Я хорошо понимаю, как могут порой раздражать все эти советы, призывающие замечать себя, заботиться о себе. Сама не раз говорила: «Какая может быть забота о себе, если у меня всё плохо? Вообще, всё! Я не мо-гу-у-у, не могу позаботиться, мне нечем! Мне нужно что-то сделать с проблемой, с ситуацией, тогда в состоянии определённости я смогу начать понемногу обращать внимание на себя».
Помню, как неимоверно злилась, когда мне говорили, что неплохо бы бросить всё и просто «не ждать и не надеяться, а хотя бы покормить себя и сделать удобной кровать, а остальное - потом». Как это кормить, если для этого нужно готовить, а у меня сил нет? Какая может быть кровать, если по ней скачет ребёнок, жаждущий игр? Издеваетесь?
Помню другой период, когда слышала аналогичное. Про то, чтобы максимально отложить всё и заботиться о себе. Очень хотелось ругаться и кричать по этому поводу. Потому что казалось невозможным сделать именно так, а не продолжать пытаться.
В реальности я, конечно, саботировала отказ от борьбы и деятельности в пользу себя. И очень это странно выглядело: я говорила, что нет сил кормить себя, но как-то находила силы накормить ребёнка. Я продолжала браться за рабочие заказы, хотя срывала все дедлайны и никак не вывозила привычную нагрузку. Сил становилось всё меньше, но я упорно продолжала каждый день делать максимум из возможного, ежедневно этот максимум снижался, но остановиться было слишком страшно.
Впрочем, история не обо мне.
Когда возникает большая непосильная проблема, когда попадаешь в травмирующую ситуацию, когда сталкиваешься с горем, очень хочется что-то делать, чтобы поскорее справиться, чтобы ситуация начала бы уже уменьшаться, пока не окажется посильной. Кажется, что чтобы тебе стало лучше, нужно поскорее справиться. Но поскольку ситуация больше тебя, справиться быстро невозможно, а медленно она высасывает все силы. Чем меньше сил, тем от большего бесполезного отказываешься, чтобы направить весь ресурс на решение проблемы. Бесполезное же обычно оказывается тем, что заряжало. Привет, воронка истощения!
Если речь о проблеме, исход ещё может быть благоприятным, но часто речь именно о травме. Это то, что остаётся навсегда.
Есть мнение, будто со временем травма и горе могут уменьшаться, пока не станут совершенно незаметными. Но на деле это не горе, не беда, не травма, не неразрешимая проблема уменьшаются, а мы растём, становясь устойчивее.
В самом начале ты поглощён горем, ты в травме, проблема таких размеров, что затмевает собою всю жизнь. Но постепенно, заботясь о себе, человек растёт, он становится больше, сильнее, устойчивее, жизнь становится наполненнее и объёмнее. И тогда относительно тебя травма, проблема, горе становятся меньше. Уже не ты в травме, а травма в тебе, и ты способен совладать с нею, уже не ты охвачен горем, а горе внутри тебя, уже не проблема, затмевающая всё, а проблема, как часть большой жизни.
Но как же вырасти? А растём мы тогда, когда условия благоприятные. Тогда, когда замечаем себя, видим, что нам комфортно, а что доставляет неудобства, заботимся о себе. Хотя бы, на уровне тела, потому что бесполезно работать над собой, если не кормить себя вовремя, не спать достаточно, не дышать свежим воздухом, вечно терпеть неудобства.
Когда, всё совсем плохо, сил на заботу о себе может быть крайне мало. Просто потому, что их, вообще, мало. Но только заботясь о себе, можно эти силы восполнять.
Такие дела.
#тёмная сторона материнства личный опыт
#тёмная сторона материнства психология
#психология
#тёмные времена