Очередной обзор книжных новинок по военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям - для систематизации собственной библиотеки, а не для рекламы. Нас не связывают "деловые" отношения ни с авторами (кроме знакомства с некоторыми), ни с продавцами и изд-вами. Все книги приобретены за личные средства, для личного использования. Делюсь собственным мнением только о тех книгах, которые купил для своей библиотеки. Обзор начат с книг, изданных в конце 2019-начале 2020 годов, сейчас большинство книг уже относятся к 2020-2021 годам. Но попадаются и более ранее издания (чаще всего серийные), которые я не сразу купил. Не рекламирую книги и не продаю их, ваше дело покупать их или нет, есть много людей, которые вообще книги не читают, и им хорошо,)).
Книга, о которой пойдет речь сейчас в отличии от прошлых турецких "бранденбургов" можно назвать и НОВИНКОЙ, так как была издана в 2019 году (это я опять напоминаю про временной интервал, который для себя определил). Да и купил я ее примерно в те же годы, но как-то не сразу взялся ее прочитать, стояла на полке, ждала своей очереди, вот и дождалась. приобрел ее как всегда в том же Интернет-магазине, название которого начинается на букву "Л". В магазине она предлагалась по цене 1289 рублей, но с моей максимальной скидкой она обошлась мне за 941 рубль, дороговато (скидка тогда составила всего 27%), но видимо в то время решил не ждать когда скидка повысится - взял как было, и не пожалел.
Книга выпущена издательством Яуза/ЭКСМО в серии "Война на море", и имеет следующие выходные данные - Малов, А. "Крейсера типов "Монтекукколи" и "Аоста". "Пожарная команда" итальянского флота/ А.А. Малов, С.В.Патянин - Москва: Яуза: Эксмо, 2019.- 160 с. Вставить виджет не получится, так как книга отсутствует в Маркете, который работает с Дзеном, приходится признавать, что на этой платформе книги не являются важным и ходовым товаром. Жаль конечно, но ничего не поделаешь, что есть - то есть. Возможно здесь и причина не в платформе, а в востребованности книг среди современной аудитории Интернета. но вернемся к книге.
Авторы книги уже хорошо известны на данный момент. "На данный момент" означает, что в конце 202о года выпущена книга с названием "Морская кампания 2021" как раз под авторством и С.Патянина и А.Малова. Но "Морская кампания 2021" еще ждет своего обзора, а что касается книги про итальянские крейсера, но предположу, что это своего рода "проба пера" и первая совместная работа двух специалистов. Сразу отмечу, что книги Сергея Владимировича Патянина читаю уже более 20 лет (еще начиная с серии "БКМ"), и не могу нарадоваться за его творческий талант и глубину проработки вопросов, когда дело касается истории боевых кораблей. Надеюсь он и дальше продолжит свою работу, а подобные тандемы позволят лучше раскрывать темы. Надеюсь и работы Арсения Малова будут и самостоятельные.
В новой книге мы встречаемся с уже привычной структурой и логикой изложения - ничего лишнего, все по делу (смотрим оглавление выше): история создания - описание конструкции-история службы-общая оценка проекта. Кто давно читает книги данной серии ("Война на море") согласится, что подобное структурирование материала позволяет достаточно хорошо "погружаться" в тему (в историю очередного корабля или серии кораблей). Исторический экскурс в историю итальянского кораблестроения небольшой, но достаточный чтобы разобраться почему эти крейсера получили название "Кондотьери" С и D, а главное где были "А" и "В" (что иногда бывает немаловажно). Да, и сразу дается понять, что так то кораблей было не два, а четыре, и самое главное - их наименования не были настолько простыми, как в названии книги. Оцените великолепие названий - "Раймондо Монтекукколи", "Муцио Аттендоло", "Эмануэле Филиберто дука д'Аоста" и "Эудженио ди Савойя", вообщем, итальянцы не искали легких путей, ))) (шутка).
По моему скромному мнению, Сергей Владимирович Патянин в настоящее время хорошо знает итальянский флот (историю и развитие), так как давно и целенаправленно им занимается - выпущенные книги и активности в тематических сообществах в Интернете об этом четко свидетельствуют. И это нашло отражение в книге - хорошо структурированный и интересно поданный материал. Все по делу, все к месту, все обоснованно.
Книга интересная и бесспорно полезная, нисколько не пожалел ,что купил для своей библиотеки. Интерес (по крайней мере для меня) к теме поддерживается тем, что ранее по итальянским крейсера данного периода были только отдельные заметки или статьи в справочниках, а так в исторической литературе им уделялось относительно мало место и времени. В лучшем случае мне попадались отдельные сборники-справочники по той или иной серии крейсеров, но такого полного и глубокого обзора не встречал.
Описание конструкции крейсеров этих двух близких друг другу типов довольно обстоятельное: текстовые блоки чередуются со схемами кораблей,теоретическим чертежами корпуса, сравнительными таблицами- все понятно и наглядно. Также подробно и наглядно представлены основные компоненты - бронирование, вооружение. мне больше всего заинтересовала таблица с данными, которые показывали дистанции и углы к нормали с которых начинал пробиваться внешний пояс у этих крейсеров. Броня вроде как была, но пробивалась 203-мм и 152-мм снарядами достаточно уверенно, впрочем, кто знаком с итальянским "крейсеростроением" 30-х годов ХХ века знают, что сложно требовать что-то от бронирования легких крейсеров Италии, защищенность - была первое чем решили пожертвовать итальянцы для достижения высокой скорости. Но нельзя не отметить ,что если быть объективным, то по поясной броне «Аоста» превосходит близких по размеру британские КР типа «Линдеры» и «Фиджи», да и % забронированной ватерлинии был побольше у "итальянца".
