Заброшенные города, или как их ещё называют - города-призраки - обычное явление на Севере России. Их уже не наносят на новые карты, но это не значит, что их нет. Точнее - их остатков, руин различных зданий и построек. Что-то сохранилось больше, что-то меньше. Однако рубцы на местности, где было жилое поселение, видны и после десятилетий забвения. И когда проезжаешь мимо них, увиденное создаёт очень гнетущее и давящее впечатление.
В советское время на севере нашей страны было построено множество городков и посёлков. Часть из них располагалась при какой-либо шахте или месторождении. В таких посёлках жили люди, в основном работающие на данном предприятии или обслуживающие его. Были и военные городки, возведённые при той или иной воинской части или военном объекте.
В 90-е и 00-е годы курс страны значительно поменялся, многие предприятия были или значительно сокращены, или вовсе расформированы. Теперь лишь покинутые дома и улицы напоминают о том, что тут когда-то кипела жизнь.
В ходе летнего путешествия по Республике Коми мы побывали в Воркуте - когда-то перспективном шахтёрском городе, теперь похожем на труп былого величия. Про Воркуту я ещё расскажу.
Однако ещё куда меньше повезло посёлкам так называемого "Воркутинского кольца". По сути это пригороды Воркуты, образованные при той или иной шахте или предприятии. В конце 1980-х - начале 90-х шахты начали закрывать, столько угля уже стало не нужно и часть посёлков прекратила своё существование.
Сегодня я расскажу об одном из них - о Юршоре. Он расположен в 20 км от Воркуты.
Посёлок-призрак Юршор встречает путешественника скелетами построек. Многие здания уже разрушены, но часть покинутых пятиэтажек ещё стоит.
Каким-то чудом нам повезло и в день приезда в Воркуту было солнечно и +30. Такое великолепие правда продержалось всего 1 день. Поэтому солнечные кадры скорее редкость.
Юршор возник в 1948 году при строительстве шахты № 29 и был тесно связан с ней - здесь жили шахтёры и её работники. Название посёлка означает "высокое место у ручья".
В 1930-х годах в этих местах нашли уголь, из-за чего началось бурное освоение казалось бы суровых северных земель, лежащих за Полярным кругом.
И если вы представляете караваны романтиков, отправляющихся покорять эти не приспособленные для нормальной жизни места - то нет. Воркута и пригороды, шахты и предприятия строили в основном заключённые. Почти всё тут построено на костях, страхе, слезах, боли и поломанных жизнях.
Ещё до войны здесь начинают расти как грибы после дождя шахты. После Победы промышленное освоение Воркуты и окрестностей продолжается и лишь к 1950-м годам рабский труд заключённых сменяется вольнонаёмным. А ведь часто первыми шахтёрами тоже были зэки со всего Союза. Увы, тогда это было "обычным явлением".
Строительство шахты при Юршоре тоже велось силами политических и уголовных зэков. В 1950 году она была открыта.
На протяжении нескольких десятилетий шахта "Юр-Шор" работала, увеличивая показатели. Лагерей же в Воркуте со временем становится всё меньше и меньше, и уже к 1970-х от "города зэков и воров" в целом-то остался один стереотип. Вот тогда да - сюда поехали романтики и покорители Севера. Они приехали на смену заключённым, которые уже к тому времени или уехали, или освободились, или погибли.
Будет справедливым сказать, что этот регион начал умирать ещё при СССР - в конце 1980-х. Шахты изнашивалась, методы и технологии устаревали, прогресс и автоматизация шли вперёд и банально уже не требовалось столько народу на угледобыче. Перспектив становилось всё меньше и меньше, о модернизации и перепрофилировании никто не думал.
Вот тогда Воркута с пригородами и превратилась в несущийся на всех парах к пропасти паровоз. Как остановить - никто не знал. Что делать после остановки - тоже. Зачем сильнее кочегарить и кочегарить в целом, пролетая на таких парах - тоже. Но ведь неслись. Пока ещё неслись.
Лозунг "Больше угля - Родине!" становился естественными путями всё более и более неактульным. И виноваты тут были не "злобные демократы, развалившие всё". Просто рынок диктовал новые условия, уровень техники и рентабельного производства шли вперёд, а старые методы и количество добываемого сырья уходили в историю.
