Найти в Дзене
Уголок киномана

На вершине технологий. Тестовый обзор проектора для домашнего кинотеатра JVC DLA-NX9

Оглавление

10 января 2021 года в Москве в уютном шоуруме компании AVnirvana состоялось очередное тестирование проектора для домашнего кинотеатра. На этот раз его героем стал аппарат класса high-end – проектор JVC DLA-NX9.

JVC DLA-NX9 – не рядовой аппарат. Он находится на вершине линейки проекторов JVC N-серии. Она была анонсирована в 2018 г. и выпускается по настоящее время. Политика компании в отношении проекторов класса hi-end традиционно основывается на включении в модельный ряд трех аппаратов разных ценовых категорий. В серии "N" это - JVC N5, N7 и NX9.

Модельный ряд проекторов JVC (серия "N")
Модельный ряд проекторов JVC (серия "N")

В данном обзоре будут отражены результаты испытаний проектора по самым разным критериям и на самом различном контенте - это и сложные тестовые заливки, фильмы в формате FullHD SDR , UltraHD HDR и игры в 4K с игровых приставок последнего поколения.

Итак, начнем с описания проектора.

На данный момент цена JVC DLA-NX9 составляет более двух миллионов рублей. Очевидно, что не каждый сможет позволить такое отнюдь не дешевое удовольствие.

Предвосхищая возможный вопрос "кому и зачем это нужно?", напишу по этому поводу несколько соображений.

Во-первых, такие модели проекторов, как JVC DLA-NX9 представляют особый интерес, т.к. на их базе "обкатываются" новые технологии, которые в будущем используются в моделях более низкого класса. Так что знание этих технологий и демонстрация их работы на практике точно не будут лишними.

Во-вторых, любой, даже самый дорогой аппарат, рано или поздно сменяет более новая модель, а прежние модели оказываются на вторичном рынке и тогда круг потенциальных покупателей существенно расширяется и последние также оказываются перед необходимостью выбора. Помочь в нем – еще одна задача этих тестовых обзоров.

Технические характеристики проектора JVC DLA NX-9

Компания JVC позиционирует его как "первый в мире проектор для домашнего кинотеатра с поддержкой технологии 8K e-shift".

Те, кто не первый день знаком с проекторами компании JVC знают, что фирменная технология "e-shift" впервые появилась в двух моделях линейки проекторов 2012 года - JVC DLA-X70 и DLA-X90.

Действительно ли JVC DLA-NX9 можно назвать 8К-проектором?

С одной стороны, он основан на панелях с физическим разрешением 4K, а именно 4096 x 2160 точек и он не поддерживает "на вход" сигнал 8К.

Однако, с другой стороны, в оптической системе проектора использована указанная выше фирменная система оптоэлектронного сдвига e-shift, которая за счет сдвига изображения создает имитацию большего, чем 4К-разрешения, что должно увеличивать четкость изображения и практически полностью устранять пресловутую межпиксельную решетку, причем даже на самых больших экранах. Увидеть, как работает система 8K e-shift и дать ей оценку мы сможем при тестировании.

-3

Следующие характеристики проектора таковы.

Это "ламповый" проектор, то есть источником света в нем выступает ртутная лампа высокого давления, а не лазер.

Лампа проектора JVC DLA-NX9
Лампа проектора JVC DLA-NX9

Хорошо это или плохо? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. К несомненным достоинствам лазера можно отнести значительный ресурс работы (порядка 20 тысяч часов против 4-5 тысяч часов у лампы при работе в экономичном режиме). Но при этом стоимость замены лампы относительно стоимости проектора, тем более такого как JVC DLA-NX9, несущественна и расходы будут значительно меньше стоимости замены лазера.

Как и все high-end проекторы компании JVC, NX9 основан на технологии "LCoS" (liquid crystal on silicon), в основе ее лежат ЖК-панели, работающие по отраженному, а не просветному принципу, как у 3LCD проекторов. В версии компании JVC эта технология именуется "D-ILA" (Direct Drive Image Light Amplifier).

-5

Одной из ключевых особенностей проектора JVC DLA-NX9 является то что в нем установлен высококачественный объектив диаметром 100 мм, состоящий полностью из стеклянных линз.

-6

Использование оптики такого качества необходимо для того, чтобы, во-первых, в полной мере отобразить сигнал высокого разрешения без потери деталей, возможных ввиду оптических аберраций и, во-вторых, обеспечить равномерную четкость картинки по всему полю – как по центру, так и по краям экрана.

