Найти тему
Уголок киномана

Лазер - "наше все"? Тестовый обзор проектора для домашнего кинотеатра JVC DLA-NZ7

Оглавление

18 сентября 2021 г. в шоуруме компании AVnirvana состоялось очередное, ставшее уже традиционным, тестирование новейшего проектора - JVC DLA-NZ7. Это представитель новой линейки проекторов JVC, анонсированной в начале сентября этого года.

Общие черты трех лазерных проекторов новой линейки (NZ)

В новом модельном ряду компании JVC представлены четыре проектора – один «ламповый» и три «лазерных» - DLA-NZ7, DLA-NZ8 и DLA-NZ9.

Подробнее остановлюсь именно на лазерных моделях.

Три новых модели лазерных проекторов JVC, анонсированных в сентябре 2021 г.
Три новых модели лазерных проекторов JVC, анонсированных в сентябре 2021 г.

В основе каждого из трех лазерных проекторов лежит лазерно-фосфорный источник света BLU-Escent, который используется в профессиональных моделях JVC и имеет заявленный ресурс работы в 20 000 часов.

Лазерный источник света BLU-Escent
Лазерный источник света BLU-Escent

Помимо внушительного срока службы лазерного модуля, значительно превышающего ресурс традиционных ламп высокого давления, лазерный источник света в теории должен обеспечивать стабильность яркости, гаммы и цветовой температуры на всем протяжении срока службы модуля. Также лазерные проекторы на практике гораздо быстрее включаются, т.к. не требуют прогрева лампы. Кроме того, потенциальным преимуществом лазера является возможность значительно увеличить так называемый динамический контраст, «на лету» меняя мощность светового потока в зависимости от уровня яркости кадра, вплоть до полного его выключения на абсолютно черных кадрах. В этом смысле лазерное затемнение или димминг - более удачное решение, чем традиционная механическая диафрагма, которая не может похвастаться скоростью работы и имеет неприятные побочные эффекты в виде переотражений светового потока обратно в оптический блок проектора.

Рассматриваемый проектор имеет на борту как традиционную диафрагму в объективе, так и систему лазерного димминга. Кроме того, возможность вручную менять мощность лазерного источника света по трем значениям (low, mid и high) и размер относительного отверстия диафрагмы призваны уменьшать световой поток, что увеличивает глубину черного и позволяет точно «подогнать» световой поток под размер и коэффициент усиления проекционного экрана.

Проекторы в своей основе имеют обновленные панели с физическим разрешением 4K, а именно 4096 x 2160 точек, как это было и в моделях прошлой линейки.

-4

Однако, при этом все три проекторы оснащены современными входами HDMI 2.1 с пропускной способностью 48 Гбит/сек., которые поддерживают видео с разрешением 8К (7680×4320) частотой 60 Гц и 120 Герц для 4К сигнала и современные стандарты HDR, а именно - HDR10, HLG и новейший стандарт с динамическими метаданными о яркости - HDR10+.

Все три модели имеют полностью стеклянную оптику.

Разумеется, все модели обеспечивают качественный динамический тонмаппинг сигнала HDR благодаря системе Frame Adapt HDR и функции Theater Optimizer. Более подробно об этих алгоритмах Вы можете узнать, если прочитаете тестовый обзор проектора JVC DLA-NX9.

Основные отличия моделей JVC DLA-NZ7, JVC DLA-NZ8 и JVC DLA-NZ9

Основные отличия между тремя лазерными моделями новой линейки сводятся к следующему.

Во-первых, производитель заявляет различные значения яркости и контрастности. Так у модели JVC DLA-NZ7 паспортное значение яркости составляет 2200 ANSI лм., у JVC DLA-NZ8 – 2500 лм., у флагмана - JVC DLA-NZ9 – 3000 лм). Значение заявленной производителем нативной контрастности для DLA-NZ7 составляет 40000:1, для DLA-NZ8 — 80000:1, а у DLA-NZ9 - 100000:1). Стоит обратить внимание на то, что NZ7 имеет такое же заявленное значение яркости (2200 лм.), как и флагман прошлой линейки - JVC DLA-NX9, побывавший у нас на тестировании в январе этого года.

Во-вторых, отличия заключаются в диаметре объектива – в DLA-NZ8 и DLA-NZ7 использована оптика диаметром 65 мм, а в DLA-NZ9100 мм.