Переживать о развале сложившегося много лет назад производства - это быть экономически неграмотным и полностью недальновидным. Это как переживать, что в 2021 году заготавливается меньше сена, чем в 1900-м: лошадей ведь давно сменили моторы! Или как по тому, что сейчас не покупают телеки с линзами и видаки 1989 года. Да, те заводы, кто не смог приспособиться к новому, встали. Но что делать, если они оказались выкидышами экономики?
****
В начале 1980-х мощность шахты "Юр-шор" была значительно выше, чем в 1950-х, однако производство сопровождали различного типа аварии. В концу 1980-х количество аварий и несчастных случаев резко возросло, пошли забастовки, простои в работе. Часть воркутинских шахт оказались неперспективными и подлежали закрытию.
В итоге в 1998 году была закрыта и шахта "Юр-Шор". Это сильно ударило по посёлку и в целом-то поставило на нём крест.
В 2006 году в Юршоре официально проживало уже лишь около 500 человек, но на деле было и того меньше: часть народа отсюда уже давно сбежала, хотя официально ещё числилась. Часть домов и заведений уже тогда были заброшенными.
К 2010 году Юршор окончательно был покинут всеми жителями. Кто-то переселился на "большую землю", часть уехала в Воркуту.
Теперь бывшие улицы посёлка постепенно поглощаются природой.
Бывшая улица Художеств теперь напоминает разве что о "Чёрном квадрате". Точнее о квадратах - "пустых глазниц" окон тут очень много.
Сейчас трудно поверить, но когда-то на этом месте были ДК, Дом быта, баня, школа, детский сад, почта, поликлиника, профилакторий, магазины разного профиля, дом ребёнка, ресторан.
Центральную площадь украшали аттракционы. Также к услугам населения был спорткомплекс с крытым катком и футбольным полем.
Готовые декорации для съёмок фильмов о войне или ужасов.
Сколько осталось простоять этим домам, сказать сложно. Точно одно - не долго. Как видите, от крыш уже остались лишь названия.
И даже если окончательно Юршор не будет уничтожен природой, это сделает человек: ходят слухи о ликвидации Воркуты как города и превращении её в вахтовый посёлок. Значит могут быть сносы "всего лишнего".
Увы, моногорода, живущие только за счёт градообразующих предприятий, подвержены риску быть покинутыми. И примеров много по всему миру.
Экономике, её отраслям, направлениям и векторам развития свойственно меняться. Если этого не происходит - отрасль мертва. Так было и так будет. Это естественный процесс, с которым ничего не поделаешь. Города возникают и уходят. Так тоже было всегда и будет. И если в "А" уже нет потребности, никто не будет переделывать это всё под "В". Это нерентабельно, дорого и проще начать в новом месте уже с чистого лица.
Единственное, что может спасти моногород - это "дополнительный или второй аэродром". А лучше и третий. Мол, "а что мы будем делать, если подует ветер перемен? Может подумаем заранее?" В Воркуте не подумали. Да и не думали. Тогда нужно было добывать больше угля, а вот как его рационально использовать при уже стремительно меняющихся условиях и тенденциях всего-всего вокруг, не думали. Да и сложно что-то придумать, когда вокруг вечная мерзлота, тундра, совершенно не подходящие для нормальной жизни температуры и полный бесперспективняк отсюда и на многие лета.
Говорят, к 2029 году воркутинский уголь (пока потребляемый "Северсталью") станет не нужен и этой компании. Так что перспективы этих мест очень и очень предсказуемы. Но опять же - это естественно. Когда-то уголь и вовсе уступит своё место другим видам сырья и топлива, изменятся технологии и потребности.
Да, местных жителей порой жалко - от их родных домов, Малой Родины, ничего не осталось. Ностальгия о детстве и юности, беззаботному времени. Однако у них появился большой шанс с переездом дать более светлую и достойную жизнь детям и внукам. Не к этому ли стремились в лозунге "Мы не жили хорошо, но хоть дети будут!" ?
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!