Интерес к этим кораблям добавляет и тот факт, что они довольно тесно "связаны" с историей советского военно-морского флота. Их проект оказался настолько удачным, что в свое время эти быстроходные, хорошо вооруженные для своего водоизмещения и красивые крейсера типа "Монтекукколи" ("Кондотьерри серии С") послужил прототипом для советских крейсеров типов "Киров" и "Максим Горький", причем готовую паротурбинную установку одного из них продали в СССР для установки на головной крейсер "Киров". Влияние этих крейсеров, например, сказалось на том решении, которое легло в основу вооружения крейсеров типа "Киров", за что можно часто встретить в литературе критику - я имею ввиду размещение орудий ГК в одной люльке, да и живучесть орудий была не высокая, что в целом сказывалось на меткости стрельбы. Но если для "Монтекуккколи" опосредованно повлиял на мощь советского ВМФ, то его напарник "отметился" более кардинальным способом. Как известно, крейсер "Евгений Савойский" из второй пары "Кондотьерри" (серия D) после окончания войны попал в состав Черноморского флота СССР под новым именем "Керчь".
Обратило внимание, что авторы достаточно спокойно, можно сказать "ровно" относятся к рассматриваемым крейсерам, воздерживаясь как от явно критических замечаний, так и от эмоциональных оценок. Обратил на это внимание потому, что часто в источниках (иногда даже в названии) можно встретить априори негативное представление итальянского флота, что создает несколько однобокое восприятие. Кроме итальянских историков (М.-А.Брагадин - один из них), обычно итальянский флот получает от авторов большинства книг презрительные эпитеты, часто это присуще британским "экспертам". И в этой книге, как мне показалось дано более объективное представление кораблей. Да и данные крейсера это вполне заслужили, если вспомнить, что именно им принадлежит слава участия в единственном бою, который признается успехом итальянского флота даже англичанами. Это подтверждают и приведенные примеры точной стрельбы именно крейсеров, и этого вполне должно быть достаточно чтобы если не развеять, то хотя бы "пошатнуть миф" про совсем уж безнадежность итальянского флота и неспособность его артиллеристов поразить цель.
На корабли этих двух типов выпала большая нагрузка в годы Второй мировой войны, они часто привлекались к участию в операциях на море от сопровождения конвоев, до набегов и минных постановок. То есть в базах не отстаивались, поэтому не удивительно, что один крейсер из четырех погиб.
Боевой службе посвящен специальный раздел (см.Оглавление), и видно, что авторы обладают достаточным материалом, которым и хотят поделиться с читателями. Этот раздел хорошо структурирован по основным этапам войны на море, в которой принимали участие итальянские крейсера, при этом, как мы видим авторы отказались от "индивидуальной персонализации жизненного цикла корабля", который в свое время был характерен серии книг "Боевые корабли мира". Здесь история службы кораблей представлена на фоне исторических событий в их последовательности. Такое представление имеет и плюсы и минусы, я уже об этом как то говорил. С одной стороны - исключаются повторы и события представляются достаточно комплексно и системно; с другой - если необходимо познакомиться детально с историей конкретного корабля, то приходится выбирать и "отсекать лишнее".
В книге много общих и частных чертежей, большинство из которых размещены на разворотах, это хорошо. Очень много фотографий, рисунков и схем, причем хорошего качества. Есть даже цветные фотографии, для которых сделана специальная врезка. Качество фотографий подчеркивает, что у авторов хорошие связи с их коллегами "по перу" - часть фото в книгу попадали из коллекций известных специалистов в области истории флота: Б.А.Айзенберга, С.А.Балакина, В.В.Костриченко, Г.Альфано и др. ( в списке и российские авторы, и иностранные). Да и перечень источников тоже вызывает уважение - из 25 источников только 4 - отечественные авторы, остальные - иностранные, в том числе 62% на иностранных языках, не переводные.
Качество подачи материал и текстового и иллюстративного как всегда высокое. Твердый переплет, цветная серийная обложка - авторы и издательство в этом вопросе продолжают традиции и это не может не радовать.
Хорошая четкая печать, плотная бумага - создают хорошее впечатление и доставляют удовольствие при работе с книгой. И да, переплет не только красивый, но и крепкий, и практичный - страницы не вываливаются, держатся хорошо. Книга мне понравилась, но рекомендаций "купить/не купить" не даю, решайте сами. А вот тираж может огорчить ценителей такой литературы - всего 800 экземпляров - видимо его уже не достаточно, на прилавках книжных магазинов (в том числе и интернет-магазинов) книга нет, стоит статус - "ожидается". А вот что ожидается - это вопрос: или переиздание или допечатка, что хорошо; или "переработка в стиле Ч" (кто читал мои обзоры - должен понять).
А есть кто-то из наших читателей, кто уже купил эту книгу? Какое ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, ваше мнение мне интересно, может я чего и упустил в обзоре, или был слишком предвзятым.
Перейду к обзорам следующих новинок, продолжу представлять другие книги, которые еще можно считать "новинками". Будут книги и этой серии и подобных ей, у меня как раз накопилась их десятка полтора. Пока ориентируюсь на то, что уже есть у меня, и продолжу готовить обзоры на них, но если у вас есть пожелания о том, какую из книг данной серии представить здесь - пишите в комментариях или ЛС.
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: