Найти в Дзене
Морская коллекция

Минные крейсера. Эквадорский транзит. «Либертадор Боливар»

Оглавление

Минные крейсера или торпедные канонерские лодки в конце 19-го века стали одним из самых модных классов боевых кораблей. В Латинской Америке ими обзавелись в первую очередь представители большой тройки- ABC, Аргентина, Бразилия, Чили. С учетом почти полувековой паузы в Европе по войнам на море основным испытательным полигоном для новых морских вооружений стали отдаленные регионы- Восточная Азия и Южная Америка.

Именно здесь был разрешен вопрос способа наиболее эффективного применения нового оружия-торпед. За три года торпедами на дно были отправлено два броненосца-чилийский и бразильский. Удалось это не миноноскам, маленьким, быстроходным, но не мореходным и маложивучим, а гораздо более крупным и устойчивым минным крейсерам. Теоретикам "Молодой школы" пришлось корректировать свои взгляды.

Успешное применение чилийских и бразильских минных крейсеров во время гражданских войн в 1891 и 1894 годах показало чилийскому морскому командованию перспективность этого класса кораблей. Вскоре правительство Чили заказало в сентябре 1895 года в Великобритании фирме Laird еще один минный крейсер, напоминающий проводивший успешную атаку на "Бланко Энкалада" "Альмиранте Линч".

Корабль был построен в рекордные сроки- уже в июле 1896 года он был передан чилийцам.

Имя крейсер получил в честь адмирала чилийского флота- "Альмиранте Симпсон".

Роберт Уинтроп Симпсон (14 декабря 1799 - 23 декабря 1877) был уроженцем Великобритании и контр-адмиралом чилийского флота , отличившимся во время латиноамериканских войн за независимость, а затем и в войне Конфедерации.

В 1907 году крейсер был продан Эквадору. Там его переименовали в «Либертадор Боливар» в честь "освободителя" Латинской Америки Симона Боливара.

Симо́н Боли́вар (полное имя — Симо́н Хосе́ Анто́нио де ла Санти́сима Тринида́д Боли́вар де ла Консепсьо́н-и-По́нте Пала́сиос-и-Бла́нко ( Simón José Antonio de la Santísima Trinidad Bolívar de la Concepción y Ponte Palacios y Blanco; при жизни С. Боливара его фамилия писалась как Bolivar); 24 июля 1783, Каракас, генерал-капитанство Венесуэла — 17 декабря 1830, Кинта-де-Сан-Педро-Алихандрино , Санта-Марта, Великая Колумбия) — латиноамериканский государственный, политический и военный деятель, наиболее влиятельный и известный из руководителей войны за независимость испанских колоний в Америке. Национальный герой Венесуэлы. Генерал. Освободил от испанского господства Венесуэлу, Новую Гранаду (совр. Колумбия и Панама), Королевскую Аудиенсию Кито (современный Эквадор), в 1819—1830 гг. президент Великой Колумбии, созданной на территории этих стран. В 1824 г. освободил Перу и стал во главе образованной на территории Верхнего Перу Республики Боливия (1825), названной в его честь. Национальным конгрессом Венесуэлы провозглашён (1813) Освободителем (исп. El Libertador).

Так Эквадор стал четвертой южноамериканской страной, обладателем минного крейсера.

-2

-3

-4

"Альмиранте Симпсон" "Almirante Simpson" Laird, Birkenhead, Англия. Заложен 1895. Спущен на воду 1896. Вступил в строй 1896. Продан Эквадору в 1907 году и переименован в «Либертадор Боливар».

Водоизмещение нормальное 800 тонн. Длина 73,2 п. м. Ширина 8.38 м. Осадка 4,27 макс. м
Двигатели-две паровые машины, 2 вала, 4 котла Норманд, 4500 л.с. Максимальная скорость 21,5 узлов. 150 тонн угля
Броня, сталь; палуба 25 мм, рубка 51 мм
Вооружение- 2 x 1 - 120 мм/40 Armstrong P, 4 x 1 - 47мм/40 Hotchkiss, 1 - 450 мм носовой торпедный аппарат , 2 x 1 - 450 мм торпедных аппарата
-5

«Либертадор Боливар» «Libertador Bolivar». Куплен у Чили в 1907 году.

водоизмещение – 750 тонн; длина – 72,3 м; скорость – 21,5 узлов; бронирование борта и палубы в районе машинного отделения – 25 мм
вооружение – два 120-мм, пять 57-мм, четыре 47-мм орудия, три торпедных аппарата;

Корабль имел стальной корпус с тараном и двумя близкостоящими дымовыми трубами. Машинное и котельное отделения были обшиты стальными листами толщиной 25 мм. Кроме того корабль имел две мачты, а носовая и кормовая части были приподняты.

120-мм скорострельные орудия Armstrong QF устанавливались на баке и корме. Один торпедный аппарат был установлен в носовой части, один - в поворотной установке перед трубами по правому борту, а третий - в поворотной установке за трубами по левому борту.

В эквадорском флоте торпедная канонерская лодка была переквалифицирована в крейсер. На многие годы он стал крупнейшим военным кораблем страны. По понятным причинам корабль также использовали как президентскую яхту.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам