Найти в Дзене
Справочник кинопижона

От авангардиста к романтику: обзор фильмов Филиппа Гарреля

Оглавление

Филипп Гаррель - режиссер, о котором одновременно легко и сложно писать. Легко, так как все его творчество делится на 2 больших этапа. С конца 60-х по конец 70-х он был одним из самых видных французских киноавангардистов, андеграундным режиссером, входящим в арт-группу "Занзибар", вместе с которой снял несколько фильмов, на фоне которых даже экспериментальные работы Годара рубежа 60-х и 70-х выглядят почти мейнстримом. Затем с начала 80-х и по нынешний день он начинает снимать сюжетно простые, но визуально насыщенные бытовые драмы и мелодрамы, большая часть которых "вдохновлена" его продолжительным романом с певицей Нико.

Сложно, потому что достаточно непросто облечь в слова то, чем цепляют его лучшие поздние фильмы. Светлой меланхолией? Романтическим стоицизмом? Фрагментами подлинности, будто случайно схваченными в постановочном фильме? Некой универсальностью и вневременностью поднимаемых тем? Возможно. Но я бы сказал по-другому: главное качество, которое присуще именно фильмами Гарреля и которое сделало его кумиром именно в синефильской, а не киноманской среде, умение вдыхать жизнь в банальности и трюизмы. Если попытаться разложить поздние фильмы Гарреля на составные части и пересказать их сценарии, можно обнаружить, что они целиком состоят из того, что во французском кино превратилось в клише. Если посмотреть на визуальную составляющую, то тоже можно обнаружить хороший французский арт-мейнстрим. Но в отличие от, скажем, формалистских опусов Франсуа Озона или Оливье Ассайаса, кадр в фильмах Гарреля дышит. Не в каждом фильме, не каждый кадр, но дышит.

Не уверен, что получится адекватно передать словами, чем же так круты лучшие фильмы Гарреля, но я постараюсь.
Данная публикация осуществлена при спонсорской поддержке читателя канала Умара Хапова. За что ему большая благодарность. Над этим текстом пришлось повозиться действительно долго, но написать его я был должен.

О всех полнометражных фильмах Филиппа Гарреля сжато

Мари на память (Marie pour mémoire), 1967

Режиссеркий дебют 19-летнего Гарреля, в котором в одной из ролей снялся его отец Морис. Ничего хорошего сказать не могу. Это типичная ученическая работа, снятая человеком, у которого уже есть интересные идеи, но катастрофически не хватает именно режиссерских умений.

Ветреница (Anémone), 1968

-2

Пятидесяти -фильм, снятый для телевидения. Постоянная актриса Гарреля Анемон, играет героиню в фильме, который в оригинале называется "Анемон". Получился портрет актрисы как части парижской богемы конца 60-х.

Концентрация (La concentration), 1968

-3

Один из двух полнометражных фильма Гарреля, который по состоянию на осень 2021-го так и не появился в сети. Дополнительно интригует участие главного актера французской Новой Волны - Жан-Пьера Лео.

Провозвестник (Le révélateur), 1968

-4

Первая значительная работа и шедевр французского киноавангарда/андеграундного кино. Снят на базе арт-группы "Занзибар", и рассматривается многими, как один из главных киноманифестов и самых ярких примеров французского киноавангарда. Мать с ребенком бегут от неведомой опасности, что должно символизировать фашизацию французского общества после провала протестов 1968-го.

Ложе девы (Le lit de la vierge), 1969

-5

Еще один авангардный фильм Гарреля, снятый совместно с "занзибаровцами". Пьер Клементе (такой французский Епифанцев 70-х, у которого была как мейнстримная, так и андеграундная кинокарьера) изображает персонажа, напоминающего Иисуса. Объект критики не вызывает особых сомнений, но в отличие от неосюрреалистов Ходоровского или Аррабаля, Гаррель избегает нарочито омерзительно образов. Зато уже в этом фильме становится очевидны его интерес к возможностям монохромного изображения и геометрии кадра. Формалистом, однако, он так и не стал, хотя предпосылки были.

