☞ Ещё больше материалов в нашем Telegram-канале
Когда применять эквалайзер — до или после компрессора? Когда применять реверберацию — до или после эквалайзера? Подобные вопросы встречаются часто. Поэтому, давайте проясним эти моменты.
Сначала убираем всю грязь и мусор
Тут всё просто. Чтобы микс звучал хорошо, компрессор не вытащил разную грязь, а инструменты звучали плотно и чисто. Сначала мы должны убрать эту самую грязь из инструментов отдельно. Иначе она пойдет в микс, будет портить работу компрессора, давать муть реверберации и т. п.
Но что это за грязь такая?
Сначала по классике убираем все лишние низкие частоты, которые не являются полезной музыкальной информацией. Например, низкочастотные пинки в вокале. Делаем это Low Cut фильтром, срезая всё до полезного сигнала, а если точнее, до первых гармоник инструмента. Так мы обеспечим нормальный, чистый низ без артефактов.
С низом понятно, а что ещё нужно убирать?
Далее убираем всё лишнее из пауз, «чмоканья» в вокале, «шепот» струн, когда гитарист не играет. Ну и всё остальное, что нам в композиции не нужно. Тут фишка в том, что при той же компрессии все эти тихие вещи вылезают на раз-два. Поэтому лучше их убрать в самом начале работы, чем потом отвлекаться на это.
И напоследок убираем всеми «любимые» артефакты
Здесь надо убрать шумы, трески, щелчки и прочую хрень, которая может появиться при записи. Для этого можно использовать специальные плагины для реставрации звука, например iZotope Rx или Waves серии X.
Всё это нужно сделать в первую очередь, чтобы убрать весь мусор и обеспечить более-менее приятное для слуха звучание инструментов, а также облегчить работу плагинам. Хорошо, что делаем дальше?
Корректирующая эквализация
Здесь наша задача сформировать первично нужный тембр инструмента. Убрать лишнюю муть, добавить немного высоких если нужно и т. п. То есть сделать звучание полноценно приятным для слуха или даже восстановить звучание, например вокала, если у него слишком много низа и «бочковатости» и мало верха из-за неправильно подобранного микрофона.
Важно тут то, что мы можем это делать даже не слушая инструмент в миксе. Нам нужно просто подготовить его для дальнейшей обработки и сделать приятным для слуха. Главное на этом этапе — не увлечься и не накосячить. Помним, что задача сделать первично нужный тембр, а не полностью готовый и законченный. В некоторых ситуациях этот пункт можно вообще пропустить, так что включаем голову и думаем.
Теперь дело за компрессией
Почему только сейчас? Потому, что сейчас мы уже убрали всё лишнее и не музыкальное из звука. Сделали первично нужный тембр и даём компрессору обрабатывать тот материал, который уже более-менее нормальный. Если бы не убрали лишние низа, шумы и мусор, то работа компрессора была бы не очень корректной, всю эту грязь он бы поднял по громкости.
Если бы мы не убрали коробочный призвук и муть, работа компрессора также была бы не совсем корректной. Потому, что его детектор сильно чувствителен к низким частотам, так как они несут очень много энергии.
В общем, предыдущими действиями мы как бы восстановили звучание до нормального состояния и подготовили его для дальнейшей обработки уже в контексте микса.
Что дальше?
Добиваемся хорошего звучания инструмента в миксе
Сейчас у нас инструмент звучит без артефактов, чисто и плотно. Самое время скорректировать его звучание с учётом микса. Тут мы делаем текстурную эквализацию, окончательно формируя нужный тембр инструмента уже в контексте микса. Например, поднимаем высокие и воздух, опускаем середину и т. п.
Здесь же мы удаляем частотные конфликты и все лишние частоты, которые точно не нужны инструменту когда он звучит с другими инструментами.
Итого четыре основных шага:
- Убираем лишнее.
- Корректирующая эквализация.
- Компрессия.
- Текстурная эквализация.
Это базовая схема обработки, которая круто работает в любом стиле музыки и на любом инструменте. Конечно её можно усложнять и подгонять под конкретные ситуации, но сама логика остается той же.
Автор: Макс Хожаинов
☞ Ещё больше материалов в нашем Telegram-канале