Проектор принимает на вход сигнал с полным 4K-разрешением (4096 x 2160р) при 60 кадрах в секунду.

Он поддерживает HDR-сигнал и широкую цветовую гамму DCI-P3 за счет специального цветофильтра.

Высокий уровень аппарата подтверждается сертификатами THX 4K DISPLAY и ISF.

-7

"На борту" JVC DLA-NX9 установлена система двух диафрагм - после лампы и в объективе. "Ламповая" диафрагма призвана уменьшать световой поток от лампы в оптический блок, что существенно усиливает нативный контраст и позволяет точно "подогнать" световой поток под размер и коэффициент усиления проекционного экрана, а автоматическая ("ирисовая") диафрагма в объективе регулирует мощность светового потока "на лету", во время просмотра, обеспечивая рост нативной контрастности и улучшая глубину черного.

Проектор оснащен полностью электронными системами фокусировки, зума и сдвига линз и обеспечивает очень большую гибкость при инсталляции – диапазон сдвиг объектива составляет ±100% по вертикали и ±43% по горизонтали.

Кроме того, функция режимов установки позволяет запоминать до девяти разных групп настроек, среди которых память объектива, сведение матриц, "маскирование" экрана и т.д., что позволяет использовать в одной инсталляции несколько разных экранов с разными размерами (например, 2.35:1 и 16:9) и разными типами полотен, например, обычным белым - MW (matte white) и ALR (ambient light rejecting), а переключаться между ними с помощью всего лишь двух кнопок.

JVC DLA-NX9 – довольно крупный проектор. Его размеры составляют полметра в ширину и глубину и 23 сантиметра в высоту. А весит он почти 22 кг.

Дизайн аппарата – строгий и солидный.

-8

Разъемы для коммутации выведены на заднюю панель. Там можно увидеть, в частности, два входа HDMI, порт Ethernet для управления по локальной сети, служебный порт USB, с помощью которого компания предоставляет возможность обновления прошивки, а также вход для 3D -синхронизации и выход триггера на 12 вольт для автоматизации управления проекционным экраном.

-9
-10

Также на задней панели есть основные элементы управления проектором, с помощью которых можно попасть в меню аппарата без пульта дистанционного управления.

Что же касается последнего, то можно отметить, что N-серия проекторов JVC получила совершенно новый пульт д/у меньшего размера, чем пульты, которые мы видели в предыдущих линейках. Он меньше, изящнее, но клавиш для быстрого доступа к функциям в нем стало меньше, да и использовать "вслепую" его стало сложнее ввиду того, что клавиши утоплены в корпус, так что к нему придется привыкнуть.

-11

Однако, в домашних кинотеатрах высокого уровня часто используются внешние системы сетевого управления (автоматизации) аппаратурой, так что это, скорее всего, не станет проблемой.

Измеренные показатели яркости и контрастности

Измерения яркости и контрастности мы проводили в режиме Natural при настройке цветовой температуры D65 и почти максимальном увеличении (зуме объектива). На счетчике времени эксплуатации лампы было 136 часов.

Яркость на "открытой" диафрагме при низкой мощности лампы составила 1600 ANSI люменов, а при высокой мощности – 1900 лм.

Дополнительно была замерена яркость в режиме Cinema, который использует в SDR цветофильтр для "расширения" цветового пространства до DCI- P3, цветовой профиль также был установлен в DCI. В этом режиме яркость составила на низкой мощности лампы 1100 лм, на высокой – 1400 лм.

Далее мы замерили нативную контрастность, то есть измерения проводились при отключенной автоматической диафрагме в режиме Cinema, показания снимались датчиком непосредственно с объектива, чтобы исключить влияние переотражений внутри помещения.

На максимально открытом положении "ручной" диафрагмы контрастность, измеренная по методу "on/off", составила 16600:1.

При среднем значении диафрагмы (-8) - 36000:1, яркость при этом упала до 836 лм.

При максимально закрытой диафрагме (-15) яркость составила 344 лм, а контрастность 43300:1.

Цифры, скажем так, для проекторов JVC D-ILA не рекордные, особенно если брать во внимание контрастность, измеренную на открытой диафрагме.