-5

В-третьих, у модели JVC DLA-NZ7 в оптической системе отсутствует CinemaFilter – то есть специальный цветофильтр, обеспечивающий полный охват цветового пространства DCI-P3. У двух старших моделей, он, соответственно имеется.

Соотношение охватов цветовых пространств BT.709, DCI и BT.2020
Соотношение охватов цветовых пространств BT.709, DCI и BT.2020

Четвертое основное отличие заключается в системе увеличения разрешения 8K e-shift – в JVC DLA-NZ7 система оптоэлектронного сдвига обеспечивает увеличение разрешения путем двукратного сдвига изображения (как у топового аппарата N-серии – JVC DLA-NX9), а у JVC DLA-NZ8 и JVC DLA-NZ9 – четырехкратного, (названного производителем 8K e-shiftX) что должно обеспечивать бóльшую детализацию изображения.

-7

Технические характеристики проектора JVC DLA-NZ7

Итак, продолжим описание героя нашего обзора.

Компания JVC позиционирует все три новых лазерных проектора как первые в мире проекторы с поддержкой входного сигнала 8К с частотой 60 кадров в секунду и 120 кадров в секунду для 4К-сигнала. Для проекционной технологии домашнего кинотеатра это – настоящий прорыв.

-8

Почему это важно? Несмотря на то, что пока нет официально изданных фильмов с разрешением 8К, игры с частотой кадров 120 Герц – уже реальность. Новейшие игровые консоли имеют выходы HDMI 2.1 и поддерживают сигнал 120 Герц 4К HDR. Равным образом интерфейс HDMI 2.1 реализован и в последнем поколении видеокарт, что позволяет подключать проектор к компьютеру для игр в максимально высоких разрешениях и просмотра различного видеоконтента, в том числе, в разрешении 8К.

Как уже было отмечено, JVC DLA NZ7 основан на лазерно-фосфорном источнике света BLU-Escent. И в этом заключается одно из главных преимуществ аппарата. Пару слов нужно сказать о работе системы охлаждения лазерного источника света. При тестировании в режимах с низкой и средней мощностью лазера проектор работал очень тихо, мы даже не слышали шума его системы охлаждения на фоне работающего компьютера. На высокой мощности лазера шум становится ощутимым, но все еще приемлемым даже рядом с аппаратом.

Как и все high-end проекторы компании JVC, DLA-NZ7 основан на технологии LCoS (liquid crystal on silicon), то есть в основе ее лежат 3 ЖК-панели размером 0,69 дюймов, работающие по отраженному принципу.

Проектор оснащен полностью электронными системами фокусировки, зума и сдвига линз (ленз-шифт) и обеспечивает большую гибкость при инсталляции – диапазон сдвиг объектива составляет ±80% по вертикали и ±34% по горизонтали.

Ленз-шифт в новых моделях D-ILA проекторов JVC
Ленз-шифт в новых моделях D-ILA проекторов JVC

Размеры и дизайн

Размеры JVC DLA-NZ7 составляют полметра в ширину и глубину и 23,5 сантиметра в высоту. А весит он 22,5 кг. Такие же вес и габариты имел флагман предыдущего модельного ряда – JVC DLA-NX9.

Дизайн проектора не претерпел каких-либо существенных изменений по сравнению с N-серией – лишь немного отличается задняя панель – разъем кабеля питания переместился вправо и теперь расположен по центру снизу, крышка отсека для чистки и замены фильтра исчезла, зато вентиляционные отверстия стали крупнее и занимают большую часть задней стенки проектора.

-10

Разъемы для коммутации расположены идентично проекторам N-серии и выведены на заднюю панель - два входа HDMI 2.1, порт Ethernet для управления по локальной сети, служебный порт USB для обновления прошивки, а также вход для 3D-синхронизации и выход триггера для автоматизации управления экраном.

-11

Что же касается собственно пульта дистанционного управления, то он не претерпел никаких изменений по сравнению с N-серией.

-12

Тестирование

Далее позвольте перейти непосредственно к тестированию проектора.

Пару слов об условиях тестирования. Оно проводилось в полностью затемнённом и частично подготовленном помещении на экране Stewart Cima с полотном Neve диагональю 135 дюймов.

