Найти тему
Дневник альтиста

Скрипач-альтист-дирижер Р.Баршай (часть 1)

28 сентября- знаменательный день для альтистов. В этот день в 1924 году родился выдающийся дирижер и альтист Рудольф Борисович Баршай.

Это человек-легенда: ему посчастливилось выступать вместе такими великими музыкантами, как С. Рихтер, Д. Ойстрах, Л. Коган, И. Менухин, Ю. Ситковецкий, Э. Гилельс, М. Ростроповичем, дирижировать лучшими оркестрами. Он был одним из основателей квартета имени А.П. Бородина, одного из лучших струнных квартетов, существующего до сих пор и успешно гастролирующего по миру.

Помимо активной музыкальной деятельности во всех областях, Рудольф Баршай оставил нам драгоценный подарок в виде своих воспоминаний, собранных в книге «Нота». Это увлекательный рассказ не только о жизни одного человека, это рассказ о золотой эпохе советской академической музыки, о встреченных им людях, о жизни страны и положении деятелей культуры в ней. Во время прочтения «Ноты» возникает ощущение, что ты сам ведешь диалог с Рудольфом Борисовичем, настолько легко, с поразительным чувством юмора это написано.

Сегодня я предлагаю вспомнить жизненный путь этого великого человека, дополнив рассказ цитатами из этой книги.

Он родился в станице Лабица (ныне Краснодарский край), но семье не раз пришлось менять место жительства из-за политического давления внутри страны. Но несмотря на то, что Баршай покинул родные места, когда ему было всего лишь около четырех лет, он с любовью вспоминал эти края:

"Всю жизнь я мечтал снова оказаться в Лабинской. И спустя много лет, уже будучи дирижером, приехал с оркестром на гастроли в эти места. На него пришли казаки, послушали, похлопали, потом подошли ко мне: “Дирижер, ты откуда родом?” – “Из Лабинской”. – “Ну точно, он. Пойдешь после концерта к нам ужинать, мы твои родственники. Друзей приводи”.
Сидим, выпиваем, мне говорят: “Сейчас придет двоюродный дед твой, брат Давида Алексеева. ”.
Дверь открывается – стоит дед. Щупленький, маленький, в сапогах, в казачьей форме. Остановился в дверях, стоит и смотрит на меня. Потом говорит: “Руня, это ты?” Я говорю: “Я”. – “А ты помнишь, как я тебя на коленях держал?” – “Помню”.
И он заплакал. Стоя в дверях, этот казак заплакал."

Услышав однажды фортепиано, маленький Рудик решил для себя, что хочет заниматься музыкой. Но отец несколько изменил планы мальчика : «Пианино я тебе купить не смог, оно слишком дорого стоило. Но я купил тебе скрипочку». Так и начался его увлекательный путь.

Стремление заниматься было настолько сильным, что в 12 лет Рудольф начал каждое воскресенье ездить к московскому преподавателю в другой город, проводя в электричке по полдня, занимался на скрипке самостоятельно и днем, и ночью.

Его усилия были не напрасны. Его принял к себе в класс сам Л.М.Цейтлин, выдающийся скрипач и преподаватель, он в свою очередь был учеником Л.С.Ауэра, преподавателя, создавшего русскую скрипичную школу.

Лев Моисеевич Цейтлин
Лев Моисеевич Цейтлин

Но внезапно началась война, и Р. Баршая эвакуировали из Москвы, как одаренного студента. Но находясь в эвакуации, Рудольф смог продолжить свои занятия с другим учеником Ауэра- Эйдлином.

Ученики Ауэра хранили свое братство, ценили и уважали друг друга, но Баршай вспоминает забавный случай:

Когда Мирон Полякин вернулся в конце двадцатых годов в Россию, они с Эйдлиным встретились на заседании экзаменационной комиссии в консерватории. Обрадовались друг другу, обнялись. И тут Эйдлин на радостях говорит: “А помнишь, Мирон, как я у Ауэра играл концерт Брамса?” Полякин ответил: “Помню. Фальшиво”.

Вернувшись в Москву, Баршай поступил в Московскую консерваторию. Возникла идея создать квартет, но была огромная проблема- нехватка альтистов. В такой ситуации Баршай принял судьбоносное решение: он взял в руки альт! Квартет, едва собравшись и разучив репертуар, отправился выступать на фронт.

-3

Это было страшно. Бои велись буквально в нескольких шагах от сцены, но они выступали, и музыка волшебным образом действовала на солдат. Выступали и в госпиталях:

Никогда не забуду, как один молодой грузин лежал без рук, без ног – или, не помню, осталась у него одна нога или одна рука, – как он попросил: “Товарищ скрипач, вы знаете такую песню “Сулико”?” – “Ну кто же ее не знает”. – “Тогда сыграйте мне, пожалуйста”. И я ему сыграл песню “Сулико”. Это же замечательная песня, чудесная, одно из чудес света эта песня. Я никогда не забуду, как он плакал, этот молодой боец, молодой парнишка. Как он плакал. Ну мальчик просто совсем.

Продолжение в следующей статье