Найти тему
ARINSKY

Старый Крым: от Солхата до Кырыма. Период расцвета столицы ханства

Рассказываю об истории и достопримечательностях первой столицы Крымского ханства, название которой распространилось затем на весь полуостров. Эта часть рассказа посвящена главным образом мусульманскому периоду истории города.

Вид на Мулын Сад, Старый Крым и Агармыш
Вид на Мулын Сад, Старый Крым и Агармыш

Летом 2019 года отправился в очень короткую, но как всегда интересную поездку в Крым автостопом. Приехав в Старый Крым под вечер, использовал эту возможность, чтобы осмотреть немногочисленные достопримечательности города, который до этого много раз проезжал мимо – как думаю, это происходит со многими, особенно после постройки "Тавриды".

Этот старый, Старый Крым...
Этот старый, Старый Крым...

Первый раз направляясь в город по разбитой дороге, глядя на полуразрушенные старые дома, Старый Крым показался мне скорей большой деревней. Оставалось найти сохранившиеся свидетельства расцвета города в средние века, а заодно разобраться с историей названий города, тесно связанными с разными периодами его истории...

Солхат, Къырым — «ров, окоп»?...

Археологические раскопки указывают на существовавшие здесь античные поселения. Но традиционно возникновение города относят к середине XIII веку, когда после монгольского завоевания степной Крым вошёл в состав Золотой Орды. К этому моменту, кроме степного населения, здесь уже были и армянские поселения, а также итальянские колонии на побережье.

До середины XIII в. в сочинениях арабских историков, географов и путешественников нет сведений о значимом населенном пункте, не упоминает о нём и Гильом Рубрук, побывавший в этих краях в 1253 году.

Одно из первых упоминаемых названий города — Солхат.

По поводу происхождения этого топонима существует несколько версий. Иногда высказывается вариант итальянского происхождения. Владевшие колониями генуэзцы именовали его Солхат (Solcati) — от итальянского solcata — «борозда, ров».

Существует и версия армянского происхождения этого имени:

В XI веке, здесь начали селиться армяне, а уже в XIV веке был крупным торговым центром с большой армянской колонией и татарской властью. Согласно А. Л. Якобсону и B. А. Микаеляну, топоним Солхат происходит от армянского словосочетания «cурб хач» т.е. «святой крест». Название город получил от построенного близ поселения монастыря Сурб-Хач.

Однако, доля носителей итальянского и армянского языков среди жителей города была крайне малой. Местное население Таврики было очень пёстрым в этническом отношении, языком общения между представителями карлукской, кыпчакской и огузской групп тюркских наречий был чагатайский (джагатайский) язык.

"Солхат" в переводе с чагатайского означает – "левая сторона". Действительно, месторасположение городища Солхат было по левую руку, как для прибывающих со стороны Перекопа, так и едущих со стороны Керченского полуострова. И даже для каравана идущего из Судака по горной тропе в Старокрымскую долину — тоже по левую руку!

Вид на город с "дороги Грина", весь старый город лежит по левую сторону. На заднем плане - гора Агармыш.
Вид на город с "дороги Грина", весь старый город лежит по левую сторону. На заднем плане - гора Агармыш.

Это обстоятельство было отмечено А.В. Бертье-Делагардом, таким образом он считал, что название города — центра международной торговли — было определено по отношению к направлению движения караванов.

В период господства Золотой Орды появляется и второе название города – Къырым. Ордынцы и составлявшие основную часть степного населения кыпчаки называли его именно так, Кырым — от западно-кипчакского Qırım — «окоп, ров».

Мечеть хана Узбека, архивная фото начала 20-го века
Мечеть хана Узбека, архивная фото начала 20-го века
Первое письменное упоминание имеется от арабского путешественника Рашид-ад-Дина, что населенный пункт под названием Кырым был передан ханом Берке во владение конийскому султану Изз ад-Дину Кей-Кавусу II. Чуть позже, в 1263 году о городе Кырым упоминает также секретарь египетского султана и хронист Ибн-Абдез-Захыр, как о месте, где проживают кипчаки, русы и аланы. Поэтому есть все основания предполагать, что город Солхат был основан в период между 50-60-ми годами XIII в.

Здесь интересно отметить сходство значения с итальянским вариантом. Откуда могла взяться такая аналогия? Возникновение большинства названий чаще всего имело очень простые причины. Если посмотреть на город сверху, то видно, что он расположен в вытянутой с востока на запад уютной долине, ограниченной с севера горой Агармыш. Основной хребет проходит южнее, отделяя Старый Крым от Судака и Коктебеля, вот панорама долины города с горы Агармыш:

Вид на город с горы Агармыш, дальний план справа-посередине - контуры Карадага.
Вид на город с горы Агармыш, дальний план справа-посередине - контуры Карадага.