Источниками сигнала выступили совершенно разные устройства.

Во-первых, сетевой видеоплеер M9205 - клон плеера OPPO 205 (об этих замечательных плеерах на канале AVnirvana скоро будет отдельный ролик).

Видеоплееры (снизу вверх) M9205, M9203, M9702
Видеоплееры (снизу вверх) M9205, M9203, M9702

2. Для демонстрации контента в 8К мы подключили проектор к мощному игровому компьютеру Alienware Aurora с видеокартой Nvidia RTX3090 и выходом HDMI 2.1.

-14

3. Работу проектора в играх мы проверили на XBOX Series X с поддержкой 4К@120p HDR.

-15

Следует особо подчеркнуть следующее обстоятельство. У нас на тестировании проектор оказался гораздо ранее начала продаж, фактически это предсерийный экземпляр с последней бета-версией прошивки и, очевидно, что компания JVC будет прошивку обновлять до новых версий, устраняя возможные недочеты в работе программного обеспечения проектора. По этой причине мы приняли решение провести лишь самые ключевые технические тесты и сосредоточиться, в первую очередь, на просмотре разнообразного видеоматериала – от фрагментов фильмов до игр.

Яркость и контрастность

Первым делом мы измерили яркость и контрастность. При этом яркость проектора измерялась традиционным способом - от экрана, а контрастность - "от линзы", то есть датчик ставился непосредственно перед объективом проектора, с тем, чтобы исключить влияние помещения на точность измерений.

Максим Зарубин измеряет яркость проектора
Максим Зарубин измеряет яркость проектора

ЯРКОСТЬ

Яркость в режиме High Bright на максимальном значении мощности лазера (high) и максимальном фокусном расстоянии (зуме) объектива составила внушительные 2100 люмен, что, с учетом погрешности измерений, соответствует заявленному производителем значению.

В режиме Natural при высокой мощности лазера и максимальном фокусном расстоянии измеренная яркость составила 1630 люмен, на средней мощности – 1300 люмен и на минимальной - 900.

При закрытии диафрагмы объектива до минимального значения (-15) и максимальной мощности лазера яркость падает до 800 люмен, а на минимальной мощности лазера – до 360.

Все это обеспечивает широчайшие возможности адаптации проектора под требуемые размер и коэффициент усиления экрана.

При активации динамического лазерного затемнения в самом «мягком» режиме (Mode 1) на шаблоне с яркостью 1% ADL (Average Display Luminance) яркость падает в 3,8 раза.

Шаблон 1% ADL
Шаблон 1% ADL

КОНТРАСТНОСТЬ

Измеренная нативная (то есть при выключенном лазерном димминге) контрастность в режиме Natural по методике «on/off» составила на максимальной мощности лазера и открытой диафрагме 22300:1, на средней мощности лазера - 21600:1, а на низкой – 20500:1. В режиме High Bright, высокой мощности лазера и закрытой до -15 диафрагме контрастность составила 36900:1, что очень близко к паспортному значению.

Понижение яркости до значения «-3» не дало никакого эффекта с точки зрения увеличения контрастности (как это было в моделях N-серии), но привело к снижению детализации в тенях, так что делать этого не рекомендуется.

На шаблоне с яркостью 1%ADL при максимальной мощности лазера и открытой диафрагме нативный контраст составил 6900:1.

Главный сюрприз нас ждал при измерении контрастности по методике ANSI (на шаблоне в виде «шахматной доски»). При полностью открытой диафрагме объектива она составила 300:1, что можно признать существенным шагом вперед по сравнению с моделями прошлой линейки и должно обеспечить более «сочное» изображение в ярких и смешанных сценах при условии соответствующей подготовки помещения.

Измерение контрастности "от линзы"
Измерение контрастности "от линзы"

Равномерность белого и серого

Далее мы проверили равномерность отображения проектором белого и серого цветов, что во особенно важно при просмотре черно-белого материала и кадров с большими областями светлого цвета, таких как как безоблачное небо или снежная равнина.

-19
-20

Как видно, яркостная равномерность очень хорошая, небольшие флуктуации цветовой температуры по центру экрана в реальном материале не заметны.