Внутренняя рана (La cicatrice intérieure), 1972

-6

Поворотный фильм в карьере и жизни Гарреля. Пусть он и выглядит естественным продолжением предыдущей работы, только снятым уже в цвете. На этот раз блаженного иисусоподобного героя играет уже сам Гаррель, значительную часть экранного времени проводящий в голом виде. При этом фильм даже в большей степени является детищем Нико, которая написала сценарий, сыграла главную роль и предоставила свои песни для саундтрека. Завязавшийся примерно в этот время роман Гарреля с певицей стал основной темой всего его романтического периода творчества.

Глубокое одиночество (Les hautes solitudes), 1974

-7

Еще один экспериментальный шедевр Гарреля, который в значительной степени опровергает выражение Годара о "девушке и пистолете". Филиппу, чтобы снять кино, не понадобился пистолет. Хватило трех актрис (Джин Сиберг, Тина Омон и Нико) и максимально крупных планов их лиц. Сам режиссер называл фильм "экранизацией "Антихриста" Фридриха Ницше". Кстати, именно со знакомства с Нико начался продолжительный интеллектуальный роман последовательного левака Гарреля с правыми мыслителями (в дальнейшем в его фильмах будут цитироваться и Ницше, и Хайдеггер).

Ангел пролетел (Un ange passe), 1975

-8

У Гарреля всегда были исключительно близкие отношения со своим отцом Морисом. В то время как в США с психологическими проблемами принято посещать психоаналитиков, в России - друзей, Филипп Гаррель в таких случаях ходил к отцу. "Ангел пролетел" как раз и состоит из таких очень медленных и неспешных диалогов отца с сыном, в ходе которых они обсуждают широкий круг вопросов, от отношений Гарреля с Нико до актуальной политической ситуации.

Хрустальная колыбель (Le berceau de cristal), 1976

-9

Следующий экспериментальный фильм-портрет Гаррель посвящает своей музе Нико. Несмотря на наличие в кадре видных европейских актрис Доминик Санды и Аниты Палленберг не отставляет сомнения, кому реально посвящена эта работа.

Путешествие к саду усопших (Voyage au jardin des morts), 1978

(кадров фильма тоже найти не удалось)

Второй полнометражный (точнее, среднеметражный, фильм Гарреля), не доступный на данный момент в сети. Известно, что в нем в объектив камеры попала Мария Шнайдер, уже появлявшаяся ранее в фильме "Ангел пролетел".

Голубизна истоков (Le bleu des origines), 1979

-10

Последний фильм Гарреля, в котором снялась Нико, представляет собой чернобелое немое кино. Гаррель в очередной раз собирает в кадре любимых актрис (кроме Нико отметились Зузу и Джин Сиберг, для которой эта работа стала последней в жизни) и фокусирует камеру на их лицах. В отличие от Кассаветиса, снимавшего Джину Роулэндс в предельных эмоциональных состояниях, Гаррель в "Голубизне истоков" стремится запечатлеть максимально обыденное и расслабленное.

Тайный ребенок (L'enfant secret), 1979

-11

Последний и самый значительный авангардный фильм режиссера. Гаррель возвращается в период "Провозвестника" и "Ложа девы" и ставит точку в этом периоде своей карьеры. Фильм делится на четыре главы (да, деление на главы существовало задолго до Триера и Тарантино), первые три из которых являются рефлексией Гарреля на институт брака и проблему отцовства в современном обществе, а четвертая часть - фильм о том, как снимали предыдущие три части. Не могу сказать, чтобы Гаррель как-то особенно оригинален или высказывает действительно глубокие идеи, но снято так, что такими вопросами во время просмотра не задаешься. "Тайный ребенок" - скромная магия монохрома.

