Найти в Дзене
Фотосклад.Эксперт

Рецензия на фотовыставку Томаса Деманда «Зеркало без памяти»

Оглавление

В московском «Гараже» — музее современного искусства — открылась новая выставка немецкого автора Томаса Деманда. Графичность, детальность, переосмысление политики и понимания природы в работах одного из самых значимых фотографов последних десятилетий.

Томас Деманд
Томас Деманд

Зададимся очевидным вопросом: «Зачем фотографы делают выставки собственных работ?». Ну, конечно, в первую очередь, чтобы показать всему миру, что вот он я такой есть — фотовыставка это своего рода закрепление профессионального успеха творца. Во-вторых, конечно, поделиться собственными мыслями, идеями и инсайтами.

А что значит фотовыставка для обычного зрителя? Не профессионала, не критика, а обычного человека, который в свое свободное воскресенье решает культурно просветиться, отдохнуть от офиса и сходить на выставку. Он заходит в зал и видит множество работ, которые на первый взгляд, может, даже и не связаны между собой. И, скорее всего, тот факт, поймет ли он идею фотографа, будет одним из решающих факторов, понравится ли ему экспозиция или он так и уйдет, даже не поняв, что же это там происходит. Друзья будут спрашивать: «Ну, как?». А он: «Да, фигня, не ходите, ничего непонятно». Ну, правильно — походил-походил около стен, да и ушел.

-2

Работы Томаса Деманада, собранные на экспозиции в Гараже, единичны, фрагментированы, осколочны. Между ними нет единой истории и потому, поставленные рядом в одном помещении они запускают «автономный нарратив»: зритель сам складывает рассказ у себя в голове, сам решает, чем же связаны эти напечатанные кусочки жизни. Но, возможно, не всегда человек способен уловить суть и самостоятельно заложить смысл в работу художника.

Поэтому я считаю атмосферу экспозици таким важным элементом, и если не в соотношении 50/50, то 60/40 точно, в пользу самого материала.

И потому я так всем сердцем люблю Гараж: свет, расположение произведений, музыка, видео и часто интерактивные экспонаты — здесь знают как удерживать внимание гостя. Поэтому стоит прийти хотя бы для того, чтобы погрузиться в эту атмосферу искусства и хотя бы просто почувствовать себя просветленным человеком.

Перейдем к виновнику торжества. Томас Деманд — немецкий художник, ему 57 лет, он творит и живет в Берлине и Лос-Анджелесе. На представленных фотографиях запечатлены произведения из бумаги, которые он делает своими руками в мастерской.

Пять глобусов. 1991
Пять глобусов. 1991

Одна из первых работ автора, «Пять глобусов», созданная еще в 1991 году и вновь напечатанная специально для выставки в Гараже. В отличии от многих работ, эти глобусы сделаны из воздушных шариков, а не из бумаги. И мало кто заметит, что шаров на этой фотографии именно шесть, а не пять, как заявлено в названии.

-4

Железные конструкции — это подвесные «кинотеатры», в которых демонстрируются фильмы Александра Клюге, немецкого кино- и телеведущего, автора, продюсера, общественного деятеля, идеолога Нового немецкого кино.

Фильмы Клюге — это видео-сиквелы или видеоинтерпретации трех работ Деманда, представленных в рамках выставки: «Хранилище», «Пять глобусов», «Руина». Понятие «раскроя времени» в исполнении Круге уточняет и проясняет многие работы Деманда. Это понятие заключается в том, что событие, которое человек выносит на орбиты вселенского, космического времени, сближается с человеческим частным.

-5
-6

Большое внимание Деманд уделяет детальности и графичности.

Газон. 1998
Газон. 1998

Для создания этой работы фотограф потратил три месяца, чтобы создать инсталляцию из бумажных травинок. Сверхдетализация во всей своей красе.