Впрочем, обычно приводится куда более приземленная версия — многие исследователи считают, что что в те времена город был обнесён глубокими рвами и валами. В западной и восточной частях города рвы были видны еще в начале XX века.

Говоря об употреблении обоих вариантов названия, чаще всего высказывается мнение, что степные жители называли город Кырым, а армяне, итальянцы и другие приезжие — Солхат. Также возможно, что город был разделён на две части – мусульманскую, в которой была расположена резиденция эмира, и христианскую часть Солхат.

Так или иначе, название города "Кырым" — вскоре распространилось на весь полуостров, в дальнейшем трансформировавшись в современный вариант КРЫМ.

Мечеть Бейбарса

После установления ордынской власти Кырым становится столицей Крымского Юрта и резиденцией эмира, достигнув своего расцвета к XIV веку, став крупным торговым центром на пути из Азии в Европу. К этому периоду относятся сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе.

По одной из версий, уроженцем Солхата был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем Египта, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из городских мечетей.
Руины мечети Бейбарса в Старом Крыму
Руины мечети Бейбарса в Старом Крыму

Постройку мечети Бейбарса относят к 1280-ым годам, её считают древнейшей мечетью всего Крыма. Конечно, все датировки этого периода весьма условны, можно лишь сказать, что скорей всего, самые старые мусульманские постройки находятся именно в Старом Крыму.

Мечеть хана Узбека

Эта мечеть и руины рядом с нею — наиболее впечатляющие из сохранившихся здесь построек периода мусульманского расцвета.

Мечеть хана Узбека
Мечеть хана Узбека

Мечеть была построена в 1314 году по указанию хана Узбека — могущественного правителя Золотой Орды, который первым из ханов принял ислам.

Мечеть была восстановлена, и является действующей.

Руины медресе, фото из интернета, 2011 год.
Руины медресе, фото из интернета, 2011 год.

Рядом находятся развалины построек, чаще всего называемые медресе (мусульманская школа). Однако, некоторые исследователи считают, что это текие, то есть приют странников (дервишей).

Медресе было построено по инициативе и на средства богатой жительницы города Инджибек-хатун, которая была похоронена в 1371 году тут же на территории в одной из ученых комнат, перестроенных в мавзолей.
Руины медресе, 2019
Руины медресе, 2019

Как Крым стал Старым

Период расцвет Кырыма заканчивается в XV веке, когда полуостров обрёл независимость от Орды. Столица Крымского ханства была перенесена сперва в Кырк-Ер (Чуфут-Кале), а затем в Бахчисарай. Конкурировать с Бахчисараем и с прибрежной Каффой (Феодосией) город уже не мог, он постепенно утрачивает свое значение. Город перестает активно посещаться купцами и посольствами, и название Солхат к этому моменту исчезает из употребления.

С этого времени город стали называть Эски-Кырым (крым. Eski Qırım — «старый Кырым»). Нынешнее название является прямым переводом этого имени.

Мечеть Куршум-Джами и другие руины

  Завершая тему строений мусульманского периода, упомяну еще мечеть Куршум-Джами (Свинцовая мечеть) в восточной части города. По легенде, камни мечети скрепляли свинцом. Масштабные раскопки этой мечети и прилегающей территории производились старокрымской экспедицией Эрмитажа 1984 году, при этом никакого свинца в развалинах не нашли. Вместо него использовались прослойки из красного кирпича (плинфы).

Развалины Куршум-Джами. Архивная фотография начала 20-го века
Развалины Куршум-Джами. Архивная фотография начала 20-го века

В настоящее время представляет собой полные руины, доступ к которым скорей всего закрыт забором частной территории, большая же часть других старых строений города уже полностью исчезла...

...В свой первый приезд я ночевал на возвышенности, с южной стороны Старого Крыма. Вечерняя и утренняя мусульманская молитва, разносящаяся над городом, странные разговоры с местными ребятами ночью под луной у источника — все это слилось в единый интереснейший колорит этого места.

Современная мечеть Старого Крыма
Современная мечеть Старого Крыма

Выше приведена фотография главной современной мечети города, которая расположена прямо у трассы — на ней хорошо видны громкоговорители, через которые осуществляется трансляция молитвы по всему городу.

Продолжение истории Старого Крыма:

Спасибо за Ваш интерес! До встречи на канале!