Но тут есть один важный нюанс. Практически сразу после выхода в свет проекторов JVC N-серии, на специализированных форумах стали появляться сведения о том, что "из коробки", то есть при настройках "по умолчанию", уровень черного явно повышен. Иначе говоря, черный не так глубок, как должен был быть, а значит и нативный контраст будет хуже. Однако, эта проблема решалась очень просто - путем небольшой коррекции яркости «в минус» в меню аппарата. При этом, якобы, измеряемая яркость практически не менялась, зато контрастность и уровень черного становились значительно лучше.

Мы решили проверить это утверждение на практике и вот что получилось. Когда яркость была снижена до значения "-3", измеренная на открытой диафрагме контрастность, составила 30100:1, то есть почти вдвое выше значения, измеренного при значении яркости "0"!

Были серьезные опасения относительно того, не пропадут ли при таких настройках детали в теневых участках изображения. Для того чтобы проверить это, был использован специальный тестовый шаблон. Как вы можете убедиться сами – все тестовые плашки до референсного уровня черного (16) остались видны.

-12

Также была измерена контрастность по методике ANSI (на специальном шаблоне в виде "шахматного" поля. Измерения проводились на объективе по двум прямоугольникам (черному и белому). Результат оказался довольно средним - 180:1.

Следующим этапом тестирования стала проверка оптической четкости, разрешения и равномерности фокусировки

Если кратко резюмировать увиденное, можно сделать вывод, что роскошный объектив JVC DLA-NX9 обеспечивает его очевидные преимущества перед другими моделями в линейке. Использование высококачественной оптики в модели NX9 не случайно, так как этот проектор призван не только в полной мере отображать 4К-разрешение, но и демонстрировать преимущества системы 8К e-shift.

На известном шаблоне "Quick brown fox" проектор демонстрирует хорошую четкость изображения и разборчивость мелких деталей с минимумом хроматических аберраций.

-13

Также можно отметить довольно неплохое сведение матриц "из коробки".

На шаблоне с крестом из цветных линий толщиной в 1 пиксель можно увидеть очень хорошую равномерность фокусировки по всему экрану – как по центру, так и по краям кадра.

На шаблоне с текстом проектор также продемонстрировал высокую оптическую четкость, отображая линии толщиной в 1 пиксель без какого-либо размытия.

-15

Далее была проверена равномерность белого и серого цветов, что особенно важно при просмотре черно-белых фильмов и фотографий на проекторе.

-16
-17

Равномерность яркости хорошая, окрашивание (тинт) по углам довольно умеренное и в реальном содержании незаметное.

Следующие тесты направлены на проверку того, как проектор отображает черный цвет, а также белые объекты на черном фоне.

Фото тестовых изображений, приведенные ниже, рекомендуется просматривать в темноте с использованием соответствующих плагинов к браузеру, таких как, к примеру, Dark Mode .

Для того, чтобы оценить равномерность черного, изображение пришлось сильно переэкспонировать (высветлить). В реальности черный цвет намного глубже.

-18

Видно, что равномерность черного хорошая, небольшое отклонение в нижних углах очень слабо выражено.

Заливки с белыми объектами на черном фоне позволяют продемонстрировать насколько проектор хорошо справляется с переотражениями внутри оптического блока.

-19

Можно заметить небольшое свечение ("гало") вокруг белых объектов. В реальном материале (то есть в фильмах и играх) они заметны довольно редко, в основном на титрах. Кроме того, необходимо иметь в виду, что эти явления усиливаются при использовании как ручной, так и автоматической диафрагмы, при закрывании которых часть света неизбежно возвращается обратно в оптический тракт.

Тем не менее, стоит отметить весьма важное обстоятельство. Мы проецировали изображение практически напротив центра экрана, а артефакты, вызванные переотражениями внутри оптического блока, зачастую могут быть сведены к минимуму за счет установки проектора "под потолок", при котором будет использоваться достаточно сильный сдвиг ("шифт") объектива по вертикальной оси.

Мы проверили этот подход на аппарате, участвовавшем в тестировании, и вновь убедились в правильности такого решения.

Следующие тесты необходимы для оценки качества цветопередачи.

JVC DLA-NX9 успешно прошел испытания и продемонстрировал хорошую нейтральность по цвету на черно-белых шаблонах и фотографиях.

-20
-21

На цветных фотографиях кожа моделей выглядела естественно, цвета были глубокими и насыщенными.

