Приветствую друзья.
Так как мне понравилось быть своеобразным летописцем игровой серии, делая цикл материалов о «Готике», я решил продолжить. На ближайшие N месяцев я решил занять себя созданием истории серии Drakengard, о которой вы и вовсе можете не знать. Казалось бы, зачем тогда выбирать её?
Согласен, эта серия явно будет в разы менее востребована, чем «Готика», и мысли об этом немного удручают, но не ради статистики же всё делать?Для меня, как и в случае с «Готикой», выбор темы основан на личном. Я не фанат большей части выходящий сейчас AAA-игр, но играть я всё ещё люблю из этого. Поэтому новые игры я ищу в трёх местах: 1) инди-сегмент; 2) упущенная мною классика; 3) японский геймдев. Среди японских игр полно одинаковых jRPG с пошаговой боёвкой, но есть и выделяющиеся проекты. Помимо максимально популярных серий вроде Silent Hill, Resident Evil (а теперь вот и Dark Souls стала довольно мейнстримовой), для меня это ещё и серии Yakuza и, как вы понимаете, Drakengard. Я хочу показать, что Drakengard - одна из самых самобытных, смелых и необычных игровых серий. При этом, не всё здесь однозначно и, как и везде, были свои падения и взлёты.
Как и в случае с прошлой историей – я не буду делать полный пересказ сюжета, но затрону все основные моменты, пересекающиеся и изменяющиеся в дальнейшем, а также вкратце объясню, что из себя представляют первые части серии геймплейно, ибо они реально необычны. Если детальный разбор лора интересен, то, конечно же, можно заняться и им, но пока этого в планах нет.
И, да. Так как Drakengard и Nier – части одной вселенной, то Nier также станет частью разговора в дальнейшем. Ну и без видеоверсии никуда, так что буду рад, если оцените:
Итак, друзья. Добро пожаловать в историю серии Drakengard.
Создание игры
Drakengard начался с посиделки в баре в 1999 году. Такуя Ивасаки, продюсер студии Cavia, встретился в баре с Такамасой Шиба из Square Enix. За уже не первой кружечкой пива Ивасаки спросил Шибу: «Как насчёт выпустить игру о полётах на драконах? У нас в студии есть парень, работавший над серией авиасимуляторов Ace Combat, сделаем в этом духе, но с драконами, а?»
Шиба дал добро, но с одним условием. В Японии набирала популярность вторая часть серии игр Dynasty Warriors, где игрок в роли одного воина разваливает десятки, а то и сотни врагов. Нужно совместить Ace Combat на драконах с Dynasty Warriors.
Для студии Cavia это был отличный шанс прославиться. Здесь работали довольно опытные разработчики, программисты, сценаристы и художники, но никто ещё не отметился хитом в духе Resident Evil или Final Fantasy, хотя Cavia разработала спин-офф «Резидента» для световых пистолетов под названием Resident Evil: Dead Aim.
По изначальной задумке, режиссёром игры должен был выступить сам Такуя Ивасаки, но японцы – народ работящий, иногда даже чересчур. Вот и Такуя набрал себе столько сторонних проектов, что попросту не смог заняться игрой про драконов, так что на эту позицию назначили дизайнера Йоко Таро. По словам самого Таро, это была случайность – его на тот момент устраивала дизайнерская работа, но отказываться он не стал. Это косвенно можно подтвердить фактами: если поискать материалы западной игровой прессы, например, интервью об игре, то с журналистами общаются продюсеры игры: Такамаса Шиба и Ясухито Ватанабе. Видимо, Таро был сильно занят работой над игрой…
Кстати, вовремя этого интервью, когда журналисты спросили продюсеров о вдохновении Neon Genesis Evangelion, они заявили, что
«Да, у нас тут герой схож с главным героем Евы – тоже не хочет сражаться, просто вынужден».
Это забавно читать, когда ты знаешь, что из себя представляет главный герой. А ещё продюсеры искренне ответили на вопрос, кто занимался дизайном персонажей:
«Да кто-то там... Мы не знаем, просто работает тут. Вроде как неплохой художник, ребята его порекомендовали».
Во время разработки парни из Cavia поняли одну важную вещь – опыта в создании наземного экшена у команды нет, поэтому тягаться с Dynasty Warriors в плане такого геймплея будет очень тяжело, надо брать чем-то ещё. Этим «чем-то», помимо воздушных боев верхом на драконе, стал мрачный тон повествования, за который отвечал Йоко. Из-за этого начались проблемы. Таро настаивал на всём, включая такие мелочи, как тёмно-желтое небо в мире игры.
