Найти в Дзене

Самолёты литовской авиации в Красной Армии

Литовские военно-воздушные силы были самыми крупными из трёх прибалтийских стран. Но количество самолётов отнюдь не соответствовало их качеству.

В составе литовских ВВС было три дивизиона:

1-й с тремя разведывательными эскадрильями: 10 литовских учебно-тренировочных самолета ANBO-41 (использовавшихся как разведчики), 6 литовских же многоцелевых штурмовиков-разведчиков ANBO-IV и ANBO-IVM. Плюс пара совсем уж древних немецких штурмовика Albatros J.II, которые, скорее всего, использовались как учебные.

Учебно-тренировочный самолет ANBO-41. Создан в 1936 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 360 км/час, дальность полёта — 800 км, максимальная высота — 9000 м, вооружение — 3 пулемёта и 200 кг бомб.
Учебно-тренировочный самолет ANBO-41. Создан в 1936 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 360 км/час, дальность полёта — 800 км, максимальная высота — 9000 м, вооружение — 3 пулемёта и 200 кг бомб.
Штурмовик-разведчик ANBO-IV. Создан в 1932 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 290 км/час, дальность полёта — 720 км, максимальная высота — 8000 м, вооружение — 4 пулемёта и 200 кг бомб.
Штурмовик-разведчик ANBO-IV. Создан в 1932 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 290 км/час, дальность полёта — 720 км, максимальная высота — 8000 м, вооружение — 4 пулемёта и 200 кг бомб.
Штурмовик Albatros J.II. Создан в 1918 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 140 км/час, дальность полёта — 300 км, максимальная высота — 3000 м, вооружение — 3 пулемёта и лёгкие бомбы.
Штурмовик Albatros J.II. Создан в 1918 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 140 км/час, дальность полёта — 300 км, максимальная высота — 3000 м, вооружение — 3 пулемёта и лёгкие бомбы.

2-й дивизион включал три истребительные эскадрильи: 13 французских Dewoitine D.501С1, 14 английских Gloster Gladiator и 7 итальянских Fiat CR.20 Chirri.

Истребитель Dewoitine D.501. Создан в 1932 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 369 км/час, дальность полёта — 860 км, максимальная высота — 11000 м, вооружение — 1 20-м пушка и 2 пулемёта.
Истребитель Dewoitine D.501. Создан в 1932 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 369 км/час, дальность полёта — 860 км, максимальная высота — 11000 м, вооружение — 1 20-м пушка и 2 пулемёта.
Истребитель Gloster Gladiator. Создан в 1934 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 414 км/час, дальность полёта — 714 км, максимальная высота — 10211 м, вооружение — 4 пулемёта.
Истребитель Gloster Gladiator. Создан в 1934 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 414 км/час, дальность полёта — 714 км, максимальная высота — 10211 м, вооружение — 4 пулемёта.
Истребитель Fiat CR.20 Chirri. Создан в 1926 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 276 км/час, дальность полёта — 750 км, максимальная высота — 8500 м, вооружение — 2 пулемёта.
Истребитель Fiat CR.20 Chirri. Создан в 1926 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 276 км/час, дальность полёта — 750 км, максимальная высота — 8500 м, вооружение — 2 пулемёта.

3-й дивизион состоял из двух бомбардировочных эскадрилий: 10 литовских учебно-тренировочных самолетов ANBO-41, 12 итальянских разведчиков Ansaldo A.120 ADY, 2 старых английских транспортных de Havilland DH.89M, 2 просто древних немецких разведчика-бомбардировщика LVG C.VI.

Разведчик Ansaldo A.120 ADY. Создан в 1925 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 254 км/час, дальность полёта — 1500 км, максимальная высота — 7000 м, вооружение — 3 пулемёта и лёгкие бомбы.
Разведчик Ansaldo A.120 ADY. Создан в 1925 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 254 км/час, дальность полёта — 1500 км, максимальная высота — 7000 м, вооружение — 3 пулемёта и лёгкие бомбы.
Бомбардировщик-транспортник de Havilland DH.89M. Создан в 1934 году. Экипаж — 3 человека, скорость — 253 км/час, дальность полёта — 900 км, максимальная высота — 6000 м, вооружение — 1 пулемёт и 140-150 кг бомб.
Бомбардировщик-транспортник de Havilland DH.89M. Создан в 1934 году. Экипаж — 3 человека, скорость — 253 км/час, дальность полёта — 900 км, максимальная высота — 6000 м, вооружение — 1 пулемёт и 140-150 кг бомб.
Разведчик-бомбардировщик LVG C.VI. Создан в 1918 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 165 км/час, дальность полёта — 420 км, максимальная высота — 6000 м, вооружение — 2 пулемёта и 80 кг бомб.
Разведчик-бомбардировщик LVG C.VI. Создан в 1918 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 165 км/час, дальность полёта — 420 км, максимальная высота — 6000 м, вооружение — 2 пулемёта и 80 кг бомб.

Как легко заметить, самолёты некоторые больше подходили для музея, но продолжали числиться в составе боевых частей. Про учебно-тренировочные подразделения и о том, что могла быть на складах мы даже и не смотрим.

Впрочем, как известно, воевать литовской авиации не пришлось, равно как и остальной армии. После того, как Литва вошла в состав СССР в 1940 году, а на базе литовской армии был сформирован 29-й стрелковый корпус, из имеющихся самолётов и лётчиков сформировали 29-ю отдельную корпусную авиаэскадрилью.

Из всей литовской авиации в её состав вошёл лишь один «Гладиатор» и девять ANBO-41. Куда делись остальные самолёты я не нашёл информации, но их далеко не обязательно могли отправить на свалку. Например, известно, что один из немецких «Альбатросов» направили в Лётно-испытательный институт ВВС.

Все литовские самолёты сохранили номера и окраску, на них только нанесли красные звезды.

ANBO-41 29-й отдельной корпусной эскадрильи.
ANBO-41 29-й отдельной корпусной эскадрильи.

Воевала литовская эскадрилья очень недолго. Хотя официально она была расформирована только 20-го августа 1941 года, но боевая история её была намного короче. В первый день войны один «Гладиатор» разбился при аварии, два самолёта уничтожили немцы на аэродроме, а два сбили наши же зенитчики по ошибке. Ещё один самолёт приземлился у немцев (может случайно, может сознательно), остальные просто бросили. Лётный и наземный персонал из литовцев разбежался.

Вот и вся история литовских самолётов. Повоевать им не пришлось ни на стороне литовцев, ни на стороне Красной Армии. Правда, некоторые самолёты и пилоты потом использовались немцами, но это уже совсем другая история. Впрочем тоже не очень длинная.

ANBO-41 29-й отдельной корпусной эскадрильи, захваченный немцами.
ANBO-41 29-й отдельной корпусной эскадрильи, захваченный немцами.

Все материалы, связанные со странами, не принимавшими участия в сражениях Второй Мировой войны, идут под общим тегом #НевоевавшиеАрмииВМВ.

Рекомендую вам мою статью:

Союзники Вермахта: румынские самолёты

Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.

Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».