-22
-23

Стоит заметить, что наиболее точными при настройках "из коробки" были режимы Cinema (этот режим используется для SDR -контента) и Frame Adapt HDR . Режим Natural, как это ни странно, нейтральности "из коробки" не обеспечивает и требует соответствующей коррекции с помощью настроек (особенно в области зеленого цвета).

Следующий этап тестирования посвящен тому, насколько проектор обеспечивает плавность передачи цветовых и яркостных градиентов. Это во многом связано с тем, поддерживает ли он полное цветовое разрешение (4:4:4), поэтому и начнём с этого.

Мы убедились, что JVC DLA-NX9 прекрасно справляется с отображением сигнала с полным цветовым разрешением – цветной шрифт отображается без искажений. Проектор при этом был подключен к компьютеру, с которого выводился сигнал с разрешением 3840х2160@60Гц RGB 8 бит, полный выходной динамический диапазон.

-24

На специальном тестовом ролике было видно, что ступенчатость градиентов отсутствует – границы цветов плавные. Это не удивительно, с учетом того, что компания JVC заявляет о 18-ти битной внутренней обработке сигнала в проекторах N-серии (начиная с прошивки версии 3.10).

-25

Далее идет серия тестов, которые позволяют продемонстрировать как проектор справляется с внутренним тонмаппингом сигнала HDR.

Тонмаппингом называют конвертирование HDR-сигнала, чтобы адаптировать его к яркостным характеристикам проектора путем компрессии тонального диапазона. Целью этого является достижение наиболее приемлемого компромисса между сохранением деталей (особенно в бликах) и общим уровнем яркости и контрастности.

Компания JVC в октябре 2019 года сделала серьезную заявку на лидерство в этом вопросе, когда представила инновационное решение для проекторов N-серии в виде системы Frame Adapt HDR. Этот алгоритм в отличие от "статического" мгновенно анализирует пиковую яркость каждого кадра и настраивает оптимальный тональный диапазон изображения в режиме реального времени.

Причем компания провела такой "апгрейд" совершенно бесплатно – путем предоставления пользователям возможности загрузить и установить новую прошивку (версии 3.10) для всех трех проекторов N-серии.

Но компания JVC на этом не остановилась и летом 2020 г. анонсировала очередное обновление прошивки, в котором должно было состояться серьезное изменение в том числе и в первую очередь системы тонмаппинга HDR. Зачем понадобилось это изменение?

Дело в том, что альтернативные решения в виде внешнего процессора и компьютера с рендером madVR позволяют не только динамически проанализировать каждый кадр, но и адаптировать алгоритм под реальные условия просмотра путём установки пиковой яркости (а она зависит от многих факторов, в числе которых мощность светового потока, размер и коэффициент усиления экрана, режим работы лампы, срок ее эксплуатации и др.).

И вот в ноябре 2020 г. JVC представила публике новую прошивку версии 3.50, ключевой особенностью который стало введение функции Theater Optimizer. С ее помощью пользователю достаточно ввести данные о размере экрана и коэффициенте его усиления, а затем интеллектуальный автоматический алгоритм на основе информации, заложенной в проектор, вычислит сведения о положении зума объектива, времени эксплуатации лампы и режиме ее работы и настроит оптимальный тональный диапазон.

Причем работу алгоритма можно скорректировать вручную с помощью установок low, mid и high, которые адаптируют изображение под предпочтения пользователя.

Этот тест выводит на экран плашки с яркостью от 700 до 10000 нит – это типичный диапазон яркостей HDR сигнала, используемый в современных фильмах. Как видно, JVC DLA-NX9 демонстрирует очень достойный результат.

-26

Далее мы решили сравнить качество тонмаппинга средствами проектора с одним из наиболее эффективных решений в этой области – а именно компьютером с установленным рендером madVR .

Для целей тестирования был собран HTPC (home theater on PC – то есть домашний кинотеатр на базе компьютера) на основе видеокарты Nvidia GeForce® GTX 1080 Ti.

-27

Сравнение мы проводили на известном фрагменте из UltraHD-издания фильма "Величайший шоумен". Замечу, что madVR был настроен на оптимальное для этого проектора значение пиковой яркости в 100 нит, а алгоритм Theater Optimizer был первоначально настроен на значение mid, которое установлено "по умолчанию". При такой настройке и установке мощности лампы в low изображение при тонмаппинге HDR-сигнала "силами" проектора было несколько темным. Однако при установке Theater Optimizer на значение high разница становится очень "тонкой" и преимущество тонмаппинга с помощью madVR уже совсем не очевидно.