Свобода, ночь (Liberté, la nuit), 1983

-12

Гаррель снимает свой первый романтический фильм и сразу попадает "в десятку". Действие этой политической (мело)драмы развивается на фоне войны за освобождение Алжира от Франции. Муж и жена средних лет в тайне друг от друга работают на "фронт национального освобождения". За ними охотятся французская тайная полиция и аффилированные с ней ультраправые группы. Но это только событийная часть. В фильме "Свобода, ночь" Гаррелю удалось схватить и в концентрированным виде представить на экране особый французский романтизм, замешенный на внезапной внутренней свободе и ночных прогулках по большому городу. Романтизм того типа, который в 1959-м на сумели показать Ален Рене и Маргерит Дюрас в своем шедевре "Хиросима, моя любовь". Но если тот фильм был более широким в спектре поднимаемых вопросов, то "Свобода, ночь" - это эссенция романтического духа "Хиросимы".

Она провела много времени в свете софитов... (Elle a passé tant d'heures sous les sunlights...), 1985

-13

Фильм, ради которого Гаррелю стоило появиться на свет. Самая важная и самая интимная его работа. Фильм, уникальное очарование которого практически невозможно адекватно описать. Это одновременно игровое кино, фильм в фильме и киноэссе о возможностях кинематографа. Посвящен фильм теме отношений режиссера с Нико, одновременно является признанием любви к киноискусству и рефлексией Гарреля относительно повествовательных возможностей кинематографа. Режиссер ставит перед собой действительно непростые вопросы: Как показать эмоции? Как показать идеи? Как воскресить мгновения подлинности? И с этими задачами справляется. "Она провела много времени в свете софитов..." - кино воздушное, этереальное, работающее в равной степени хорошо и на интеллектуальном, и на чувственном уровнях. В нем режиссер ставит перед собой максимально широкую задачу, которая в арт-кино была актуальна в 20-х годах: чем способно быть кино как искусство. Все последующие фильмы Гарреля можно рассматривать как комментарии к этому. Да, они в основном хороши, но уровень режиссерских задач в них на порядок скромнее.

Запасные поцелуи (Les baisers de secours), 1989

-14

Это был бы лучший фильм Гарреля, если бы он не снял предыдущие два. Режиссер снова обращается к теме взаимоотношения кино и реальности. Он сам исполняет роль режиссера, который, снимая новый фильм, приглашает на роль своей жены известную актрису, в то время как его жена, тоже актриса, из-за этого уходит от него. Звучит пошловато, но в фильме это работает отлично, в основном за счет того, что акцент перенесен с сюжета на демонстрацию поэзии микроэпизодов, вроде случайной поездки в автобусе по ночному Парижу.

Я больше не слышу гитары (J'entends plus la guitare), 1991

-15

Первый фильм Гарреля, который откровенно разочаровывает. Режиссер вновь обращается к теме своих взаимоотношений с Нико, но пересказывает их в заметно упрощенном виде. Фильм похож на конспект фильма "Она провела много времени в свете софитов", снятый для тех, для кого Opus Magnum показался слишком сложным и непонятным.

Рождение любви (La naissance de l'amour), 1993

-16

Значительно более сильная работа. Гаррель немного отходит в сторону от своей биографии, хотя совсем без личных мотивов дело не обходится. Он снимает драму об отношениях, но с точки зрения двух мужчин сильно за сорок. Роли последних исполнили Лу Кастель и Жан-Пьер Лео - иконы арт-кино 60-х.

Сердце призрака (Le coeur fantôme), 1996

-17

Первый почти провал в карьере Гарреля. Это опять (мело)драма об измене и сожалениях, как и предыдущий фильм. Но здесь режиссер решил поработать в цвете и с применением модных в середине 90-х визуальных фишек. Получилось плохо. В дальнейшем от сомнительных технических экспериментов режиссер отказался.

