Найти в Дзене

«Консервный нож», как образчик раннего творчества Василия Головачёва

В такой обложке я её не видел. У меня в сборнике с романом "Пираньи"...
В такой обложке я её не видел. У меня в сборнике с романом "Пираньи"...

Как я писал ранее, раннее творчество Василия Васильевича Головачёва, было очень даже качественным и интересным. Соответственно, я выбрал из того, что я читал из этого раннего творчества автора, повесть «Консервный нож». Сразу стоит отметить, что в ней есть всё, чем известно раннее творчество Головачёва того периода. Например, так называемая «немая сцена» в самом конце, намекающая ни открытый финал. Например, в «Чужих», которые потом стали «Хроновывертом» (вот зря, на самом деле, зря!), кончается тем, что командир второго спейсера принимает решение помочь Гордону (которого сейчас будут убивать) и вызывает добровольцев, а здесь, главный герой, Никита Пересвет (да, уже есть такое… славянское веяние), смотрит на Флоренс – и на этом повесть заканчивается…

Вот что-то похожее описано в повести... Интересно, а как туда попал земной корабль?
Вот что-то похожее описано в повести... Интересно, а как туда попал земной корабль?

Но вот что в повести на самом деле хорошо, это то, что Головачёв очень подробно описывает то, что происходит вокруг героев. Он очень хорошо расписал Д-объект, на котором обосновались земляне, саму Сферу Дайсона, планеты, на которых происходит действие. При чтении очень легко и просто представить себе все эти места – и читать на самом деле становится легче. Вообще, для творчества Головачёва, описывать места действия – это чуть ли не основная «фишка». Сложно сказать, нужно это, или нет. Например, у Хайнлайна с описаниями места действия всё не так хорошо, и читатель вынужден сам «достраивать картинку» того места, где происходит то или иное действие. На самом деле, в этом нет ничего плохого, но порой при чтении книг Хайнлайна возникало такое ощущение, что герои общаются, сидя в вакууме – так как сложно представить, где они находятся в данный момент. У Головачёва такого нет – но порой это играет злую шутку с читателем – я честно пробовал представить себе то, что происходило в одном из произведения (увы, забыл название, но там был местный вариант «Бабы-Яги» и «Кащея Бессмертного», много каких-то измерений и тому подобного. В процессе чтения у меня просто закружилась голова…

С «Консервным ножом» такого эффекта нет. Это довольно простое произведение, в котором действие, по большей степени, разворачивается в Сфере Дайсона, а частично – на Земле. Сюжет, казалось бы, тоже не самый сложный – в экспедиции землян происходит всякая «чертовщина», которую пробовали «списать» на разного рода системы тех, кто построил Сферу Дайсона – ведь самых строителей этого дела так и не нашли. Были обнаружены дайсы – существа с зачатками разума, но вот тех, кто построил Сферу Дайсона и всё остальное – а на планетах и в окружающем пространстве было немало всего… удивительного – так и не нашли. Никита Пересвет, работая под прикрытием (агент по освоению), прибывает в эту систему, чтобы расследовать всё то, что там происходит. Буквально с самого начала своего пребывания в Д-комплексе, он начинает замечать слежку, он понимает, что за ним следят и пробуют его «сканировать», несмотря на пси-защиту. Вообще, что касается таких вот вещей – описание технологий и прочего, то автор очень хорошо вписывает всё это дело в сюжет. И вот про работу Пересвета, про то, как на планетах и в Сфере происходят разного рода дела, рассказывается очень и очень хорошо и интересно.

И вот, казалось бы, простой, как лом, сюжет, ничего такого особенного – но повесть затягивает, становится интереснее, обрастает деталями, как снежный ком – и читать её на самом деле интересно. Герои получились живыми и настоящими. Никите, или Савве Калашникову сопереживаешь, как реальным людям.

Головачёв очень хорошо и правдоподобно рассказывает о том, чем герои пользуются по сюжету – от летательных аппаратов и до оружия. Произведение получилось довольно… техничным – в том смысле, что автору удалось описать мир, для героев вполне себе обычный и повседневный. Например, то, что Никита советуется со своим компьютером-советчиком, Васей – описано очень даже хорошо. Да, потом будет Скальцы с «Мозгодругом» и другие авторы, которые тоже будут использовать нечто подобное – но Головачёв, сдаётся мне, был одним из первых, кто додумался до такого. И снова – у него получилось очень даже хорошо.

Опять же, стоит почитать некоторые эпизоды – например, когда Никита осматривает «музей» – очень хорошо и правдоподобно описаны экспонаты, очень интересно там всё рассказывается. Читая книгу, как я уже говорил, ты буквально представляешь себе всё то, что описывает автор. И это на самом деле, очень хорошо и здорово.

В общем, несмотря на не самую сложную интригу, повесть захватывает по-настоящему и, читая её, ты сожалеешь только о том, что она очень быстро заканчивается, и тебе придётся попрощаться с полюбившимися героями.

В общем, несмотря на то что я так и не стал (и уже точно не стану) фанатом Василия Головачёва, я смело могу рекомендовать «Консервный нож» к прочтению.