-28

Вот еще один пример - на сцене из фильма "Гарри Поттер и тайная комната". Можно увидеть различия в тонмаппинге HDR-сигнала, осуществляемом проектором JVC DLA-NX9 и рендером madVR.

Таким образом можно заключить, что компания JVC сделала очередной крупный шаг на пути к совершенствованию поддержки HDR-формата и обеспечила такой качественный уровень тонмаппинга, который почти не уступает ультимативным внешним решениям.

Имея такой проектор как JVC DLA-NX9, вам совершенно необязательно тратить дополнительные деньги на приобретение компьютера или внешнего видеопроцессора, если только вы не являетесь энтузиастом, которому интересны эксперименты и возможность еще более тонкой настройки.

Заканчивая этот раздел, стоит упомянуть также о дополнительной возможности, которая была реализована в прошивке версии 3.50. Помимо автоматического алгоритма Theater Optimizer появилась возможность, отключив его, вручную отрегулировать уровень покадрового тонмаппинга с помощью ползунка HDR level, включающего 5 возможных позиций.

На этих сравнительных фотографиях вы можете увидеть различие между результатами работы алгоритма Theater Optimizer и "ручными" установками HDR level.

На мой взгляд, Theater Optimizer в положении high дает наиболее корректный и, вместе с тем, "яркий и сочный" вариант тонмаппинга.

Далее мы проверили, как проектор отрабатывает четкость движения в динамичных сценах. Для этого были использованы два фрагмента – из фильмов "Взрывная блондинка" и "Обливион".

-31

По итогам просмотра можно сделать вывод о том, что наиболее качественную отработку движения проектор демонстрирует при включении опции Motion Enhance на значение low причем без каких-либо артефактов. Как справедливо заявлено на сайте производителя: "технология Motion Enhance оптимизирует производительность устройств D-ILA и минимизирует эффект смазывания и размытие, которые часто возникают при быстрой смене изображений".

-32

Что же касается кадровой интерполяции, напомню, что в проекторах JVC N-серии произошло изменение алгоритма работы системы Clear Motion Drive: во-первых, она стала поддерживать полное цветовое разрешение (4:4:4) и, во-вторых, стала работать более деликатно.

На "низком" значении интерполятора "уплавнение" работает практически без заметных артефактов и не создает явного эффекта "мыльной оперы". Это подтверждается и информацией на сайте JVC: "если выставить параметры функции Clear Motion Drive на "low", обработка сигнала производится на характерной для кино скорости 24 кадра в секунду, создавая эффект сглаживания без потери комфорта".

Интерполятор на "высоком" значении рекомендуется использовать лишь при просмотре спортивных трансляций, но не в кино. В любом случае, мы, как настоящие пуристы, после проверки интерполятор выключили, т.к. подобное вмешательство в видеоряд считаем неприемлемым.

Стоит также упомянуть режим низкой задержки (Low Latency Mode), который, по мнению производителя, необходим для использования в играх. Однако он превосходно работает и при просмотре кино, не ухудшая изображения и, в частности, сохраняет полное цветовое разрешение (4:4:4).

При этом дополнительным плюсом от включения режима низкой задержки является значительное сокращение времени, необходимого для синхронизации проектора с видеосигналом при смене частоты кадров.

У режима Low Latency есть только одно ограничение – при его активации не работает "уплавнялка" - Clear Motion Drive.

На следующем этапе тестирования мы проверили качество работы системы динамического усиления контрастности .

Было бы неверным называть ее просто динамической или автоматической диафрагмой. Дело в том, что в проекторах JVC вместе с активацией динамической диафрагмы объектива, автоматически подстраивающей яркость светового потока под яркость кадра, задействуется механизм гамма-манипуляции , который нацелен на то, чтобы при понижении общей яркости кадра в темных сценах (которая необходима для улучшения глубины черного) одновременно сохранить яркость в светлых участках изображения. Причем отключить гамма-манипуляцию отдельно от автоматической диафрагмы невозможно.

Мы проверили то, как работает динамическое увеличение контраста на нескольких фрагментах из фильмов, которые обычно явно демонстрируют недостатки подобных систем.

Кадры из сериала "Очень странные дела" - довольно сложные для любого средства отображения видео, будь то монитор, телевизор или проектор. На них можно проверять насколько аппарат сохраняет равномерность черного фона при появлении на нем яркого объекта.