Представители Square Enix считали, что это выглядит не очень и надо нормальное голубое небо над головой. Таро же настаивал, что это важная часть атмосферы игры. В итоге представители Square обратились к руководству Cavia, чтобы Таро отстранили от разработки, но Такуя Ивасаки каким-то чудом убедил их, что Йоко важен для проекта. Возможно, пообещал, что после всего этого Таро создаст игру про симпатичного андроида, которая продастся отличным тиражом, кто знает… Йоко считал, что, если Cavia сделает очередную счастливую игру про спасение мира, то она потеряется на фоне популярных в Японии Final Fantasy и Dragon Quest, а о мировой известности и заикаться глупо.
В это время команда программистов столкнулась с проблемами в разработке. Реализация смеси наземного и воздушного геймплея оказалась крайне сложной и требовала много времени, а технологии в это время не стояли на месте! В итоге, часть идей казалась авторам устаревшей, например, камера, но менять её уже не было ни сил, ни желания.
После случая неповиновения Йоко руководству Square Enix появился консультативный совет по разработке. Там рождалось большинство идей для западного релиза, включая цензуру некоторых пикантных тем.
Судьба проекта была предрешена – о сиквеле речи не было, так что финал можно было делать каким угодно, и Йоко решил сделать несколько разных концовок. Для него это было в радость, ибо после взаимодействия с консультативным советом он настолько перегорел, что уже возненавидел работу над игрой и решил для себя, что с ней покончено.
Игру, кстати, назвали Drag-On Dragoon, а для западного рынка использовали слово Drakengard. Это отсылка к фильму «Сердце дракона» 1996 года, которым, в том числе, вдохновлялся Таро. Также в этом списке вдохновения оказались «Берсерк» и «Евангелион». Пока дизайн главного героя не был готов до конца, его имя значилось как «Гатс» (главный герой «Берсерка»). Отсылкой к «Еве» же послужила одна из концовок - The End of Dragon Sphere (The End of Evangelion). И раз уж мы заговорили о концовках, то самое время перейти к самой игре. Японская Drag-On Dragoon вышла 11 сентября 2003 года, в США релиз состоялся 2 марта 2004, а в Европе 21 мая 2004 года. Эксклюзивно для PS2.
Сюжет игры
Война. Война никогда не меняется.
Империя – могущественная держава, вот уже несколько лет сражается с Союзом. Цель этой войны – уничтожение мира, ибо только разрушение и насилие движет кровожадными воинами Империи. Последний оплот Союза пал, и мир на грани уничтожения, ибо девушка Фуриаэ, которую называют богиней, оказалась в руках злодеев, а её смерть ознаменует конец всему живому.
Наш герой - Каим, брат Фуриаэ. Он пробирается в замок, чтобы спасти сестру, но его смертельно ранят. Из последних сил он добирается до внутреннего двора замка, где находит красного дракона Империи в таком же плачевном состоянии. Каим предлагает существу Пакт – магический обряд, после которого они с драконом не просто смогут выжить, но и станут сильнее, а также будут связаны друг с другом, и существо соглашается. Дракону терять нечего, ведь лишь человек всегда платит цену за пакт, и для Каима этой ценой оказывается его голос. Теперь за него говорит дракон, читающий мысли человека – это побочное действие Пакта, заключившие его хоть и остаются двумя разными существами, но их разум, или, если хотите – душа, становятся единым целым друг с другом. Каиму удаётся спасти сестру, но в это время Империя разрушает некие печати, сдерживающие силы зла от прихода в мир. Всего их четыре и одна из них – сестра главного героя. И как бы Каим не гнался за злодеями верхом на драконе, Имперские войска всё равно оказываются у печатей раньше.
Во время одного из привалов пропадает Инуарт – бард и по совместительству суженый Фуриаэ, путешествующий вместе с ними. Имперские захватчики с помощью магии ломают Инуарта, заставляют признаться в самых тёмных чувствах, что обитают в его сердце, и под их давлением он заключает пакт с чёрным драконом. К счастью для барда, платой за пакт оказалась возможность сочинять песни – Инуарт не очень этим расстроен, ведь он обрёл силу, которой всё это время завидовал, глядя на Каима.
К сожалению, первая битва с Инуартом проходит во время кат-сцены, и мы в любом случае проиграем, дабы бард смог забрать у нас сестру и отвести её к имперским силам. Да, у парня помутнился рассудок, и он попросту не понимает, что им воспользовались, чтобы он принёс последнюю печать в руки Империи.
