Рассказываю об истории и достопримечательностях первой столицы Крымского ханства, название которой распространилось затем на весь полуостров. Эта часть рассказа посвящена главным образом мусульманскому периоду истории города.
Летом 2019 года отправился в очень короткую, но как всегда интересную поездку в Крым автостопом. Приехав в Старый Крым под вечер, использовал эту возможность, чтобы осмотреть немногочисленные достопримечательности города, который до этого много раз проезжал мимо – как думаю, это происходит со многими, особенно после постройки "Тавриды".
Первый раз направляясь в город по разбитой дороге, глядя на полуразрушенные старые дома, Старый Крым показался мне скорей большой деревней. Оставалось найти сохранившиеся свидетельства расцвета города в средние века, а заодно разобраться с историей названий города, тесно связанными с разными периодами его истории...
Солхат, Къырым — «ров, окоп»?...
Археологические раскопки указывают на существовавшие здесь античные поселения. Но традиционно возникновение города относят к середине XIII веку, когда после монгольского завоевания степной Крым вошёл в состав Золотой Орды. К этому моменту, кроме степного населения, здесь уже были и армянские поселения, а также итальянские колонии на побережье.
До середины XIII в. в сочинениях арабских историков, географов и путешественников нет сведений о значимом населенном пункте, не упоминает о нём и Гильом Рубрук, побывавший в этих краях в 1253 году.
Одно из первых упоминаемых названий города — Солхат.
По поводу происхождения этого топонима существует несколько версий. Иногда высказывается вариант итальянского происхождения. Владевшие колониями генуэзцы именовали его Солхат (Solcati) — от итальянского solcata — «борозда, ров».
Существует и версия армянского происхождения этого имени:
В XI веке, здесь начали селиться армяне, а уже в XIV веке был крупным торговым центром с большой армянской колонией и татарской властью. Согласно А. Л. Якобсону и B. А. Микаеляну, топоним Солхат происходит от армянского словосочетания «cурб хач» т.е. «святой крест». Название город получил от построенного близ поселения монастыря Сурб-Хач.
Однако, доля носителей итальянского и армянского языков среди жителей города была крайне малой. Местное население Таврики было очень пёстрым в этническом отношении, языком общения между представителями карлукской, кыпчакской и огузской групп тюркских наречий был чагатайский (джагатайский) язык.
"Солхат" в переводе с чагатайского означает – "левая сторона". Действительно, месторасположение городища Солхат было по левую руку, как для прибывающих со стороны Перекопа, так и едущих со стороны Керченского полуострова. И даже для каравана идущего из Судака по горной тропе в Старокрымскую долину — тоже по левую руку!
Это обстоятельство было отмечено А.В. Бертье-Делагардом, таким образом он считал, что название города — центра международной торговли — было определено по отношению к направлению движения караванов.
В период господства Золотой Орды появляется и второе название города – Къырым. Ордынцы и составлявшие основную часть степного населения кыпчаки называли его именно так, Кырым — от западно-кипчакского Qırım — «окоп, ров».
Первое письменное упоминание имеется от арабского путешественника Рашид-ад-Дина, что населенный пункт под названием Кырым был передан ханом Берке во владение конийскому султану Изз ад-Дину Кей-Кавусу II. Чуть позже, в 1263 году о городе Кырым упоминает также секретарь египетского султана и хронист Ибн-Абдез-Захыр, как о месте, где проживают кипчаки, русы и аланы. Поэтому есть все основания предполагать, что город Солхат был основан в период между 50-60-ми годами XIII в.
Здесь интересно отметить сходство значения с итальянским вариантом. Откуда могла взяться такая аналогия? Возникновение большинства названий чаще всего имело очень простые причины. Если посмотреть на город сверху, то видно, что он расположен в вытянутой с востока на запад уютной долине, ограниченной с севера горой Агармыш. Основной хребет проходит южнее, отделяя Старый Крым от Судака и Коктебеля, вот панорама долины города с горы Агармыш:
Впрочем, обычно приводится куда более приземленная версия — многие исследователи считают, что что в те времена город был обнесён глубокими рвами и валами. В западной и восточной частях города рвы были видны еще в начале XX века.
Говоря об употреблении обоих вариантов названия, чаще всего высказывается мнение, что степные жители называли город Кырым, а армяне, итальянцы и другие приезжие — Солхат. Также возможно, что город был разделён на две части – мусульманскую, в которой была расположена резиденция эмира, и христианскую часть Солхат.
Так или иначе, название города "Кырым" — вскоре распространилось на весь полуостров, в дальнейшем трансформировавшись в современный вариант КРЫМ.
Мечеть Бейбарса
После установления ордынской власти Кырым становится столицей Крымского Юрта и резиденцией эмира, достигнув своего расцвета к XIV веку, став крупным торговым центром на пути из Азии в Европу. К этому периоду относятся сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе.
По одной из версий, уроженцем Солхата был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем Египта, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из городских мечетей.
Постройку мечети Бейбарса относят к 1280-ым годам, её считают древнейшей мечетью всего Крыма. Конечно, все датировки этого периода весьма условны, можно лишь сказать, что скорей всего, самые старые мусульманские постройки находятся именно в Старом Крыму.
Мечеть хана Узбека
Эта мечеть и руины рядом с нею — наиболее впечатляющие из сохранившихся здесь построек периода мусульманского расцвета.
Мечеть была построена в 1314 году по указанию хана Узбека — могущественного правителя Золотой Орды, который первым из ханов принял ислам.
Мечеть была восстановлена, и является действующей.
Рядом находятся развалины построек, чаще всего называемые медресе (мусульманская школа). Однако, некоторые исследователи считают, что это текие, то есть приют странников (дервишей).
Медресе было построено по инициативе и на средства богатой жительницы города Инджибек-хатун, которая была похоронена в 1371 году тут же на территории в одной из ученых комнат, перестроенных в мавзолей.
Как Крым стал Старым
Период расцвет Кырыма заканчивается в XV веке, когда полуостров обрёл независимость от Орды. Столица Крымского ханства была перенесена сперва в Кырк-Ер (Чуфут-Кале), а затем в Бахчисарай. Конкурировать с Бахчисараем и с прибрежной Каффой (Феодосией) город уже не мог, он постепенно утрачивает свое значение. Город перестает активно посещаться купцами и посольствами, и название Солхат к этому моменту исчезает из употребления.
С этого времени город стали называть Эски-Кырым (крым. Eski Qırım — «старый Кырым»). Нынешнее название является прямым переводом этого имени.
Мечеть Куршум-Джами и другие руины
Завершая тему строений мусульманского периода, упомяну еще мечеть Куршум-Джами (Свинцовая мечеть) в восточной части города. По легенде, камни мечети скрепляли свинцом. Масштабные раскопки этой мечети и прилегающей территории производились старокрымской экспедицией Эрмитажа 1984 году, при этом никакого свинца в развалинах не нашли. Вместо него использовались прослойки из красного кирпича (плинфы).
В настоящее время представляет собой полные руины, доступ к которым скорей всего закрыт забором частной территории, большая же часть других старых строений города уже полностью исчезла...
...В свой первый приезд я ночевал на возвышенности, с южной стороны Старого Крыма. Вечерняя и утренняя мусульманская молитва, разносящаяся над городом, странные разговоры с местными ребятами ночью под луной у источника — все это слилось в единый интереснейший колорит этого места.
Выше приведена фотография главной современной мечети города, которая расположена прямо у трассы — на ней хорошо видны громкоговорители, через которые осуществляется трансляция молитвы по всему городу.
Продолжение истории Старого Крыма:
Спасибо за Ваш интерес! До встречи на канале!