Президент группы InfoWatch Наталья Касперская призывает россиян не сдавать биометрические данные: «Их практически с гарантией украдут, продадут, сольют». «Утечка биометрии — самое страшное, что может произойти», - утверждает замглавы Минфина Алексей Моисеев. А Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков предлагает сделать обязательной сдачу биометрии при открытии счета в банке для мигрантов - такая мера якобы должна помочь в борьбе с мошенничеством.
Это далеко не полный перечень публичных высказываний по теме только за последний месяц - у нее уже давно есть и явные сторонники и откровенные противники. Биометрическая дискуссия в России только набирает обороты, но уже понятно - одного правильного ответа, как на ЕГЭ, в ней не существует.
До 11 сентября 2001 года биометрия использовалась только для защиты военных секретов и самой важной коммерческой информации. После террористического акта 9.11 ситуация резко изменилась - биометрические системы стали появляться в аэропортах, торговых центрах и т.п. Спрос спровоцировал исследования, а рост рынка привел к увеличению числа компаний, появлению новых устройств и технологий.
Конкуренция послужила причиной существенного удешевления ранее «экзотических» устройств, и с 2005 года в США уже действует безвизовая программа (по биометрическим документам) с 27 странами. Но единого биометрического стандарта не существует. Всего в мире действует более 80 международных стандартов (еще 20 в разработке); 40+ национальных стандартов (и более 20 в разработке); три межгосударственных стандарта (ещё один в разработке). Ни один из них не способен обеспечить 100% безошибочность.
«Единая биометрическая система» (ЕБС) — проект Банка России и «Ростелекома» по сбору и использованию биометрической информации пользователей финансовых услуг, разработана по инициативе Минкомсвязи и Центрального банка. Система - один из ключевых элементов механизма удаленной идентификации для дистанционного получения финансовых услуг. Работает в тесной взаимосвязи с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). В Министерстве цифрового развития надеются увеличить число записей в ЕБС до 70 миллионов - все кредитные организации РФ были обязаны подключиться к ней к 2021 году, частные пользователи - по желанию. Но по состоянию на конец мая 2021 года в системе было зарегистрировано всего 164 тыс. пользователей.
В российских реалиях явно прослеживается конфликт интересов. Государство под предлогом борьбы с мошенничеством стремится «загнать» в биометрические рамки максимальное количество граждан. Программа минимум – «биометрировать» самых слабо контролируемых, например, мигрантов, не имеющих «личного дела» в российской разрешительной системе и т.п. Граждане, как водится, любую бурную инициативу со стороны государства воспринимают настороженно и в том, чтобы «соответствующие органы знали все про всех» по умолчанию видят только угрозу своим правам и свободам.
«Да, некоторые чиновники нас прямо загоняют в сторону цифровизации, - говорит в интервью РИА Новости Наталья Касперская, - Но они не до конца понимают, что помимо всяких прочих рисков есть следующий, структурный: в стране появится новая теневая власть, а именно, власть людей, создающих и использующих цифровые системы – айтишников, цифровых клерков, их начальников... Биометрические данные, в отличие от любых других, использующихся для идентификации, являются неотъемлемой частью человека, они у вас одни на всю жизнь... вы не можете при утечке или компрометации данных сменить свое лицо, сетчатку, фигуру, отпечатки пальцев, форму ушей. То есть это сверхчувствительные, но при этом неизменные данные, которые достаточно украсть один раз навсегда».
Только в российском банковском сегменте в 2020 году зафиксировано более 200 случаев утечки персональных данных, утекших записей – персональных и платежных данных – 486 миллионов штук. Большинство утечек происходит из-за человеческого фактора.