Работы «Газон», «Пруд» и инкубатор вошли в цикл под общим названием «Искусственность природы». И это тот случай, когда современное искусство серьёзно ударяет по моему душевному состоянию, поскольку некоторые, казалось бы, максимально обыденные вещи переосмысляется с такой глубиной, что мозгу очень трудно принять новые грани этих обыденностей.

«Есть ли природа сегодня не культивированная, не освоенная человеком? И состоятельна ли сама идея природы как антитезы городскому, цивилизованному, индустриальному?», — задается вопросом автор.

Моё личное восприятие понимание природы — более простое и заключающееся в стремлении соединиться с природой для обретения душевного покоя — не даёт с легкостью понять и разделить позицию автора. Но в любом случае сами снимки заслуживают внимания: сочные цвета и текстуры привлекают внимание.

Инкубатор. 2020
Инкубатор. 2020

Переосмысление другой темы, политики, завлекло меня сильнее в связи с актуальными событиями (а именно выборами в Государственную Думу). Стало интересно, как гражданин другой страны оценивает происходящие в политике движения.

Слева направо работы: «Знак. 2015», «Комната управления. 2011»
Слева направо работы: «Знак. 2015», «Комната управления. 2011»

Вот, например, кабинки для голосования, которые должны гарантировать независимость и конфиденциальность политического выбора каждого, больше напоминают детский конструктор.

Голосование. 2018
Голосование. 2018

Также Деманд запечатлевает важные для истории и политики события.

2001 год. Ньй-Йорк. Теракт башен близнецов. Жертвами стали 2977 человек. Снимок ниже — воспроизведение изображения камер видеонаблюдения ранним утром в аэропорте города Портленд во время досмотра вещей Мухаммеда Атты, который в этот же день протаранил северную башню Всемирного торгового центра.

Выход на посадку. 2004
Выход на посадку. 2004

Рубрика «Ежедневные фото»

Другой отдел выставки посвящен фотографиям, которые запечатлели, как говорит автор, детали жизни, которые мы не замечаем в ежедневной суете.

Эти фото несколько больше откликнулись в моём сердце, поскольку основаны они на тех же переживаниях автора, кои испытывают каждые из нас: Деманд признается, что он делал эти снимки и не понимал, куда их можно деть, но при этом удалить их ему было жалко. Никого вам не напоминает?

Интересно, что каждый снимок имеет название «Ежедневное фото №…» и соответствующий номер, как бы символизируя, что каждое фото — это лишь часть очередного прожитого дня нашей жизни, что-то незначительное и также пролетающее сквозь время.

Но даже в таких повседневных снимках проявляется стиль фотографа: графичность, ярко выраженный объект в кадре, минималистичность.

«Убежище»

Основную часть выставки составляют работы периода 1991–2021 годов. Последняя серия была сделана специально для «Гаража» и посвящена истории Эдварда Сноудена. Напомним, что в 2013 году Сноудену было предъявлено обвинение в шпионаже — он бежал из США сначала в Гонконг, а затем — в Россию, где больше месяца провел в транзитной зоне «Шереметьево».

Раздел выставки «Убежище», посвящённый истории Эдварда Сноудена
Раздел выставки «Убежище», посвящённый истории Эдварда Сноудена
Убежище III. 2021
Убежище III. 2021

На фотографиях — предположительное место пребывания Сноудена в «Шереметьево». Глухое пространство, каждый предмет акцентнен и минималистичен: стол, лампа, телефон и так далее. Создаётся зловещая атмосфера, ведь каждый предмет может стать инструментом прослушки. Тому же способствует само помещение экспозиции — тусклый свет и замкнутое пространство.

Выставка продлится до 30 января 2022 года.

Автор: Таня Засыпкина

#фотовыставка #фотография #рецензия #искусство #культура

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Читать также:

Nikon показала возможности нового недорогого объектива Nikkor 40mm f/2

Гайд по кривым: как обработать фотографию самым мощным инструментом Photoshop

Ricoh выпустила компактную камеру для стрит-фото