В финальной части концовки А Каим делает всё возможное, чтобы спасти сестру, но не успевает вовремя. Мана, верховная жрица Имперского культа Смотрящих, убивает Фуриаэ и срывает последнюю печать, показывая первую часть безумства игры. Маленькая девочка становится огромной версией себя, как зефирный человек из «Охотников за привидениями», и мы верхом на драконе должны сразить финального босса. Увы, победа не вернёт нам сестру и не избавит мир от надвигающегося конца. Нужно выбрать новую богиню, новую печать, и стать ей вызывается наша дракониха, полюбившая Каима за всё время, что они провели вместе.
Епископ Союза, Верделет, проводит ритуал «запечатывания», и красный дракон исчезает, называя Каиму своё имя. Ангел, или в английской версии Анжелус.
Но есть и другие миры, кроме этого. Мы вольны переиграть определённые главы и дойти ещё до четырёх концовок.
Концовка B раскроет важную деталь, о которой умолчал первый финал. Инуарт забрал бездыханное тело Фуриаэ и полетел с ней к Семени Разрушения, что появилось после разрушения печатей. Вот только если в концовке А это произошло постфактум и осталось за кадром, нам показали лишь то, что он улетел куда-то с нашей сестрой, то в концовке B мы летим за ним, чтобы помешать. Но, как вы понимаете, здесь главному герою не всегда всё удаётся – барду удалось положить Фуриаэ внутрь семени, и получившееся существо, кажется, не особо радо Инуарту. Это – босс концовки B. Но победа над этим существом не особо что-то изменит – семена разрушения по всему миру создали армию таких существ, и миру, так или иначе, придёт конец.
Концовка C немного рушит представление о мире игры. Мана повержена, а Ангел стала сильнее, чем прежде. Черный дракон Хаоса в одностороннем порядке разрывает Пакт и становится финальным боссом этой арки. Как и в прошлом финале, нас ждёт армия опасных существ, но теперь это не жуткие копии сестры, а драконы, идущие мстить Каиму.
Концовка D связана с напарниками, которых можно найти по сюжету. Всего их три, и тут один краше другого. Добродушный любитель деток Леонард, неудачно попытавшийся умереть. Эльфийка Ариох, питающаяся свежими детками. И, что удивительно, маленький мальчик по имени Сэре, потерявший сестру-близняшку Ману. Все они заключили пакт. Леонард связан с гнусной феей и потерял зрение, хотя мог и жизнь. Ариох связана с духами Ундиной и Саламандрой и отдала за это возможность иметь детей, потеряв до этого семью. Сэре тоже потерял семью, после чего заключил пакт с големом и теперь никогда не повзрослеет.
Все эти ребята погибнут один за другим в финале D. Вы пройдете побочные арки своих напарников, проникнетесь ими и потеряете всех. В этом финале показан настоящий ужас конца света – с неба падают детеобразные существа, Гротески, и уничтожают всё живое. Но если Сэре доберётся до королевы этих монстров, то сможет пожертвовать собой, чтобы время застыло, что он и делает. Вот только до этого погибают все, включая нашего главного героя.
Шутки ради Йоко Таро написал финал E – альтернатива прошлой концовке. Каим и Ангел сражаются с королевой Гротесков и переносятся в параллельный мир. Этим миром оказался Токио 2003 года.
Здесь наши герои снова бьются с королевой, но уже в странной ритм-игре, после чего монстр рассыпается в необычный прах, а Ангела атакуют самолёты военно-воздушных сил Японии. Увы, выжить Ангелу так и не удалось.
Об игре
Drakengard не стала абсолютным хитом, но свою задачу выполнила. В первый год после релиза она была доступна лишь в Японии, где неплохо продалась – около 250 тысяч копий за 4 месяца. Игру даже перевыпустили под особым изданием – Ultimate Hits. По данным сайта vgchartz, тираж игры по всему миру к концу сентября 2004 составил 350 тысяч копий.
Игровые СМИ приняли игру смешанно – кто-то хвалил смешение жанров, необычный сюжет, а кто-то не стеснялся хулить слабую графику, дизайн врагов, и это всё при проседающих FPS, не давая скидку на то, что разработчики впервые попытались сделать смелое смешение жанров.
Но чтобы понять, за что игру ругали, нужно объяснить, что она вообще из себя представляет. Ну то есть да: смесь Dynasty Warrios и Ace Combat – звучит чудесно, но на деле-то что это значит?
