-Около сорока! Говорю тебе, – под сорок!
-Да ну, Ир… Мальчишка совсем! Ну, – тридцать пять! От силы.
Ирина Юрьевна снисходительно, с явным знанием дела, улыбнулась:
- У кого это в тридцать пять такая седина, – смотри, не только на висках! Когда ж ты, Анжела Анатольевна, научишься в мужиках разбираться! – Ирина Юрьевна без стеснения продолжала рассматривать нового директора школы. – Да и глаза грустноватые… будто знает всё на свете.
- Почему – грустноватые? – не согласилась Ирина. – Просто – тёмно-серые… Серьёзные.
- Вот-вот! А говоришь – мальчишка! Где ты серьёзных мальчишек видела!
Ирине просто необходимо было, чтобы директору оказалось под сорок. Так хотелось, чтобы ему было не тридцать пять, а около сорока – даже дух захватывало от желания!.. Ирина Юрьевна пятнадцатый год химию преподаёт, а тут так неожиданно и услужливо память определила её нынешнее состояние: когда начальник отдела образования Серафима Андреевна на августовском педсовете представила нового директора, вдруг само собой вспомнилось – из «Евгения Онегина»:
-Вся обомлела, запылала… и в мыслях молвила: вот он!
Вот он!.. Конечно! А Анжелка смеётся: ты что, Ир, – всерьёз гаданиям веришь? А как не верить… Вчера засиделись над планами классных руководителей. Потом собрались в учительской – чай попить, передохнуть. Запасливая Таисия Марковна, завхоз, обрадовала: батон нарезала, быстренько бутербродики соорудила… Склонилась к Ирине Юрьевне, – чтоб никто не слышал:
- А у Вас, Ирочка, перемены намечаются. Заходите, погадаю.
Погадала. И вышло: прямо вот он, уже рядом. Не сегодня-завтра!
Поэтому злилась на Анжелку: ну, не должно ему быть так мало – едва тридцать пять! Ей, Ирине, муж нужен, а не ещё один сын-разгильдяй! А Таисия – проверено! – всегда правду говорит. Работала у них лет семь назад Аллочка Недельская. Уж и не надеялась на замужество: скоро тридцать… И всё здесь, в Яснодольской школе, – с первого дня после универа… Таисия однажды – тоже вот так таинственно – на Алочку взглянула… Из кабинета завхоза Аллочка вышла задумчивая… разрумянилась. А через день возвращалась Аллочка из школы, и – ну, не остановилась рядом с ней сияющая машина! Дверца приоткрылась, водитель – офицер в лётной форме – вежливо улыбнулся:
- Не подскажете, как побыстрее отсюда в Зимогорье добраться?
Уж как там Аллочка про короткую дорогу на Зимогорье объясняла, – только вдруг оказалось, что капитан не так уж и спешит… А утром Алла Витальевна к директору с заявлением об увольнении пришла… Прошлым летом приезжала в Ясный Дол – тётку проведать. Сыну – пять лет, дочке – третий. А капитан уже подполковником стал. И нечего, Анжела Анатольевна, ехидничать по поводу Таисиных предсказаний! Вчера Таисия очень серьёзно брови свела:
- А будет он, Ирочка, чуть постарше Вас… И – из большого начальства.
Из большого начальства – это, разумеется… ну, как это: маленькая естественная погрешность. Во всём же бывает!.. Ну, и у Таисии, должно быть, нестыковка случилась, – ладно! Не главное! Конечно, директор поселковой школы – не такое уж великое начальство. И всё равно, – не учитель же физики. А возраст, – Анжелка бестолковая!.. – и эта обалденная седина в тёмных волосах… Честно сказать, седина не так уж заметна: ну, серебрится, – на висках, в основном… Ирина старательно разыскивала взглядом седые волосы на директорской голове. Анжела Анатольевна толкнула подругу:
- Ир, видишь?..
Новый директор с грустным удивлением смотрел на учительницу математики Евгению Максимовну. А Женя безразлично отвернулась к окну, – казалось, её ничего не интересует, кроме мягко шуршащих в листьях тополя дождевых капель.
- Что бы это значило? Ир, тебе не кажется, что они знакомы?
Ирина Юрьевна от досады даже чуть подпрыгнула на стуле, зашипела:
- Не кажется! Просто Женька вечно в глаза лезет! Ну, вот чего уселась… – Ирина хотела сказать: перед самым столом уселась! И осеклась: – Женя сидела на предпоследней парте, совсем не рядом с учительским столом. – Вечно лезет! Чтобы её заметили! Вот такие… мамы-одиночки, как Женька Ярцева, по головам пройдут, чтобы привлечь внимание мужика!