JVC DLA-NX9 показал себя весьма достойно – "гало" вокруг яркой части кадра присутствовало, но лишь в минимальной степени, никакого значимого изменения цветовой температуры не наблюдалось.

-33

Сцена в баре из фильма "007: Координаты "Скайфолл" была выбрана нами для тестирования не случайно. Она довольно темная, но при этом в ней есть хорошо освещенные участки изображения – в частности, кожа актеров. При избыточно агрессивной работе системы динамического усиления контраста фактура на этих участках пропадает, они превращаются в одно светлое пятно. И проектор вновь демонстрирует мягкость и плавность в работе этой системы – нет ни клиппинга, ни видимых скачков яркости.

-34

Последний стресс-тест в этой части – кадры из фильма "Люси" с белыми титрами, появляющимися на черном фоне. Этот фрагмент был призван продемонстрировать сдвиг цветовой температуры, отчетливо проявляющийся в некоторых проекторах именно на титрах. К нашему удивлению, если этот эффект и наблюдался, то в самой минимальной степени, практически незаметной при обычном просмотре.

-35

Таким образом, можно сделать вывод, что в проекторе JVC DLA-NX9 система динамического увеличения контраста реализована довольно качественно.

На следующем этапе тестирования мы проверили качество работы системы усиления четкости и функции 8K e-shift.

В проекторе JVC DLA-NX9 используется ставшая уже традиционной для проекторов JVC система Multi Pixel Control, которая отвечает за усиление четкости и подавление таких артефактов изображения, как видеошумы и бандинг (если таковые имеются в контенте).

Причем система MPC работает в одном из двух режимов – Standard и High-res . Очевидно, производитель имел в виду адаптацию алгоритма под исходное разрешение видео.

Отдельно стоит сказать о системе 8К e-shift. Компания JVC разработала технологию пиксельного сдвига еще в 2011 году для связки с матрицами, имеющими разрешение 1920х1080 (Full HD). Проектор JVC DLA-NX9 оснащен новым механизмом e-shift, отвечающим за оптическое увеличение разрешения, которое обеспечивается за счет сдвига изображения на 0,5 пикселя, что по заявлению компании, "вчетверо увеличивает разрешение". Напомню, что при этом на входы HDMI сигнал с разрешением 8К проектор не принимает, так что речь идет только об интерполяции сигналов 4К и FullHD.

Посмотрим на то, как работают данные системы.

Итак, вначале протестируем систему интерполяции изображения 8К e-shift. Замечу, что на вход проектора подавалось изображение в разрешении 3840х2160 пикселей.

Видно, что разница между включенной и отключенной системой 8К e-shift есть и заключается она в том, что ее активация делает изображение более плотным, цельным и полностью устраняет межпиксельную решетку, что будет весьма полезно для владельцев самых больших экранов – от 150-ти дюймов.

На 135-ти дюймовом экране Stewart Cima, который был использован при тестировании, межпиксельную решетку даже при отключенном 8К e-shift можно было увидеть только, что называется "носом в экран" и, желательно, с помощью лупы).

Что же касается увеличения детализации, то при активации 8К e-shift самые тонкие линии и мельчайшие детали становятся немного более разборчивыми – посмотрите на балясины на балконах здания на нашей тестовой фотографии и на тончайшие элементы декоративной конструкции на шпиле.

-37

Теперь посмотрим, как работает функция MPC в разных режимах.

Первое, что можно уверенно констатировать – алгоритм работы усилителя четкости (enhance ) в системе MPC работает совсем иначе, чем в проекторах JVC X-серии. Даже при максимальных значениях он не создает артефактов – нет ни "звона", ни "жирных" контуров объектов. Браво, JVC !

Что же касается двух режимов работы системы MPC (Graphic Mode ) – Standard и High-res , то на мой взгляд, наиболее оптимальным является использование именно первого режима (Standard) - он деликатно усиливает четкость и микроконтраст изображения без нежелательных артефактов, сохраняя естественность "картинки".

-39

Нужно иметь в виду, что если видеоряд фильма будет излишне шумным, "зернистым", то MPC вместе с увеличением четкости неизбежно сделает более заметным и шум.

В режиме High-res заметно, что изображение ощутимо смягчается, "замыливается" при одновременном подчеркивании самых мелких деталей. Возможно этот режим будет своего рода способом ремастеринга старых фильмов, изобилующих "зерном" и грубыми контурами объектов.

