42,7K подписчиков

Александр Дейнека: художник-катализатор советского времени

1,7K прочитали

Дейнека менялся одновременно с советским обществом и прошёл путь из графика-авангардиста в живописца, но всегда оставался востребован.

Александр Дейнека (1899-1969) – советский художник, работавший в различных направлениях: он был авангардистом и импрессионистом, монументалистом, графиком, даже скульптором. Феномен Дейнеки в том, что по его произведениям можно проводить срез советского общества – вместе с политическими изменениями, запретами и пропагандируемыми направлениями искусства менялось и его творчество.

Молодость Дейнеки проходила во время революции, так что раннее творчество художника было наполнено работой, связанной с революционными событиями, и тягой к экспериментам. Ещё в родном Курске он оформлял агитпоезда и руководил городскими «Окнами РОСТа» – производством политически агитирующих плакатов. В Москве он поступил на полиграфическое отделение Вхутемаса, где среди прочего на него сильно влияло ученичество у Владимира Фаворского и встречи с Владимиром Маяковским.

К середине 1920-х Дейнека был художником, очень склонным к экспериментам. В 1924 году он вместе с другими студентами полиграфического факультета Вхутемаса, Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым, работал над «Объединением трёх» и выставлял работы на московской Выставке объединений активного революционного искусства. «Объединение трёх» показывало печатную графику, живописные и графические станковые работы – их работы называли «экспрессионистским урбанизмом». За год до этого Дейнека написал портрет художника Константина Вялова, где можно разглядеть явное стремление к авангарду в грубых геометрических линиях интерьера, лица и одежды изображённого.

Дейнека менялся одновременно с советским обществом и прошёл путь из графика-авангардиста в живописца, но всегда оставался востребован.

«Объединение трёх» вдохновило на создание Общества станковистов, самого прогрессивного объединения художников 1920-х с чёткими принципами творчества. Требовался ясный и вписанный в революционные и постреволюционные события сюжет, стремление к идеалу станковой живописи и рисунка, стремление к законченности и ориентация на художественную молодёжь. При этом общество не задавало чёткие жанровые рамки, из-за чего, по версии критиков того времени, обрабатывало и оставляло у себя всё лучшее из различных жанров, складывая это в единую картину.

В постреволюционном и довоенном творчестве самого Дейнеки можно разглядеть несколько ключевых для него сюжетов. После поездки в 1924 году на Донбасс Александр часто обращался к теме шахтёров, как к типичным представителям пролетариата того времени – написал картины «В штреке» и «Перед спуском в шахту», позже сделал плакат «Механизируем Донбасс». Очень часто Дейнека писал про спорт, тоже важный для советской идеологии в контексте «сильного и здорового тела» («Коньки», «Лыжники», «Хоккей», «Футбол», позже, в середине 1930-х – плакаты «Физкультурница» и «Вратарь»). С подъёмом советской авиации в 1930-х Дейнека написал цикл картин об авиации, где техническое и геометрическое объединялось с живым и природным («Этюд с гидропланами», «Будущие лётчики»).

Дейнека менялся одновременно с советским обществом и прошёл путь из графика-авангардиста в живописца, но всегда оставался востребован.-2

Военные сюжеты, в которых проглядывался образ «настоящего советского человека», тоже выделяли Дейнеку: в 1928-м он написал «Оборону Петрограда», определившую всё его дальнейшее творчество. В «Обороне Петрограда» критики того времени также обозначали важнейшие для творчества Дейнеки детали – графический подход, контраст белого и чёрного (и частая близость работ к монохрому), склонность к геометрии, противопоставление изображения и фона.

Дейнека менялся одновременно с советским обществом и прошёл путь из графика-авангардиста в живописца, но всегда оставался востребован.-3

Творчество Дейнеки резко поменялось как раз в 1930-х в сторону лирики. Деятельность авангардистов, которые должны были визуализировать символы советского государства, всё чаще критиковалась, а в 1937-м авангардистов объявили формалистами. От сложных образов художник перешёл к простым – понятным, потерявшим акцент на геометрии. Его геометрическое видение творчества проявлялось в создании мозаики для московского метрополитена, которая украшала станции «Маяковская» и «Павелецкая».

Во время Второй мировой Дейнека оставался в Москве и лишь однажды выезжал в район боевых действий на фронт Юхнов – чтобы собрать впечатления. Он писал политические плакаты для «Окон ТАСС», а в 1942-м создал полотно «Оборона Севастополя», которое резко отличалось от схожей по настроению «Обороны Петрограда» – не только геометрией, но и явным возвышенным пафосом. Тем самым художник хотел не только показать героизм защитников города, но и отметить Севастополь – город, где он жил долгое время.

Дейнека менялся одновременно с советским обществом и прошёл путь из графика-авангардиста в живописца, но всегда оставался востребован.-4

После войны Дейнека снова попал под войну с искусством – теперь запрещался импрессионизм, и из-за «формалистских» тенденций он был понижен с должности директора Московского института декоративного и прикладного искусства. Однако и в послевоенном творчестве Дейнека оставил монументальные полотна, которые стали очень важными для советского искусства из-за соответствия его тенденциям: в первую очередь это картины «Эстафета по колесу «Б» (1947) и «У моря. Рыбачки» (1956).

Дейнека менялся одновременно с советским обществом и прошёл путь из графика-авангардиста в живописца, но всегда оставался востребован.-5

Время наложило на творчество Дейнеки сильнейший отпечаток – пытаясь быть востребованным и соответствовать тенденциям искусства в каждой эпохе, Александр подстраивался под каждый временной период. Возможно, это не слишком хорошо характеризует его как личность. Но как творца его характеризует другое – в каждом совсем новом периоде творчества Дейнека оставил работы, которые признают великими спустя годы.

Автор: Сергей Титов