Всем привет!
Если среднестатистический человек услышит словосочетание «карьерный самосвал», первое, что ему придет в голову, - современные гиганты производства Белорусского автозавода (БелАЗ). Но не стоит забывать и о советских предках этих самосвалов. Так что сегодня на повестке дня первопроходец с крупного и важного предприятия в белорусском городе Жодино – БелАЗ-540.
История нашего героя началась еще в 50х гг. В те времена стали появляться первые большегрузные самосвалы особой конструкции, каждая особенность которой направлена на повышение грузоподъемности машины. Стало очевидно, что тогдашний советский большегрузный самосвал МАЗ-525 не мог тягаться с новыми машинами.
Первый опытный образец БелАЗ-540 появился в 1961 г. Его отличительная особенность – четыре круглые фары. Он успешно прошел испытания, и ему даже повезло сняться в кино:
Серийный же выпуск начался в 1965 г. Впервые советский автопром опробовал новую конструкцию большегрузного самосвала. Высокорасположенные капот и одноместная кабина, шины, каждая из которых практически в рост человека, и большой треугольный кузов с широким «козырьком», прикрывающим кабину, - все это основные отличительные черты первопроходца среди советских и белорусских карьерных самосвалов. Оснащению кабины тоже уделили много внимания: в распоряжении водителя необходимый минимум приборов, руль с мощным гидроусилителем и автоматическая 3-ступенчатая коробка передач.
А вот у силового агрегата характеристики весьма неоднозначны. Сам по себе это был вполне приличный дизельный двигатель ярославского производства, объемом 22,3 л и мощностью 360 л.с. Но кушал этот мотор слишком много: расход солярки стабильно держался на уровне 100 л на сотню. Но если для «обжоры» Урал-375, о котором я писал здесь, это очень большой показатель, то для карьерного самосвала, тем более первого в СССР, это вполне объяснимо: чем больше габариты машины, тем выше у нее расход топлива.
Важная деталь. В 1967 г. самосвал пережил модернизацию, в результате чего появилась модификация БелАЗ-540А, комплектовавшаяся как раз тем мотором, что описывался выше. У первых же машин был еще более прожорливый мотор на базе танкового агрегата, занимавший объем почти 39 л и развивавший 375 л.с. На мой взгляд, советские машиностроители правильно сделали, что пожертвовали мощностью ради уменьшения объема мотора и расхода солярки.
БелАЗ-540, грузоподъемность которого достигла 27 т, быстро распространился по огромной территории СССР. Он стал первым советским автомобилем, который получил Государственный знак качества.
Самосвал выпускался до 1985 г., когда появилась более экономичная и грузоподъемная машина БелАЗ-7522, которая быстро вытеснила нашего героя.
Сегодня БелАЗ-540 в карьерах не работает. Часть из них доживает свой век в странах бывшего Советского Союза:
Но есть и более везучие самосвалы – они стоят в качестве памятников:
БелАЗ-540 – большой шаг отечественного автопрома. Этот легендарный карьерный самосвал стал родоначальником целого семейства грузовиков, работающих в карьерах и иногда даже бьющих мировые рекорды из-за своих размеров.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!