Что же касается двух других ползунков в разделе MPC / e-shift, то их название говорит само за себя. Smoothing отвечает за "сглаживание" изображения и минимизацию бандинга, а NR, то есть noise reduction – за снижение уровня видеошумов и пленочного "зерна".

Так или иначе использование этих функций должно быть очень умеренным и только на контенте не очень высокого качества, т.к. они действуют довольно эффективно, но приводят к потере деталей изображения.

Теперь от технический изысканий перейдем к самому "вкусному блюду" - просмотру кино на большом экране с проектора JVC DLA-NX9. Главная проблема, которая при этом возникает в процессе тестирования, – это необходимость преодолеть желание посмотреть фильм целиком.

Источником сигнала при тестировании выступил уже упомянутый ранее HTPC с рендером madVR.

Почему было принято такое решение? Как мы выяснили ранее, для контента в UltraHD HDR формате использование такого источника вовсе не обязательно, т.к. JVC DLA-NX9 превосходно справляется с тонмаппингом сигнала HDR. Но вот для контента, записанного в разрешении 1920х1080p (FullHD) или даже более низком, требуется качественный апскейл сигнала до 4K. И здесь альтернативы рендеру madVR и его алгоритму NGU найти сложно. Ну разве что еще два ультимативных решения - видеопроцессор Lumagen и недавно появившееся на рынке «коробочное» решение от создателя madVR (madshi) – Envy , основанное по сути на той же самой технологии madVR.

Видеопроцессор Lumagen Radiance Pro
Видеопроцессор Lumagen Radiance Pro
madVR Envy
madVR Envy

Итак, мы начали просмотр фрагментов в формате FullHD SDR с одного из самых наших любимых фильмов – "Казино Рояль". Несмотря на очень "зернистый" видеоряд, не отличающийся высокой детализацией, есть в нем какой-то необъяснимый магнетизм, заставляющий пересматривать его снова и снова. Сцена, где героиня Евы Грин входит в зал казино очень показательна – проектор сохраняет все детали на черных пиджаках игроков и демонстрирует высокий контраст.

-42
-43

Затем мы запустили на проекторе один из самых красочных фильмов в формате SDR 1080p – "Аватар". Видеоряд фильма, изобилующий насыщенными цветами и очень динамичными сценами, раскрывается на JVC DLA-NX9 на все 100%. Это один из тех фильмов, которые просто необходимо смотреть на большом экране.

-44
-45

Потом мы включили ставший уже традиционным для нашего тестирования фильм "Обливион". Сцена, где персонаж Ольги Куриленко просыпается в домике на озере, снята при очень мягком освещении, в ней много полутонов и оттенков. Проектор JVC DLA-NX9 демонстрирует эту сцену превосходно – цвета естественные, все детали в тенях прекрасно различимы, картинка очень четкая и, вместе с тем чистая.

-46
-47

Последним тестовым фрагментом в FullHD SDR стала начальная сцена из третьего эпизода "Звездных войн" ("Месть ситхов"). Выглядела она на экране отлично – с очень высоким контрастом, глубоким черным цветом и яркими вспышками от взрывов, насыщенная массой подробностей. Движения космических кораблей в кадре не сопровождались "шлейфами", все детали в динамике были отлично видны.

-48
-49

На фильмах, записанных в формате UltraHD HDR, впечатлений было еще больше.

Фрагменты из фильма "Бегущий по лезвию 2049" заткнут за пояс любой демо-ролик, настолько роскошно снят этот фильм. Дени Вильнев снял очень достойное продолжение культового фильма Ридли Скотта. Картинку трудно комментировать – это настоящий рай для перфекциониста.

-50
-51

Просмотр кино на проекторе нравится не только взрослым –мультфильмы на большом экране производят на юных зрителей неизгладимое впечатление. И анимационный фильм "Моана" для этого подходит как нельзя кстати. Видеоряд яркий, красочный и очень детализированный. Просмотр его на проекторе JVC DLA-NX9 доставил нам массу удовольствия.

-52
-53

Кадры из фильма "Форд против Феррари" - сложное испытание для проектора: сцена очень темная, но с массой ярких элементов и бешеным драйвом. Проектор показал ее практически на эталонном уровне – сочетание ярких фонарей и почти черного неба не выявило никаких артефактов, а динамика кадра была превосходной.

