Здравствуйте, друзья.
На этом канале я периодически пишу про игры, наиболее впечатлившие меня в детстве и оказавшие большое влияние на мои дальнейшие игровые предпочтения. Сегодня это будет не просто взгляд в прошлое на очередную замечательную игру для Sony Playstation, а прямая рекомендация в неё поиграть.
Итак, перенесёмся в 1999 год. Кто-то ждёт конца света, кто-то готовится отважно бороться с “проблемой 2000 года” и вероятными сбоями в работе компьютерных систем, а 13-ти летний я в предвкушении ёрзаю на диване, поставив в Соньку свежекупленную игрушку - Front Mission 3.
Растущим в суровые 90-е, нам с братом не так часто удавалось покупать новые игры для приставок, поэтому к каждому новому диску отношение было весьма трепетным. Вынимать диск из коробочки нужно было очень аккуратно, чтобы не поломать удерживающие его маленькие пластиковые треугольнички, и упаси боже схватиться за зеркальную поверхность и поставить отпечаток - срочно бралась мягкая тряпочка и диску возвращался прежний блеск.
После игры диск не менее аккуратно убирался в коробку и, при этом, выравнивался, чтоб картинка была строго горизонтальна и при последующем открытии пластикового бокса сразу радовала глаз ))
Казалось бы, обычное отношение неизбалованных мальчишек к дорогой приставке и играм к ней. Но порой я видел у одноклассников игровые диски настолько заляпанные отпечатками пальцев, что их приходилось мыть, а иной раз и зацарапанные до такой степени, что я начинал сомневаться, что такое могло произойти случайно и по диску не прошлись наждачной бумагой.
Не менее важным и торжественным был первый запуск любой новой игры: уроки должны быть сделаны, обед/ужин съеден, туалет посещён - отойти по внезапным делам когда на экране уже логотип Playstation, вот-вот начнётся стартовый ролик, а в комнате ещё ощущается запах новой пластиковой коробочки с игрой было недопустимо ))
При включении новой игры джойстик сразу же откладывался в сторону, чтобы ненароком не нажать что-нибудь и не сбросить логотип разработчика и вступительное видео, которое было у большинства игр. Таким образом мы с братом быстро запоминали логотипы наиболее плодовитых игровых студий и зачастую сразу могли определить, насколько хорошей будет игровая новинка.
Front Mission 3 стала первой увиденной мной игрой от компании Squaresoft, чей логотип сразу же стал синонимом качества. Все встреченные впоследствии игры от этих разработчиков (Parasite Eve 2, Chrono Cross, Vagrant Story) были безусловно одними из лучших за всю историю консоли и неизменно присутствуют во всевозможных топ-списках лучших игр для Sony Playstation.
Начав новую игру, мы сразу же знакомимся с главным героем Front Mission 3, Кадзуки Такемурой - молодым испытателем ванзеров (огромных боевых роботов), по совместительству выполняющему небольшие поручения руководства. Вы вольны изменить его имя на любое другое, но я в своё время этого не сделал, так как повествование теряет свою серьёзность, когда главгерой становится каким-нибудь Васей или Колей ))
Первый уровень является тренировочным и познакомит вас с основными игровыми механиками: передвижением и атакой. Главная положительная черта FM3 - простота и понятность геймплея. Несмотря на кажущееся обилие параметров в игровом интерфейсе, их предназначение легко запоминается, а сразу узнаваемые пиктограммы вооружения и его характеристик делают знакомство с игрой приятным даже новичку.
Пройдя короткое обучение вы встретите старого друга и получите первое задание на транспортировку пары новых ванзеров. Ну а дальше… А дальше сюжет, зародившийся в небольшом испытательном ангаре, постепенно достигнет мирового масштаба.
Front Mission 3 является классической пошаговой стратегией, где на поделённой на клетки карте вы будете выполнять задания - чаще всего на уничтожение всех противников. В вашем отряде может быть максимум 4 ванзера, причём это будут не просто бездушные машины, а настоящая команда отлично прописанных героев, каждый со своим характером и военной специализацией.