Равномерность и глубина черного

Следующие этап тестовых испытаний проектора направлен на проверку того, как проектор отображает черный цвет с точки зрения его глубины и равномерности, а также яркие объекты на черном фоне.

На полностью черной заливке при отключенном лазерном димминге видно, что равномерность черного хорошая, как и его глубина. Небольшие отклонения в углах очень слабо выражены. Напомню, что в N-серии эти т.н. «светлые углы» минимизировались или пропадали полностью после «прогрева» от 100 до 300 часов. Фотографию с экрана я демонстрировать не буду намеренно, т.к. увидеть на ней что-либо, кроме абсолютно черного прямоугольника невозможно.

Заливка с белым квадратом (0,5% ADL) на черном фоне позволяет продемонстрировать насколько проектор хорошо справляется с переотражениями внутри оптического блока.

-21

Можно заметить только так называемый «стрикинг» - т.е. осветление в виде тонких горизонтальных полос, типичное для технологии LCoS. В реальном материале (то есть фильмах и играх) они заметны довольно редко, в основном на титрах.

Каких-либо иных артефактов, вызванных переотражениями внутри оптического блока (таких, как «гало», «призраки» вокруг белых объектов на черном фоне) мы не обнаружили, что также говорит о том, что компания JVC провела большую работу в этой части.

Равномерность передачи градиентов / бандинг

Следующая серия тестов призвана выяснить насколько качественно JVC DLA-NZ7 обеспечивает плавность передачи цветовых и яркостных градиентов.

-22
-23

Выраженного бандинга (ступенчатости) нет, передача градиентов плавная, что, впрочем, уже традиционно для проекторов JVC.

Передача движения / кадровая интерполяция

На следующем этапе мы проверили, как проектор отрабатывает четкость движения в динамичных сценах, в том числе с использованием фирменных систем – Motion enhance и Clear Motion Drive. Для этого мы
традиционно использовали два фрагмента с рукопашным боем – из фильмов
"Взрывная блондинка" и "Обливион" .

По итогам просмотра тестовых сцен можно сделать вывод, что обработка движения и работа системы кадровой интерполяции не претерпела сколько-нибудь заметных изменений по сравнению с моделями предыдущей линейки, что, впрочем, не означает того, что компания JVC не будет оптимизировать обработку динамичных сцен в новых версиях прошивки для этих проекторов, когда они поступят в продажу.

Качество работы системы динамического увеличения контраста

Следующий этап тестирования мы посвятили проверке качества работы системы динамической контрастности или, если говорить точнее – автоматического регулирования яркости, названного производителем применительно к данному проектору динамическим регулятором мощности света (Dynamic Light Power control). Причем он может как работать в одном из двух режимов, отличающихся по степени «агрессивности» димминга - Режим 1 («мягкий») и Режим 2 («сильный»), так и может быть полностью отключен.

Функция Dynamic Light Power control в меню проектора JVC DLA-NZ7
Функция Dynamic Light Power control в меню проектора JVC DLA-NZ7

Мы проверили, как работает динамический контроль яркости на нескольких фрагментах из фильмов, которые обычно демонстрируют недостатки таких систем.

На известной сцене из фильма «Интерстеллар» активация лазерного димминга в режиме 1 ожидаемо приводит к ощутимому снижению яркости, заметному на светлых объектах, но при этом никакого значимого изменения цветовой температуры или потери деталей на элементах космической станции не заметно. В режиме 2 яркость падает еще больше.

Включение лазерного димминга в режим 2 на фрагменте из мультфильма «Душа» позволяет сделать вывод об излишней агрессивности этого режима и слишком сильном понижении общей яркости сцены и заметной «ступенчатости» работы алгоритма.

Качество работы системы усиления четкости и функции 8K e-shift

Далее проверим качество работы системы усиления четкости Multi Pixel Control и функции 8K e-shift.

В проекторе используется фирменная система Multi Pixel Control, которая отвечает за усиление четкости и подавление шумов. Причем система MPC работает в одном из трех режимов – Standard, High-res 1 и High-res 2 для адаптации алгоритма под разрешение видео.

На тестовых фотографиях в разрешении 4К алгоритм Multi Pixel Control работает также корректно, как и в моделях N-серии, не добавляя ложных контуров и «звона» даже на максимальных значениях. Наиболее четким и при этом естественным выглядит режим Standard. Режимы High-res 1 и High-res 2 ощутимо смягчают картинку и при этом утончают контуры объектов.