-54
-55

Следующий фрагмент, который мы посмотрели, – сцена из мюзикла "Ла-Ла Лэнд" . Видеоряд у него довольно специфический – «зернистый», с несколько перенасыщенными цветами, но просмотр его на проекторе JVC DLA-NX9 оставил только положительные впечатления.

-56
-57

UltraHD издание фильма Тима Бертона "Дом странных детей мисс Перегрин" весьма специфическое – видеоряд очень яркий, блики отображаются на грани клиппинга, но алгоритм Frame Adapt HDR вместе с автоматической системой адаптации изображения Theater Optimizer справился с задачей на «отлично».

-58
-59

Черно-белый видеоряд шедевра Стивена Спилберга "Список Шиндлера" - еще один стресс-тест для проектора. По итогам его просмотра можно отметить отличную нейтральность картинки и отсутствие явных сдвигов по цветовой температуре на бликах при включенной системе динамического усиления контрастности.

-60
-61

Кадры из фильма Кристофера Нолана "Довод", снятые на камеру IMAX, производят сильное впечатление глубиной и детализацией изображения.

-62
-63

Очень темная сцена из фильма "Джентльмены" была отработана проектором абсолютно корректно, без каких-либо замечаний.

-64
-65

На кадрах из фильма "Марсианин" JVC DLA-NX9 раскрывает все свои достоинства – космос выглядит по-настоящему черным и глубоким, детализация и контраст превосходны.

-66
-67

Новое UltraHD-издание трилогии "Назад в будущее" - пример того, как нужно издавать в 4К старые фильмы – бережно, без необоснованного и избыточного "цифрового вмешательства". Фильм на проекторе выглядит превосходно – кажется, что его сняли вчера, а не 30 лет назад.

-68
-69

В завершение нашего тестирования на проекторе JVC DLA-NX9 были запущены игры с новейшей консоли Sony PlayStation®5.

-70

Современные игры в формате 4К HDR порой выглядят как высокобюджетные голливудские блокбастеры, а игровой процесс на огромном экране – это совершенно иной опыт, чем при использовании обычного монитора или даже телевизора. Ты по сути оказываешься внутри игры, эффект погружения сравним с использованием VR-шлема. Главное – суметь остановиться).

-71

Итак, настал момент сделать выводы по итогам проведенного тестирования.

К несомненным достоинствам проектора JVC DLA-NX9 можно отнести:

  • высокую яркость;
  • глубокий черный цвет и высокую нативную контрастность;
  • отсутствие эффекта "накачки", плавность в работе динамической диафрагмы;
  • качественный объектив и, как следствие, высокую оптическую четкость и равномерность фокусировки;
  • хорошую равномерность черного и белого;
  • качественную передачу движения в кадре и деликатно работающую кадровую интерполяцию;
  • уникальную систему 8К e-shift, полностью устраняющую межпиксельную решетку, увеличивающую плотность, цельность и детальность изображения;
  • динамический тонмаппинг HDR-сигнала с адаптацией под размер и усиление экрана, значение зума объектива и срок эксплуатации лампы (Theater Optimizer), возможность быстрой и простой коррекции алгоритма тонмаппинга под предпочтения зрителя ;
  • отсутствие мерцания, в том числе в экономичном режиме работы лампы.

У аппарата такого класса, как JVC DLA-NX9 сложно найти недостатки , но справедливости ради, нельзя не упомянуть следующие замечания:

  • склонность к внутренним переотражениям в оптическом блоке и, как следствие, не самая впечатляющая ANSI-контрастность;
  • возможные артефакты при использовании диафрагмы.

Обобщая все сказанное и суммируя впечатления от тестирования, можно заключить, что проектор JVC DLA-NX9 – это по-настоящему инновационный продукт и его высокая стоимость – это цена за эти инновации и научные разработки, вложенные в создание такого аппарата. Мы в действительности убедились в том, что JVC DLA-NX9 по праву занимает место топовой модели в N-серии D-ILA проекторов компании JVC. Если у Вас есть возможность приобрести аппарат такого уровня, то, поверьте, - он Вас не разочарует!

-72

Огромное спасибо Максиму Зарубину за проведенные измерения и помощь в проведении тестирования!

Выражаем благодарность группе компаний DiGiS и компании JVC за предоставление проектора на тестирование.

Видеоотчет о проведенном мероприятии можно посмотреть на канале компании AVnirvana на YouTube.

© Артем Шамардин, 2021

© AVnirvana, 2021