Найти тему
Арт КомодЪ

Art хвилинка. Многоликая Glasstress. Много лиц, много вопросов. Венеция в Главном штабе

Неужели стекло?.. Это Мурано, детка

-2
-3
-4

«Glasstress» Петербург ждал не один год. Многие смелые планы сломала пандемия… И вот, наконец, в Эрмитаже.

Творческий симбиоз художников со всего мира и мастеров-стеклодувов с острова Мурано. По-моему, из художников здесь по-прежнему доминируют азиаты 😉. 

Похоже, тактильный креатив идёт оттуда в Европу. 

Триумф концептуализма. 

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11

Оказывается, из стекла можно сделать гамак (худ. Лорис Чеккини), гору цветных проводов и штекеров (худ. Пруво) и даже строительные леса!

-12

Вы не пройдёте точно мимо воина красного стекла.

Он символизирует «Ящик боли». Есть такой специальный термин у саперов - о подорвавшихся на мине…

Прообразом для такого «ящика» послужили, несомненно,  доспехи Рыцарского зала Эрмитажа, которые автор, художница Пенни Бирн,  считает средневековыми «ящиками боли». Похоже. До боли…

-13

Так потихоньку экспонаты выставки рассказывают нам как бы уже знакомые истории, только другим языком - хрупким языком художественного стекла, современным языком.

-14

Вот вам работа испанца по рождению Жауме Пленсы “Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле”. 

Это ведь очевидный посыл к восточной мудрости - картинке или фигуркам трёх обезьян. Кто не видел?! Все видели, узнавали себя в одной точно. 

А здесь перед нами   бесстрастные прекрасные женские лики… Смысл тот же, а оттенок другой. Очень интеллигентный посыл. Светский. Будто и не стекло перед нами, а другая сущность, выше нас…

«Никто никогда не видел себя лицом к лицу. Мы думаем, что знаем своё лицо. Наше лицо - это знак вопроса, который останется с нами навсегда. И каждое лицо представляет нас всех…» Это прямая цитата автора, Жауме Пленсы. Библейская мудрость.

Троица: я ты он/она?

Много лиц. Много вопросов. Поэтому и жить интересно, хотя иногда и мучительно?

-15
-16
-17

 

И так от объекта к объекту. Зачарованный. Зачарованная. Что ещё ждёт нас за тем углом, за тем пролетом (а выставка-то на трёх (!) этажах)? Что можно ещё сделать из хрупкого и ломкого стекла? 

..А можно еще и фантастические многометровые люстры-камеры, бальное платье для грациозной дамы, таинственные зеркала с меняющимся изображением и разноликие и разновысокие бокалы… 

Кстати, именно бокалы привлекают внимание посетителей больше всего. Примеряют в свой интерьер? 

-18

Привычные вещи раздуваются здесь буквально до потолка. 

-19

Вот работа Моники Бонвичини, итальянки из Германии, «В моих руках» - слепок рук художницы, крепко сжимающей ремень. Угрожающий жест, как рефрен из скандально-знаменитого мюнхенского перформанса «Хор пяти», застыл во времени… Невидимая внутренняя борьба?..

Более 10 лет проект Glasstress является спутником Венецианской биеннале,  представляя уникальное мастерство стеклодувов XXI века.

А Венецианская биеннале? Венецианская биеннале - международный выставочный марафон на несколько месяцев, проходит с 1895 года. 

Выставка эта независимая, оттого престиж ее очень высок - средоточие гениев. Проходит каждый нечётный год. У каждой страны свой павильон. Работы не продаются. 

Есть на биеннале и русский павильон. В некоторые годы в Венецию от нас приезжал только один художник. Не однажды страну представлял размашистый и яркий Кустодиев.  

Борис Кустодиев, герой Art Хвилинки, - единственный русский, получивший приз на Венецианской биеннале в 1907. 

А «Золотого Льва» Россия так пока и не взяла. 

В 1977 был шанс у Советской школы: в национальном павильоне в Венеции была представлена группа художников «неофициального искусства», среди них Оскар Рабин и  Анатолий Зверев - герои наших Art Хвилинок. Всего художников в той группе было 99. Но наград не было… Как и хорошей погоды в тот год. 

-20
-21

Так что побывали мы с вами на биеннале. Почти в Венеции.

Кстати, билеты в Эрмитаж теперь точно по венецианской цене.

(Фото автора, сентябрь 2021. Выставка «Glasstress. Окно в будущее», Эрмитаж, Главный штаб)

©️Мила Тонбо 2021