При активации функции 8K e-shift и без того практически незаметная межпиксельная решетка полностью исчезает даже при просмотре вплотную к экрану и происходит увеличение детализации за счет самых мелких деталей изображения, также, как и у флагмана прошлогоднего модельного ряда – JVC DLA-NX9.

Впечатления от просмотра фрагментов фильмов в 1080р SDR

Наконец от технических тестов мы перешли к просмотру фрагментов фильмов с проектора JVC DLA-NZ7.

Источником сигнала при этом выступил уже упомянутый видеоплеер M9205.

Сцена из фильма «Чудо на Гудзоне» - очень сложная для проекционной технологии. Она содержит большие области с яркими объектами на очень темном фоне. И здесь как нельзя лучше проявляется хороший ANSI-контраст аппарата – ощущения блеклости картинки нет, темные тона глубокие, прорисовка деталей в тенях и светах – на высоте.

-28

Одна из первых сцен фильма «Риддик» 2013 года сражу же демонстрирует достоинства проектора – изображение динамичное, яркое и контрастное, с хорошей проработкой полутонов и корректным отображением коричнево-золотистой цветовой гаммы.

-29

Кадры из фильма «Кислород», выпущенного на Netflix в этом году, вновь демонстрируют способность проектора к качественному отображению очень темных сцен. Картинка детальная, но без заметных артефактов компрессии, несмотря на то, что фильм был выпущен только на стриминговых сервисах с соответствующими ограничениями по битрейту.

-30

Впечатления от просмотра фрагментов фильмов в 4К HDR

Далее перейдем к просмотру и субъективной оценке того, как проектору удается отображать материал в формате 4К HDR. Напомню, что на борту у аппарата есть самая передовая на сегодняшний день система динамического тонмаппинга Frame Adapt HDR, дополненная алгоритмом Theater Optimizer.

-31

Сцена гонок из фильма Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» сразу дает понять потенциал проектора – картинка по–настоящему детальная, «вкусная» и увлекательная. Динамика, которую дают яркость лазерного источника света и хороший ANSI-контраст просто «прописана» формату HDR. Особенно впечатляют яркие фрагменты картинки – солнечные блики, фары автомобилей и фонари и при этом не в ущерб качеству прорисовки в тенях.

-32

Кадры из фильма «Стражи Галактики 2» - просто услада для глаз. Черный космос и яркие взрывы астероидов в полной мере дают «вау» эффект от картинки.

-33

Сцена из фильма «Прометей» также демонстрирует, насколько красиво проектору удается отображать HDR-эффекты – яркие блики и глубину темных тонов.

-34

Фрагмент из фильма «Доктор Стрэндж» впечатляет еще больше. Причем интересно отметить, что отсутствие кинофильтра и неполный охват цветового пространства DCI-P3 при просмотре HDR-контента ни разу не обратили на себя внимания – цвета очень насыщенные, богатые и глубокие.

-35

Этот же вывод можно сделать и при просмотре фрагмента из диснеевского ремейка «Алладина», выпушенного компанией в виде полнометражного фильма. Можно долго дискутировать о его художественных достоинствах, но вот красочности видеоряду не занимать, а проектор JVC DLA-NZ7 в полной мере позволяет увидеть все это великолепие – от фейерверков и вспышек просто слепит глаза. Все же лазер просто создан для HDR!

-36

Сцена финального боя Кайло Рена и Рей из Эпизода 7 «Звездных войн» еще раз подтверждает сказанное – яркость световых мечей на практически черном фоне впечатляет независимо от сложного отношения к этому фильму.

-37

Последний фрагмент, который мы включили, - это эпизод из фильма Сэма Мендеса «1917», записанный в формате HDR10+. Напомню, что этот формат содержит динамические метаданные и при поступлении сигнала HDR10+ на вход проектора система Frame Adapt HDR становится не доступна и включается соответствующий режим.

-38

То, что мы видели на экране, даже не стоит комментировать – эпизод снят фантастически красиво, и проектор демонстрирует это в полной мере.

-39

Использование проектора в играх

На следующем этапе тестирования была запущена игра Gears of War 5 с консоли Xbox Series X с разрешением 4К и частотой 120 Герц.

