Найти тему
Наука для всех

Удивительные метаморфозы мозга, которые происходят у людей, изучающих иностранный язык

Занятия в спортивном зале на тренажерах приводят к развитию мышц и наращиванию их массы, и это никого не удивляет. С другой стороны, загрузка мозга любой работой, особенно активной, тоже должна как-то влиять на его состояние. Так, участие в различных интеллектуальных играх, таких как «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и даже банальное разгадывание кроссвордов заставляют человека использовать по максимуму свои знания для поиска верного ответа. А подобное напряжение серого вещества неминуемо должно приводить к каким-то структурным изменениям.

Разговор на родном языке требует от человека определенной мозговой активности, при этом почти всю работу выполняет левое полушарие мозга. Так, за понимание речи собеседника отвечает зона Вернике, располагающаяся в височной доле левого полушария, а за воспроизведение собственных слов ответственен центр Брока в левой лобной доле. Между этими зонами происходит активный обмен данными, но он для нас привычен и не вызывает сложностей, а значит нет и необходимости в создании новых нейронных связей.

При изучении иностранного языка, даже близкой языковой группы, картина резко меняется. Во время этого процесса приходится запоминать незнакомые слова, изучать систему письменности, языковой строй и работать над способами выражения собственных мыслей. Здесь уже почти в равной степени задействуются как левое, так и правое полушарие мозга, между которыми начинается интенсивный обмен данными.

Обмен информацией между левым и правым полушариями мозга
Обмен информацией между левым и правым полушариями мозга

В этом случае в мозге активно создаются нейронные связи, увеличивается количество как белого, так и серого вещества. Особенно сильно это проявляется в передней поясной коре мозга, ответственной за когнитивные функции, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. К ним относятся мышление, пространственная ориентация, понимание, вычисление, обучение, речь, способность рассуждать.

Поскольку изучение иностранных языков сопровождается активным обменом информацией между полушариями, то интенсивной работе подвергается и «информационный мостик» между ними — мозолистое тело. Продуктивность увеличивается, что улучшает взаимодействие полушарий мозга, а от того, насколько эффективно это взаимодействие, во многом зависит наше психическое здоровье и координация движений.

В центре фотографии видно мозолистое тело мозга, соединяющее левое и правое полушарии
В центре фотографии видно мозолистое тело мозга, соединяющее левое и правое полушарии

Изменения, происходящие в человеческом мозге во время нестандартной интеллектуальной деятельности, называют феноменом нейропластичности — способности мозга изменять свою структуру. При этом не только выстраиваются вновь созданные связи нейронов, но и частично восстанавливаются поврежденные. Если постоянно давать мозгу такие интеллектуальные нагрузки, то и нейропластичность будет проявляться до преклонного возраста, что позволит держать этот орган в «тонусе», а это очень важно. Ведь именно с помощью нейронных связей функционируют человеческое воображение, память и чувства.

Что говорят исследования ученых

Недавние исследования показали, что изучение и применение в быту «неродных» языков стимулирует развитие тех областей мозга, которые ответственны за «исполнительные», то есть наиболее сложные функции. Это приводит к упрощению рассуждений, планирования действий, переключения между разными задачами. Поэтому «двуязычные» люди быстрее адаптируются и более успешны практически во всех сферах человеческой деятельности по сравнению с теми, кто знает только один язык.

Поскольку стандартные шаблоны человеческих действий хранятся в левом полушарии, то проблема и поиск ее решения формулируются на родном языке, и реакция происходит быстро, вот только найденный ответ может быть не очень продуманным. Но стоит только подумать о поиске решения на иностранном языке, как мозг подключит правое полушарие. В этом случае найденное решение будет отличаться меньшей спонтанностью, большей логичностью и продуманностью. А потому и ближе к оптимальному.

Кроме уже перечисленных полезных эффектов, есть еще одна серьезная причина, из-за которой, по мнению ученых, стоит заняться изучением иностранного языка. Причем особенно важной она оказывается для людей в возрасте — у них значительно снижается риск болезни Альцгеймера. Согласно исследованиям 2010 года, признаки этого заболевания у людей, знающих иностранный язык, начинают проявляться в среднем на 5,1 года позже, чем у их ровесников, владеющих только родной речью.

-4

Таким образом, изучение иностранных языков не только делает человека умнее, но и является долгосрочным вкладом в здоровье. Если вы хотите «прокачать» свой мозг и начать учить новый язык, но это кажется вам слишком сложным или вы не знаете, какой язык выбрать, то, пожалуй, стоит начать с английского. Он считается одним из самых простых — в нем нет падежей и родов, слова не надо согласовывать. Кроме этого, в английском языке довольно простая грамматика.

👉 «Наука для всех» в Telegram