Минные крейсера или торпедные канонерские лодки в конце 19-го века стали одним из самых модных классов боевых кораблей. В Латинской Америке ими обзавелись в первую очередь представители большой тройки- ABC, Аргентина, Бразилия, Чили. С учетом почти полувековой паузы в Европе по войнам на море основным испытательным полигоном для новых морских вооружений стали отдаленные регионы- Восточная Азия и Южная Америка.
Именно здесь был разрешен вопрос способа наиболее эффективного применения нового оружия-торпед. За три года торпедами на дно были отправлено два броненосца-чилийский и бразильский. Удалось это не миноноскам, маленьким, быстроходным, но не мореходным и маложивучим, а гораздо более крупным и устойчивым минным крейсерам. Теоретикам "Молодой школы" пришлось корректировать свои взгляды.
Успешное применение чилийских и бразильских минных крейсеров во время гражданских войн в 1891 и 1894 годах показало чилийскому морскому командованию перспективность этого класса кораблей. Вскоре правительство Чили заказало в сентябре 1895 года в Великобритании фирме Laird еще один минный крейсер, напоминающий проводивший успешную атаку на "Бланко Энкалада" "Альмиранте Линч".
Корабль был построен в рекордные сроки- уже в июле 1896 года он был передан чилийцам.
Имя крейсер получил в честь адмирала чилийского флота- "Альмиранте Симпсон".
Роберт Уинтроп Симпсон (14 декабря 1799 - 23 декабря 1877) был уроженцем Великобритании и контр-адмиралом чилийского флота , отличившимся во время латиноамериканских войн за независимость, а затем и в войне Конфедерации.
В 1907 году крейсер был продан Эквадору. Там его переименовали в «Либертадор Боливар» в честь "освободителя" Латинской Америки Симона Боливара.
Симо́н Боли́вар (полное имя — Симо́н Хосе́ Анто́нио де ла Санти́сима Тринида́д Боли́вар де ла Консепсьо́н-и-По́нте Пала́сиос-и-Бла́нко ( Simón José Antonio de la Santísima Trinidad Bolívar de la Concepción y Ponte Palacios y Blanco; при жизни С. Боливара его фамилия писалась как Bolivar); 24 июля 1783, Каракас, генерал-капитанство Венесуэла — 17 декабря 1830, Кинта-де-Сан-Педро-Алихандрино , Санта-Марта, Великая Колумбия) — латиноамериканский государственный, политический и военный деятель, наиболее влиятельный и известный из руководителей войны за независимость испанских колоний в Америке. Национальный герой Венесуэлы. Генерал. Освободил от испанского господства Венесуэлу, Новую Гранаду (совр. Колумбия и Панама), Королевскую Аудиенсию Кито (современный Эквадор), в 1819—1830 гг. президент Великой Колумбии, созданной на территории этих стран. В 1824 г. освободил Перу и стал во главе образованной на территории Верхнего Перу Республики Боливия (1825), названной в его честь. Национальным конгрессом Венесуэлы провозглашён (1813) Освободителем (исп. El Libertador).
Так Эквадор стал четвертой южноамериканской страной, обладателем минного крейсера.
"Альмиранте Симпсон" "Almirante Simpson" Laird, Birkenhead, Англия. Заложен 1895. Спущен на воду 1896. Вступил в строй 1896. Продан Эквадору в 1907 году и переименован в «Либертадор Боливар».
Водоизмещение нормальное 800 тонн. Длина 73,2 п. м. Ширина 8.38 м. Осадка 4,27 макс. м
Двигатели-две паровые машины, 2 вала, 4 котла Норманд, 4500 л.с. Максимальная скорость 21,5 узлов. 150 тонн угля
Броня, сталь; палуба 25 мм, рубка 51 мм
Вооружение- 2 x 1 - 120 мм/40 Armstrong P, 4 x 1 - 47мм/40 Hotchkiss, 1 - 450 мм носовой торпедный аппарат , 2 x 1 - 450 мм торпедных аппарата
«Либертадор Боливар» «Libertador Bolivar». Куплен у Чили в 1907 году.
водоизмещение – 750 тонн; длина – 72,3 м; скорость – 21,5 узлов; бронирование борта и палубы в районе машинного отделения – 25 мм
вооружение – два 120-мм, пять 57-мм, четыре 47-мм орудия, три торпедных аппарата;
Корабль имел стальной корпус с тараном и двумя близкостоящими дымовыми трубами. Машинное и котельное отделения были обшиты стальными листами толщиной 25 мм. Кроме того корабль имел две мачты, а носовая и кормовая части были приподняты.
120-мм скорострельные орудия Armstrong QF устанавливались на баке и корме. Один торпедный аппарат был установлен в носовой части, один - в поворотной установке перед трубами по правому борту, а третий - в поворотной установке за трубами по левому борту.
В эквадорском флоте торпедная канонерская лодка была переквалифицирована в крейсер. На многие годы он стал крупнейшим военным кораблем страны. По понятным причинам корабль также использовали как президентскую яхту.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам