Найти в Дзене
Germanoff

Станция Гродно - совмещение русской и европейской железнодорожной колеи

Первый путь (самый дальний на фото) - 1435 мм, самый ближний - совмещенная колея 1520 и 1435 мм
Первый путь (самый дальний на фото) - 1435 мм, самый ближний - совмещенная колея 1520 и 1435 мм

Станция Гродно (белор. Гродна) интересна тем, что здесь переплетаются пути и русской (1435 мм), и европейской (1520 мм) железнодорожной колеи. Причем они на самом жд узле встречаются как отдельные, так и как бы "всунутые" друг в друга, а дальше к мосту через Неман и границе с Польшей преобразуются один совмещенный железнодорожный путь. Вот он далее на фото.

Совмещенный путь русской и европейской колеи
Совмещенный путь русской и европейской колеи

В Гродно, конечно много интересных вещей, и об этом мой отдельный пост. Но здесь рассмотрю именно уникальные гродненские железнодорожности. Когда-то давно через город проходила легендарная Петербурго-Варшавская железная дорога - третья в Российской Империи после "игрушечной" Царскосельской и Николаевской (СПб - Москва). Ну и первая в стране международная магистраль.

Гродно первый в Беларуси (ну тогда конечно такой страны еще не было) получил железную дорогу. Это произошло в 1862 году. С тех пор до 90-х годов ХХ века через него проходило довольно много внутрисоюзных и международных поездов, прежде всего из Петербурга/Ленинграда в Западную Европу. С распадом СССР это некоторое время продолжалось по инерции, а потом железная дорога между Литвой и Беларусью обрезалась, пути демонтировали прямо на границе. В сторону Польши от Гродно тоже ходило мизерное количество поездов (по крайней мере пассажирских). Так Петербурго-Варшавская магистраль прекратила свое существование, а Гродно стал практически железнодорожным островком.

Раньше здесь курсировали составы на Литву, Латвию, Псков и Петербург. Теперь на белорусско-литовской границе разрыв у станции Узбережь
Раньше здесь курсировали составы на Литву, Латвию, Псков и Петербург. Теперь на белорусско-литовской границе разрыв у станции Узбережь

Сейчас на станции Гродно довольно пустынно. Есть несколько поездов: до Минска и других областных центров Республики Беларусь. Пригород тоже не так активен: на Поречье и Узбережь - это там где обрывается связь с Литвой, на Лиду и Барановичи, на Брузги - это уже на польской границе. Весь подвижной состав пригорода - дизель поезда, хотя через станцию протянута контактная сеть. Но она только для единственного международного поезда, об этом ниже.

Слева прибыл поезд из Минска, справа пути русской колеи, самый дальний - дизель на Брузги на совмещенной колее
Слева прибыл поезд из Минска, справа пути русской колеи, самый дальний - дизель на Брузги на совмещенной колее

Колеи 1435 и 1520 мм на вид отличить невозможно, даже если они идут рядом. Но в Гродно на жд вокзале определить можно без труда. Только европейская колея проходит под проводами КС, здесь постоянный ток, такой же как и на польских железных дорогах.

Вот они - проводки контактной сети на первым путем 1435 мм
Вот они - проводки контактной сети на первым путем 1435 мм

На первый путь гродненского вокзала ранее приходили электрички EN57 из Белостока, потом стал прибывать поезд из Кракова с польским электовозиком и европейскими вагонами. Сейчас ничего не приходит.

Электропоезд EN57, кстати в Гродно. Фото TrainPix.org
Электропоезд EN57, кстати в Гродно. Фото TrainPix.org
Поезд Краков-Гродно на гродненском вокзале. Фото grodnonews.by
Поезд Краков-Гродно на гродненском вокзале. Фото grodnonews.by

Во время прибытия/отправления международного поезда первая платформа перекрывается забором, оцепляется пограничниками

Подземный переход. Станция практически безлюдна
Подземный переход. Станция практически безлюдна
То же место в 1988 году. Кадры из фильма "Меня зовут Арлекино"
То же место в 1988 году. Кадры из фильма "Меня зовут Арлекино"
1988 год
1988 год
Теперь
Теперь

В нескольких километрах на юго-запад от станции Гродно есть железнодорожный мост через р. Неман. Он как раз совмещенной колеи 1435/1520 мм, так как один путь, узкая конструкция для экономии. Поэтому, вероятно, и подъезды к нему с комбинированными рельсами.

ЖД-мост через Неман
ЖД-мост через Неман

Такой вот интересный железнодорожный узел Гродно.