Я и ранее встречал пошаговые стратегии ещё на Сеге, но впервые столкнулся с такой красивой трёхмерной графикой, затягивающим геймплеем и харизматичными персонажами. Особенно классно смотрелись сюжетные ролики, созданные на движке игры: только что ты закончил бой, и вот те же самые ванзеры шагают по зачищенному тобой уровню обсуждая итоги сражения и дальнейшие планы - эффект погружения в игру для того времени потрясающий. Именно с FM3 пошаговые стратегии стали моим самым любимым жанром.
С точки зрения тактики, бои в Front Mission 3 не самые трудные. Всего 4 юнита под вашим командованием, отсутствие маскировки, минимум укрытий и складок местности делают ключом к победе правильную настройку боевых машин, установку более подходящего под конкретную миссию вооружения и хороший набор полезных навыков, о которых я ещё скажу пару слов ниже.
Если немного обобщить принцип поведения в сражении, то он сводится к следующему: старайтесь располагать ванзеров на возвышенностях, так ваша точность будет немного выше, а находящиеся рядом враги с оружием ближнего боя не смогут ударить в ответ, пока не поднимутся к вам.
Лучше атаковать одного и того же противника до полного уничтожения и стараться рассеивать получаемый вашим отрядом урон, не допуская получения одним персонажем критических повреждений. По возможности желательно как можно быстрее уничтожать ванзеров, вооруженных ракетными установками. Как видите, ничего сложного ))
Важнейшая и любимейшая игроками особенность FM3 - возможность создать своего ванзера из десятков различных частей. Мне всегда нравилось копаться в инвентаре и раскладывать всё по полочкам ещё со времён первого Resident Evil - так что и тут я был как рыба в воде.
Сборка своего ванзера дело нехитрое, но ответственное. Вы можете использовать готовый комплект из частей одной модели, или же создать собственного ванзера из разных частей: ноги, корпус и по отдельности каждая из двух рук. Части имеют различные характеристики, например: вес, точность (руки), количество хп, подвижность (ноги). Главным ограничением при сборке выступает вес каждой детали. Также не стоит забывать, что на свежесобранный ванзер нужно установить вооружение, а это снова дополнительный вес. Его сумма не может превысить лимит, зависящий от выбранного корпуса.
Идеального ванзера собрать практически невозможно. Хотите много брони и очков прочности, придется пожертвовать подвижностью и точностью. Выберете мобильность и меткость, будете посредственно бронированы и серьёзного урона вынести не сможете. Мой выбор всегда был на грани максимального веса. Я предпочитал сборную солянку для моего альтер эго: средней подвижности ноги, сильный и тяжёлый корпус, меткая правая рука с оружием и максимально тяжёлая и защищённая левая, по возможности дополненная небольшим щитом.
Сменяя для разнообразия вещевой рюкзак на энергетический, и выбирая максимально заточенную под ближний бой комплектацию, можно было добиться впечатляющей мощи и, при наличии соответствующего навыка, бить врагов двумя кастетами одновременно или же вломить дуплетом из пары дробовиков или автоматов.
Внешний вид ванзеров варьируется от типовых мехов до брутальных тяжеловесов с ирокезами. При первом прохождении я старался выглядеть максимально круто и данного персонажа на скрине выше сразу забраковал. Но играя заново спустя десять лет, внешний вид робота отошёл на второй план, и я не отказал себе в удовольствии пилотировать уродца с антипарковочным столбиком вместо головы ))
А если серьёзно, в FM3 практически нет проходных машин: каждый ванзер вполне боеспособен и, что немаловажно, может открыть доступ к уникальным навыкам, поэтому не стоит зацикливаться на какой-то одной модели. Особняком стоят только редкие экземпляры, которые можно отбить у врага, но в моём прохождении трофеев было немного и я обходился стандартными машинами.
Грамотно ведя бой и не давая противникам спуску, можно здорово подорвать их мораль и вражеский ванзер может выкинуть белый флаг. В таком случае его получится захватить после окончания боя. В некоторых случаях белый флаг является обманом, поэтому лучше ещё немного наподдать окруженцу - для верности, но смотрите не уничтожьте его совсем. Захваченные ванзеры можно использовать самому, разобрать на части или продать.