- Ну, что ты говоришь, Ир! Женя с дочкой живёт, – столько лет одна! Ты её видела с кем-нибудь?
- Я б её вообще не видела! Терпеть не могу таких: святую из себя строит… а сама только и думает…
- Ир, а мы с тобой не думаем?.. Да у нас в школе на двадцать учительниц – две замужних. И то, – Любовь Денисовна своего держит в доме ради этого статуса – замужней быть. И кто не думает?..
А после педсовета так услужливо пришедшее на память признание пушкинской героини… ну, это: … и в мыслях молвила: вот он!.. – растаяло, как тёмно-серое облако над Луганкой после дождя…
Ирина Юрьевна увидела, как Евгения Максимовна спускалась по ступенькам на первый этаж,в свой кабинет математики. Новый директор, Валерий Михайлович, догнал её:
- Здравствуй, Женя!
Евгения Максимовна не оглянулась:
- Здоровались уж. На педсовете.
- Женя!.. Ты не помнишь?
Евгения Максимовна всё же остановилась. Измерила директора медленным взглядом:
- Увидела, – вспомнила.
- Женя, давай поговорим… у меня в кабинете. Как мы встретились! Сколько лет…
- Много лет. А говорить нам не о чём, Валерий Михайлович.
Женя ускорила шаги, простучала каблучками по коридору, вошла в пятый кабинет.
Ирина Юрьевна чуть не расплакалась: снова Анжелка права! Знакомы они, Женька с Сухачёвым! А Женька ещё и выпендривается! Ну, вот когда и где они успевают с такими мужиками знакомиться!
Пробежала в кабинет химии. По пути толкнула плечом некстати вышедшую навстречу Таисию Марковну. Процедила сквозь зубы:
- Халтурщица! Не позорилась бы со своим гаданием!
Таисия Марковна оторопела:
- Ирочка!..
- И не рассчитывай на мою благодарность! И всем расскажу… какая ты провидица хренова! Чтоб знала, как одиноким женщинам голову морочить! «Чуть постарше! Из большого начальства»!..
… Евгения Максимовна пыталась просмотреть новый учебник по математике для одиннадцатого класса… А видела его глаза, – совсем прежние, тёмно-тёмно-серые… и нежность, – такая нежность и сила были только в его глазах… И давняя обида горькая сжала сердце. Женя бессильно уронила голову на учительский стол, заплакала…
…Валерий Михайлович, преподаватель кафедры педагогики и психологии, с равнодушной усталостью сел за последнюю парту. Едва ли взглянул на студентку, что проводила сегодня урок в девятом классе. Но полувзгляда хватило, чтобы заметить: даже пальцы вздрагивают от волнения. Вздохнул: ясно… Ну, и чего подалась в учительницы?.. Шла бы в кондитеры, что ли… Всё равно сбежит. Вот сейчас … ну, хоть воон тот, с давно не стриженными волосами, что-нибудь ляпнет по поводу того, что училка взгляд не отрывает от конспекта… И – прощай, педагогика!
Руководитель практики не заметил, как заслушался. Не заметил, что в 9-А стояла тишина. Как её… – заглянул в свой ежедневник – Евгения Максимовна Ярцева, третий курс физмата – негромко рассказывала о линейных неравенствах, уверенно писала решение на доске… Пальцы студентки ничуть не дрожали. А конспект она даже не открыла. Сухачёв тогда впервые увидел и услышал, как это красиво: формулы линейных уравнений. И… Практикантка – в чёрной юбке и простой белой блузке – тоже была красивой, – такой особенной, строгой учительской красотой. А ведь показалась девчонкой-старшеклассницей! Валерий Михайлович незаметно оглядел класс, нашёл не стриженного парня, что – по всем приметам! – должен был навсегда разочаровать практикантку в выбранной профессии. Парень серьёзно слушал объяснения, что-то спросил о переменной. Студентка подошла к нему, немногословно объяснила, на что-то указала в его тетради:
- Эту ошибку можно исправить.
Парень кивнул. В классе прямо чувствовалось очарование линейными формулами. Сухачёв ещё раз обвёл глазами ребят: казалось, они даже дыхание затаили… А на днях в этом же классе проводила урок Машенька Дробышева, звезда факультета. Руководителю педпрактики приходилось наводить порядок в классе… А эта – как её? – Евгения Михайловна – будто уже лет пять ведёт уроки в неуправляемом 9-А. Даже как-то удивительно быстро запомнила имена мальчишек и девчонок… А после звонка вдруг вспыхнула и подняла на Сухачёва испуганные глаза. Как старшеклассница, что не выполнила домашнее задание.
Продолжение следует…
Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9
Навигация по каналу «Полевые цветы»