На деле в Drakengard реализовано два типа геймплея: наземный и воздушный. Плюс, есть смешанные уровни. На земле мы играем за Каима, орудующего мечом, копьями, молотами и другим оружием. Его очень много, и от него зависит как скорость и сила атаки, так и магия. Да, тут есть магические атаки, привязанные к оружию. К примеру, изначальный меч Каима позволяет ему выпускать огненный шар, а большой молот из середины игры делает AoE-атаку по земле с большим радиусом. Кстати, здоровье и местный аналог маны пополняется сферами – зелеными или красными соот-но. Они появляются как награда за длительное комбо.
Ещё можно заменить Каима на спутника, до трёх раз за миссию. Они вызываются примерно на пару минут – полоска здоровья тут как за HP отвечает, так и за таймер. Пропустили пару ударов – напарник уйдёт намного быстрее.
Увы, по факту 90% наземного геймплея – это нажатие квадрата до одурения. Что не сильно отличается от Dynasty Warriors, на которую равнялись в Cavia.
В воздухе дела обстоят бодрее – для 2003 года полёты на драконе реализованы прикольно и выглядят эпично. И тут не только жать на квадрат надо, но ещё и зажимать иногда – чтобы атаковать сразу несколько целей. Честно, я не люблю леталки, назовём это так, но тут кроме кое-каких боссов всё очень понравилось. Я уже не говорю о том, что толковых аналогов такому геймплею не было: Panzer Dragoon смотрится чуть хуже, Drakan вот был неплох, но… кто-нибудь помнит Drakan? Надеюсь, да.
Гибридные уровни с двумя видами геймплея – это жесть. Их не так много, на них может быть около тысячи врагов, и их можно как сжигать драконом, так и проверять, насколько крепок ваш большой палец на правой руке и, собственно, кнопка квадрата на геймпаде. Зато на таких уровнях можно прокачать оружие. Да, тут есть такой RPG-элемент. Чем больше ты убиваешь определённым мечом/топором или чем ты там дерёшься, тем он становится мощнее. Но не в плане чистого дамага, а в плане магической атаки и длительности комбо-ударов.
При всей моей любви к этой игре - развлечение это крайне специфическое, на уровне запуска первой «Готики». То есть, если вы не играли в неё в то время, то шанс дропнуть игру очень высокий, а ремастера никакого нет.
Наверное, на земле есть люди, которые считают геймплей первой Drakengard шикарно-идеальным, но большинство полюбило игру не за это. Всё дело в сюжете. Японский рынок был перенасыщен слащавыми историями о победе добра над злом, поэтому мрачный настрой Drakengard’а стал глотком свежего воздуха. Хотя какой он свежий – он тяжёлый, как рядом с заводами в Череповце.
Фанаты хотели ещё, и, хоть режиссёру игры, Йоко Таро, сказали, что Drakengard – первая и последняя часть серии, решено было продолжить. Несмотря на пять абсолютно разных концовок. Правда, студию уже загрузили проектами по франшизам: в разработке находились игры по «Призраку в доспехах», Dragon Ball и «Наруто». Видение будущего серии разнилось. Издательство, и даже часть сотрудников, например, Akira Yasui – арт-директор первой Drakengard, считали, что, несмотря на успех игры, она получилась слишком мрачной, и вообще некоторые решения неудачны, и в сиквеле надо это исправить.
Тут надо объяснить, что из себя представляла студия Cavia в начале нулевых, и чем, к примеру, она отличается от той же Piranha Bytes. Пираньи начинали с 4 человек, постепенно разрастались, и к сиквелу Готики это был костяк из 20 авторов, каждый был на своём месте. Кто-то отвечал за сценарий, кто-то за программирование, кто-то за дизайн и так далее. У японцев же всё иначе.
К сожалению, я не нашёл информации, сколько сотрудников было в Cavia в 2003 году, но, допустим, это 40 человек. Из них около 20 делают Drakengard, а оставшиеся уже работают над фундаментами для одобренных новых проектов по Наруто и Драгон Болу. При этом необязательно сценарист только сидит и пишет историю, ведь тот же Йоко Таро – изначально художник, дизайнер, а в итоге прописывал лор игры, сюжет и концовки. То есть заменить сотрудника тут не проблема, поэтому часть работников перетасовали и сразу же решили, что от мрачных тонов повествования будут избавляться.
И насколько же может быть удачным решение поменять разработчиков довольно успешного проекта? Вообще, такая мысль кажется безумной, но безумие лишь начинается. И о его расцвете мы поговорим в следующий раз, когда будем рассматривать сразу две игры вселенной Drakengard.
Начало же истории подошло к концу, и если вам было интересно, то обязательно поддержите статью пальцем вверх, комментарием или любой другой активностью. Например, подпиской на мой канал в Дзене!