-40

Проектор продемонстрировал впечатляющую контрастность и динамику, а HDR-эффекты заставляли прищуриться в самые яркие моменты от вспышек и взрывов. Те, кто утверждают, что настоящий HDR возможен лишь на топовых телевизорах, которые могут продемонстрировать тысячи нит яркости, просто не видели картинку в 4К 120 Герц на экране шириной 3 метра с лазерным проектором JVC DLA-NZ7 и системой окружающего звука Dolby Atmos. Это зрелище не может оставить равнодушным даже человека, далекого от игр.

-41

Просмотр видео в разрешении 8К с компьютера

В конце нашего тестирования мы включили ролики в разрешении 8К с компьютера на базе видеокарты NVidia RTX3090.

Всем скептикам 8К нужно убедиться самим, как это выглядит «вживую».

Нас особенно впечатлила запись спутниковой 8К-трансляции открытия Олимпиады-2020 в Токио. Картинка с JVC DLA-NZ7 перестает казаться просто изображением, проецируемым на экран, она выглядит как окно в реальный мир.

-42

Не меньше эмоций вызвал и просмотр ролика с городскими пейзажами Торонто – от картинки сложно оторваться – детализация изображения поражает, а яркость лазерного источника света придает ему поразительную реалистичность.

-43

Выводы

Итак, пора подводить итоги нашего тестирования.

К несомненным достоинствам проектора JVC DLA-NZ7 можно отнести:

1. высокую яркость;

2. хорошую глубину черного цвета и нативную ("on/off") контрастность, вдвое превышающую показатели конкурентов; высокую контрастность при измерении по методике ANSI;

3. отсутствие «гало» и призраков» от внутренних переотражений в оптическом тракте, а также видимого изменения цветовой температуры при активации системы динамической контрастности (Dynamic Light Power control);

4. хорошую равномерность черного и белого;

5. уникальную систему 8К e-shift, полностью устраняющую межпиксельную решетку, увеличивающую плотность, цельность и детальность изображения;

6. наличие входов HDMI 2.1, позволяющих полноценно принимать сигнал в 8К 60 Герц и 4К 120 Герц;

7. динамический тонмаппинг HDR-сигнала (Frame Adapt HDR) с алгоритмом адаптации под условия просмотра - Theater Optimizer, возможность быстрой и простой коррекции алгоритма тонмаппинга под предпочтения зрителя и яркость видеоряда, а также поддержка стандарта HDR 10+;

8. использование лазерного источника света и, как следствие – высокий ресурс работы, стабильность яркости, гаммы и цветовой температуры, отсутствие мерцания; быстрое включение и выключение.

К недостаткам, как уже отмечалось, предсерийного экземпляра, предоставленного на тестирование , можно отнести:

1. т.н. «стрикинг» – то есть слабо заметные светлые горизонтальные полосы от тонких ярких объектов на черном фоне (таких, как финальные титры), что свойственно технологии LCoS;

2. излишнюю агрессивность и ступенчатость в работе лазерного димминга.

Обновление от 07.11.2021
В финальной ("релизной") версии прошивки - v.1.0 проблема "ступенчатости" димминга была решена. Рекомендуется использовать Mode1, работающий наиболее незаметно и корректно.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что компанией JVC сделан очередной серьезный шаг на пути к технологическому совершенству, демонстрирующий ее лидерство в проекционных технологиях для домашнего кинотеатра. Даже в период пандемии, когда индустрия испытывала очевидные трудности, JVC удалось не только исправить недочеты, которые отмечались в моделях прежней линейки, но и сделать по-настоящему инновационные аппараты.

-44

Спасибо за то, что прочитали этот длинный текст ). Надеюсь, он был вам интересен. Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу проектора.

Как обычно огромное спасибо нашему постоянному помощнику и гуру форума ixbt.com Максиму Зарубину за проведенные измерения и помощь в проведении тестирования!

Выражаем искреннюю благодарность представительству компании JVC и лично г-ну Алексею Сокольскому, а так же группе компаний DiGiS за предоставленную уникальную возможность тестирования проектора.

Видеоверсию обзора можно посмотреть на канале компании AVnirvana на YouTube.

© Артем Шамардин, 2021

© AVnirvana, 2021