Важной функцией ванзера является возможность катапультировать пилота во время сражения. Катапультирование пилота может быть добровольным и принудительным. Добровольное катапультирование имеет смысл в случае, когда ваш ванзер критически повреждён и вот-вот развалится. Вы можете высадить пилота и попробовать “доползти” до пустующего вражеского ванзера, если его пилот был уничтожен ранее.
Принудительная высадка пилота происходит при атаке с применением соответствующего навыка и, вероятно, рандомно при получении урона - тут уже точно не помню. Как бы то ни было, если вы вынуждены покинуть свой ванзер, запрыгивайте обратно как можно скорей - человеку не место на поле боя огромных машин, вас мгновенно уничтожат.
Соответственно, выпрыгнувшего вражеского пилота нужно сразу же ликвидировать - палите в него всем, что есть. Лучше использовать оружие с несколькими поражающими элементами: дробовики, автоматы, огнемёты. А вот выпущенная ракета легко может промазать по крошечному человечку, не нанеся тому никакого вреда. Подобные нелепицы обусловлены игровым балансом, будьте снисходительны ))
Мне запомнилось, как я был вынужден покинуть своего робота после атаки противника, но в итоге просто перепрыгнул в удачно стоящий рядом вражеский ванзер и продолжил бой. Так же, оказавшись однажды на земле под конец одного из боёв, я решил отомстить обидчику, попросту пристрелив из пистолета металлическую махину со считанными единицами прочности ))
Ближе к середине игры каждому члену отряда вы сможете выставить один из трёх типов брони: Anti-I против дробящего оружия (кастеты, дубинки, дробовики), Anti-P против проникающего (шипы ближнего боя, дальнобойные винтовки, автоматы) и Anti-F против оружия взрывного действия (ракетницы, огнемёты и гранатомёты).
Оружие по типу атаки делится на те же три категории. Чуть выше я уже перечислил весь игровой арсенал )) Больше добавить особо нечего, экспериментируйте и выбирайте себе пушку по вкусу. Также не забывайте про ручное оружие, его мощь зачастую превосходит огнестрельные варианты.
При первом прохождении советую вооружать ваших персонажей сообразно их специализации, так вы получите более гармоничный и разнообразный геймплей. При атаке следует учитывать тип брони вражеского ванзера. Ударить кастетом противника с повышенной защитой от дробящего оружия не самая хорошая идея, лучше прошить его очередью из автомата.
Вместо оружия вы также можете установить щит, который способен погасить часть принятого урона. Его можно использовать, если вы не хотите получать урон в данный момент, не имеете возможность контратаковать или же когда дистанция до противника слишком большая. Ресурс щита обычно невелик, после нескольких использований он разрушится.
Ванзера также можно снабдить рюкзаком. Они бывают двух видов: вещевые и энергетические. Вещевые содержат несколько слотов, куда можно поместить полезные в бою припасы: аптечки, позволяющие восстановить часть хп повреждённой части ванзера; ремкомплекты, восстанавливающие уничтоженную часть и боезапас для ракетницы или гранатомёта. Запас ракет вещь необходимая для вооружённого ракетницей ванзера. Прочее оружие имеет бесконечные патроны.
Роль энергетического рюкзака очень проста - он позволяет немного увеличить максимальную грузоподъёмность выбранного ванзера. Это поможет установить на него больше оружия или изначально собрать более мощного робота используя части потяжелее.
В ходе сражения вы будете получать боевые навыки, которых в игре огромное количество! Увеличение урона, точности, уклонения, нанесение урона конкретным частям ванзера или пилоту - вы наврядли сможете изучить и половину за одно прохождение.
Каждый изученный навык вносится в бортовой компьютер и впоследствии он может рандомно активироваться в бою. Количество слотов под навыки ограничено и очень скоро придётся выбирать между наиболее эффективными и подходящими под ваш стиль боя способностями. Моим любимым навыком был приём, позволяющий в ближнем бою боднуть противника - очень эффектный и мощный.
