максимально погружать посетителей в атмосферу тех лет и в полной мере "нагружает" эмоциями.
Сама атмосфера здания и отдельные артефакты тех лет, такие как банка из-под шоколада в порошке, выдаваемый сотрудникам атомной промышленности или аутентичные настенные часы, застывших на отметке 16:22 в момент взрыва одной из емкостей с радиационным материалом на комбинате "Маяк" - сформировали более трепетное отношение к выставке.
Стоит заметить, что банка это не просто антуражный предмет и символ эпохи. В данной экспозиции заложен довольно глубокий смысл. Посудите сами: с одной стороны шоколад - символ бытового достатка "атомщиков из запретки", так как в остальной части страны данный продукт был в дефиците; с другой стороны - символ колоссальных жертв и огромного риска. Дело в том, что некогда было популярным мнение, что шоколад способствует выведению из организма опасных радионуклидов, так что дефицитный продукт в огромных количествах получали лишь те, кто ежедневно работал с радиацией и тем самым подвергал собственную жизнь и здоровье постоянному риску.
В одной из комнат у зрителей есть возможность осмотреть ствол дерева пораженного 64 года назад радиоактивным выбросом. Дерево безопасно - лично проверил радиометром.
В другой - точную копию знака о радиационной опасности. В ВУРСе и по берегам реки Теча до сих пор можно встретить такие "треугольники", например, близ теченского моста на дороге Челябинск - Екатеринбург.
Одна из комнат посвящена "Северному сиянию" о наблюдении которого сообщали жители Челябинской области, дексать по ночам в северо-восточной части небосвода они видят необычные всполохи света, окрасившее небо в красно-синие цвета. Спустя неделю после аварии об этих сообщениях написали в местной газете "Челябинский рабочий", однако всё увиденное отнесли к природной аномалии. Разумеется, что в 1957 году все обстоятельства трагедии были строго засекречены и ни о какой огласке речи быть не могло.
Лишь спустя тридцать лет станет известно, что причиной появления небесного зарева была техногенная катастрофа в результате которой в атмосферу было выброшено порядка 80 тонн высохших высокорадиоактивных отходов, свечение которых выдали за северное сияние.
Художник отобразил это событие в виде изображения стилизованного под газетную публикацию с сообщением о "Северном сиянии над Южном Уралом" и подсветки потолка с помощью прожектора, меняющего цвета с красного на синий...
На мой взгляд, самой сильной и запоминающейся инсталляцией на выставке стала комната, посвященная ликвидаторам той аварии. Только представьте: вы перешагиваете порог и попадете в абсолютно темноё помещение, где в слабом лучике света виднеется часть костюма химической защиты, висящая на стене, и при этом из динамиков монотонным голосом начинают зачитываться воспоминания ликвидаторов аварии 1957 года: о том как массово уничтожали скот в деревнях, как сжигали целые деревни, оказавшиеся на пути радиоактивного облака, как боролись с последствиями лучевой болезни и видели смерть своих товарищей, как в одночасье изменилась жизнь тысяч людей, столкнувшихся с первой в СССР радиационной катастрофой.
Экскурсию проводит Алексей Липатников, настоящий эксперт в истории "Лаборатории Б", так что за время посещения узнали много нового и интересного как об уральском этапе в истории создания первой советской атомной бомбы, так подробности аварии на комбинате "Маяк" - нашем "Уральском Чернобыле".
Подводя итог хочу заметить, что до того момента пока не посетил выставку лично, я весьма скептически относился к современному искусству. Доселе эта область культуры оставалась для меня непонятной и весьма далекой, оданко "Звенящий след" оставил исключительно яркие и положительные эмоции. Быть может, столь неожиданный для меня эффект случился потому как тема экспозиции мне интересна и близка, а может причина в понимании сути той идеи, что была заложена автором в основу всего арт-объекта. В любом случае, каждый волен дать выставке собственную оценку, тем более, что у вас есть шанс посетить экспозицию. Выставка будет работать до 31 октября (возможно дольше, но пока неизвестно), так что нужно поспешить! Интересующимся историей и, быть может, среди наших подписчиков есть ценители современного искусства, короче говоря, всем рекомендуется к посещению!
Координаты Алексея Липатникова без проблем можно найти в интернете, однако если возникнут сложности - пишите, либо оставляйте запрос в комментариях к статье, поделюсь инфой как найти и записаться на выставку. Кстати, посещение выставки бесплатное. |Т.У.|
Поддержите наш блог!
Обязательно подпишитесь на наш канал! Нажимайте "палец вверх" и не забывайте оставлять комментарии. Задавайте вопросы, делитесь своим мнением! Вам не сложно - нам это очень поможет в продвижении канала. СПАСИБО!