Неужели стекло?.. Это Мурано, детка
«Glasstress» Петербург ждал не один год. Многие смелые планы сломала пандемия… И вот, наконец, в Эрмитаже.
Творческий симбиоз художников со всего мира и мастеров-стеклодувов с острова Мурано. По-моему, из художников здесь по-прежнему доминируют азиаты 😉.
Похоже, тактильный креатив идёт оттуда в Европу.
Триумф концептуализма.
Оказывается, из стекла можно сделать гамак (худ. Лорис Чеккини), гору цветных проводов и штекеров (худ. Пруво) и даже строительные леса!
Вы не пройдёте точно мимо воина красного стекла.
Он символизирует «Ящик боли». Есть такой специальный термин у саперов - о подорвавшихся на мине…
Прообразом для такого «ящика» послужили, несомненно, доспехи Рыцарского зала Эрмитажа, которые автор, художница Пенни Бирн, считает средневековыми «ящиками боли». Похоже. До боли…
Так потихоньку экспонаты выставки рассказывают нам как бы уже знакомые истории, только другим языком - хрупким языком художественного стекла, современным языком.
Вот вам работа испанца по рождению Жауме Пленсы “Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле”.
Это ведь очевидный посыл к восточной мудрости - картинке или фигуркам трёх обезьян. Кто не видел?! Все видели, узнавали себя в одной точно.
А здесь перед нами бесстрастные прекрасные женские лики… Смысл тот же, а оттенок другой. Очень интеллигентный посыл. Светский. Будто и не стекло перед нами, а другая сущность, выше нас…
«Никто никогда не видел себя лицом к лицу. Мы думаем, что знаем своё лицо. Наше лицо - это знак вопроса, который останется с нами навсегда. И каждое лицо представляет нас всех…» Это прямая цитата автора, Жауме Пленсы. Библейская мудрость.
Троица: я ты он/она?
Много лиц. Много вопросов. Поэтому и жить интересно, хотя иногда и мучительно?
И так от объекта к объекту. Зачарованный. Зачарованная. Что ещё ждёт нас за тем углом, за тем пролетом (а выставка-то на трёх (!) этажах)? Что можно ещё сделать из хрупкого и ломкого стекла?
..А можно еще и фантастические многометровые люстры-камеры, бальное платье для грациозной дамы, таинственные зеркала с меняющимся изображением и разноликие и разновысокие бокалы…
Кстати, именно бокалы привлекают внимание посетителей больше всего. Примеряют в свой интерьер?
Привычные вещи раздуваются здесь буквально до потолка.
Вот работа Моники Бонвичини, итальянки из Германии, «В моих руках» - слепок рук художницы, крепко сжимающей ремень. Угрожающий жест, как рефрен из скандально-знаменитого мюнхенского перформанса «Хор пяти», застыл во времени… Невидимая внутренняя борьба?..
Более 10 лет проект Glasstress является спутником Венецианской биеннале, представляя уникальное мастерство стеклодувов XXI века.
А Венецианская биеннале? Венецианская биеннале - международный выставочный марафон на несколько месяцев, проходит с 1895 года.
Выставка эта независимая, оттого престиж ее очень высок - средоточие гениев. Проходит каждый нечётный год. У каждой страны свой павильон. Работы не продаются.
Есть на биеннале и русский павильон. В некоторые годы в Венецию от нас приезжал только один художник. Не однажды страну представлял размашистый и яркий Кустодиев.
Борис Кустодиев, герой Art Хвилинки, - единственный русский, получивший приз на Венецианской биеннале в 1907.
А «Золотого Льва» Россия так пока и не взяла.
В 1977 был шанс у Советской школы: в национальном павильоне в Венеции была представлена группа художников «неофициального искусства», среди них Оскар Рабин и Анатолий Зверев - герои наших Art Хвилинок. Всего художников в той группе было 99. Но наград не было… Как и хорошей погоды в тот год.
Так что побывали мы с вами на биеннале. Почти в Венеции.
Кстати, билеты в Эрмитаж теперь точно по венецианской цене.
(Фото автора, сентябрь 2021. Выставка «Glasstress. Окно в будущее», Эрмитаж, Главный штаб)
©️Мила Тонбо 2021