Все возможные для изучения навыки привязаны к частям, составляющим ванзер, так что чем больше навыков вы хотите получить, тем большее количество разнообразных частей необходимо будет использовать в бою по ходу прохождения. Именно навыки делают геймплей Front Mission ещё увлекательнее: никогда нельзя предугадать, во время какой атаки активируется навык и насколько серьёзно это скажется на ходе сражения. Противники тоже могут пользоваться своими способностями, так что тут всё по-честному.
И, наконец, последняя особенность Front Mission 3. Игра содержит собственный "Интернет" - сеть с сайтами различных организаций и военных блоков. Впервые зайдя в сеть, я почти поверил, что она настоящая - настолько детально и реалистично она выглядела. 3д визуализация перемещения по различным сайтам и их количество меня настолько привлекали, что в этом "Интернете” я проводил едва ли не больше времени, чем в боях.
Главное достоинство внутриигровой сети - её полная опциональность. Вы можете совершенно на неё забить, пользуясь только ангаром для настройки вашего отряда - это практически никак не повлияет на прохождение и геймплей, но сделает игру более "плоской". Вы лишитесь возможности глубже погрузиться в сюжет, узнать много нового о ваших союзниках и противниках.
Кроме того, уделив внимание поиску паролей для закрытых разделов многочисленных сайтов, вы можете получить вполне осязаемые бонусы в виде ванзеров, кредитов и чуть облегчённого прохождения некоторых заданий.
Помимо сети, в игре присутствует подобие email клиента, через который можно читать присланные вашим напарникам электронные письма и даже отвечать на них, что подчас позволит узнать друзей с необычной стороны.
Из-за наших доблестных пиратов/переводчиков, запоровших игру примерно на середине, я так и не смог пройти Front Mission 3 до конца в 1999 году - она неминуемо зависала в одном и том же месте. Но сохранив эти потрясающие эмоции глубоко в сердце, я пообещал себе, что непременно пройду игру до конца как только будет такая возможность.
И эта возможность наступила через 12 лет с покупкой моего первого смартфона LG Optimus p500. Я никогда не был поклонником мобильного гейминга, но тогда меня осенило: “Не может быть, чтобы под Андроид не было нормально работающего эмулятора PS1!”. А учитывая, что это пошаговая стратегия, играть в неё будет удобно даже на маленьком экране и, в отличие от эмулятора на компьютере, я никогда не буду привязан к одному игровому месту.
Все инструкции по работе с эмулятором я брал на 4pda и ни с какими сложностями не столкнулся. На Оптимусе, как и на всех допотопных смартфонах на Андроиде того времени была практически не используемая физическая кнопка “поиск”, на которую оказалось очень удобно забить вращение игровой карты. Разрешение экрана телефона один в один совпадало с родным разрешением Sony Playstation, поэтому картинка была очень качественная, как будто с приставки.
Управление удобное, полупрозрачные наэкранные кнопки не закрывают обзор. А ещё, при игре на телефоне, всегда под рукой электронный словарик, чтобы на потеряться в диалогах при игре в неглючную англоязычную версию, а также пополняемая заметка для записи паролей внутриигрового “Интернета”. Технологии на службе мобильного гейминга в 2011 году. Красота!
В начале статьи я писал, что собираюсь прямо рекомендовать Front Mission 3 к прохождению. Может быть, для кого-то это прозвучит глупо и наивно, но возможность сыграть в эту игру на эмуляторе для мобильного устройства и является главным основанием этой рекомендации.
Сам жанр пошаговой стратегии просто идеален для смартфона. Если в какой-нибудь экшн-игре управление в эмуляторе может попортить нервы, то в FM3 можно играть размеренно и неторопливо. Также эмулятор позволяет сохранять игру в любое время, и вернуться к ней в свободную минуту.
Если вы так же как и я практически не играете на смартфоне, так как выбор современных игр вас не устраивает, но обладаете минимальным опытом и знаниями для установки и настройки эмулятора для PS1, то не сомневайтесь - Front Mission 3 это проверенная временем “большая” игра, которая вам обязательно понравится.
Спасибо за внимание и удачи в боях! ))
Феерично-эпичный обзорогайд по Twisted Metal 2