Ветер в ночи (Le vent de la nuit), 1999

-18

Первый и, забегая вперед, единственный почти мейнстримный фильм в карьере Гарреля. В одной из главных ролей даже снялась Катрин Денев. Фильм хороший, но Гаррель из тех режиссеров, у которых значительная часть магии фильмов исчезает, когда они начинают работать с большой съемочной группой и известными актерами. Пропадает тот самый, едва уловимый аромат творческой свободы, выделяющий их на общем фоне.

Дикая невинность (Sauvage innocence), 2001

-19

Возвращение в топовую форму после не плохих, но неоднозначных 90-х. У Гарреля открывается второе дыхание, и он снимает дышащее молодостью кино. По сюжету, молодой арт-режиссер решает снять антигероиновый фильм (с Нико отношения режиссера не совсем слодижись из-за героиновой зависимости последней, которая косвенно и убила её), но денег на постановку в срок найти не может. Единственный вариант - самому поучаствовать в наркотрафике для продюсера-наркоторговца. Гаррель поднимает тему взаимосвязи жизни и искусства и о победе жизни над искусством. Фильм получился ни разу не депрессивным, а скорее проникнут светлой меланхолией, что радикально выделяет его среди прочих работ на антинаркотическую тематику.

Постоянные любовники (Les amants réguliers), 2005

-20

Самый длинный и, можно сказать, эпический фильм режиссера. Гаррель почти 20 лет избегал политических высказываний, но в 2004-м не удержался и снял трехчасовую историю о событиях мая 1968-го в Париже. В этот момент как раз подрос его сын Луи, которому Филипп и поручил сыграть своеобразную версию себя в молодости.

Граница рассвета (La frontière de l'aube), 2007

-21

Даже спустя более 20 лет после смерти Нико, отношения с ней не отпускали Гарреля. Вот и "Граница рассвета" - еще одна вариация отношений режиссера и его музы. Увы, слабая, с уходом в банальнейший мистицизизм и штампы глупейшей коммерческой мелодрамы. Почти худший фильм режиссера, если бы не следующая работа...

То лето страсти (Un été brûlant), 2011

-22

Очередные заигрывание с почти мейнстримом закончились этой откровенно провальной и претенциозной поделкой. С одной стороны, всё то же самое, что и раньше, но выглядит откровенно пошло и искусственно постановочно. Отдельный минус - Моника Белуччи в главной роли. Актриса прямо физиогномически не вписывается в эстетику фильмов Гарреля.

Ревность (La jalousie), 2013

-23

В возрасте 65 лет у Гарреля открывается еще одно новое дыхание, и он снимает подряд 4 минималистских, но вдохновенных фильма, выглядящих откровенно свежо на фоне современного французского арт-мейнстрима. "Ревность" - история отношений актерской пары (Луи Гаррель и Анна Мугаглис), чей роман разбивается об экономическую реальность. Романтический фатализм Гарреля в лучшем виде.

В тени женщин (L'ombre des femmes), 2015

-24

Вторая часть начатой "Ревностью" условной трилогии о любви и искусстве. Независимый режиссер (Станислас Мерхар) пытается снимать кино, сталкиваясь параллельно с экономическими трудностями и неконтролируемыми отношениями с возникающему на пути женщинами. Название символично в том смысле, что персонаж альтер-эго Гарреля полностью перестает контролировать что-либо.

Любовник на день (L'amant d'un jour), 2017

-25

Финал условной трилогии. Больше о неконтролируемых отношениях, нежели об искусстве. Стоит признать, что с каждым годом фильмы левака Гарреля, который мало менялся с годами, выглядят всё более и более консервативными в изменившемся мире. Начиная с "Любовника на день" к Гаррелю начинают предъявлять претензии "прогрессивные критики", обвиняя его в мизогонизме и шовинизме.

Соль слёз (Le sel des larmes), 2020

-26

Последний на данный момент фильм Гарреля производит странное впечатление. Эта попытка снять честную французскую мелодраму в духе 60-х и 70-х, но помещенный в современные реалии сюжет воспринимается не самым лучшим образом. Слишком много вопросов к внутренней логике происходящего.