Пришло время снова подглядеть в замочную скважину, как там у нас идут уроки литературы. Всё ли живенько и с огоньком? Здоровы ли детки и учитель? Не уклоняемся ли мы, прости господи, от ФГОСа?
На мне футболка с кучей Пушкиных — Пушкин под зонтом, Пушкин с ежиком, Пушкин во всех видах. Бесценный дар из Михайловского.
— Сегодня мы начинаем новую книгу. И вы сейчас будете ее отгадывать. Подсказка первая. Внимание, загадываю автора.
Раскидываю руки и медленно поворачиваюсь перед носом класса вместе со всеми этими Пушкиными — туда-сюда.
Класс синхронно поворачивается вслед за Пушкиными в молчании.
— Ну и? Это будет Пушкин, конечно?
— Конечно, нет.
— Начинаааается! — не без удовольствия протягивает девочка А.
— Господи, а при чем тут Пушкин тогда?
— Ничо не знаю. Подсказка вторая. Наш автор поступил с Пушкиным на одну и ту же службу в один и тот же день. Небось, сидели в одной очереди на оформление трудовой книжки. Но тогда они не познакомились. А еще раз они встретились, когда одного везли мертвым в ящике, а другой совершал путешествие по Кавказу. Вторым был Пушкин. «Кого везете?» — спросил он провожатых, и они ответили...
Молчание. Все смотрят на меня.
— Ну и чего ответили? — спрашивает мальчик А.
— Черт, ну кто же? — не выдерживает мальчик К.
— Подсказка третья. Пушкин на службу ходить не стал, а наш автор стал. И не просто ходить — он превратился в известного дипломата, заключившего выгодный для России мир. Туркманчайский. Те, кто занимается историей (смотрю со значением на мальчика К., который записался вести уроки истории в день самоуправления), должны его знать.
— Не надо на меня смотреть, — ворчит мальчик К. — Я не могу знать всё.
— Подсказка четвертая: на дуэли нашему автору прострелили палец. Потому что он отлично играл на пианино, а его секундант хотел лишить его такой возможности.
— Гад! — сказал мальчик К, пианист, вынесший 6 лет музыкалки.
— Как можно попасть из пистолета в палец? — спросил мальчик А.
Следующие пять минут ушли на короткую пьеску под названием «Как стрелялись в 19 веке». Отмеряли 6 шагов, прицеливались, примерялись к обстоятельствам. Попутно я рассказывал им о несчастном Кюхле, над которым издевался Пушкин, говоря, что тот скорее попадет в секунданта, стоящего сзади, чем в противника.
— Подсказка последняя: именно по простреленному пальцу его опознали после смерти, когда его растерзала толпа в российском посольстве в Тегеране. А шах заплатил России за него огромный алмаз. А молодая его жена всю жизнь скорбела о нем и поставила ему в Грузии памятник со словами: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
И где-то в этих словах скрыто одно из слов названия произведения, которое мы и будем читать. А теперь быстро в группы и думать, кто же это. Можете гуглить и серфить.
Конечно, Грибоедова и «Горе от ума» отгадали. А дальше мы опять прошлись по моему рассказу, докручивая его и выясняя загадки. Например, что это еще один АлексанСергееич. Но главное не это. Главное не передать — как слушают, как комментируют и переживают. И как включены.
Осталось 6 минут. Что делать? Начать читать же. Книг нет ни у кого — сюрприз же на последнем уроке модуля, перед каникулами. Читаю я.
— Так, убрали мобильники. Потому что сейчас будет сцена, по меркам 19 века 18+ И я не хочу, чтоб вы ее записали. Служанка перед дверью госпожи, которая проводит ночь с мужчиной.
— А может, они там просто?
— Может, они книги читают?
— Может, они просто спят. Почему сразу 18+?
— Никто не угадал. Слушайте сюда — из комнаты доносятся звуки фортепьяно и флейты. Потом они стихают. Брезжит день. Сейчас сюда может войти отец госпожи (в это время выписываю на доску имена) — а служанка заснула, свесившись с кресел.
Мальчик К очень любит сидеть в учительском кресле, поэтому он становится Лизой и свисает с кресел у доски. Я стою по-за креслом и читаю, а мальчик К изображает.
— Лиза стучит в двери и зовет — молодежь за дверью ноль внимания. Почему?
— Точно спят, говорим же вам.
— Двери толстые, может?
— Они там в ауте штоль? Щас сюда придут.
— Кстати, — говорю, — а вы как бы сделали? Чтоб сюда пришли или нет?
— Даааа!!!!
— А в какой момент?
— А когда этот, как его (смотрят на доску) Молчалин будет выходить. А тут отец!
— Ага, — говорю, — логично. А как же выманить их, если они в ауте? Мальчик К, будь внимателен. Сейчас Лиза скажет самую загадочную фразу — ты должен отгадать ее смысл. Я буду водить рукой над твоей головой и передавать тебе энергию мысли. Да? Ты готов?
И вот мальчик К в кресле, он Лиза, я над ним вожу рукой, класс устремил на нас все свое внимание. Я (замогильным голосом):
— «Который час? — Седьмой, осьмой, девятый...» Что за бред? Разве так отвечают про время? Лиза, что это значит?
Мальчик К голосом Лизы:
— Это значит, что я тоже в ауте.
И тут прозвенел звонок. Вернее, прозвенел бы, если бы они у нас были.
А так — я остановил театр и сказал, что поскольку мы не отгадали загадку, то текст на каникулах читать нельзя, будем пытаться дальше на уроке.
— А я назло вам прочитаю, — сказал мальчик К, слезая с кресел. — Еду на каникулы в Будапешт, не хотел брать ни одной книги, а эту возьму.
— Черт, я же ее уже читал! — сказал мальчик А. — Почему я ничего не помню? Так, я тоже за каникулы ее прочитаю.
— А у меня есть версия про «седьмой, осьмой, девятый», — сказал мальчик С.
— Все выйдите, — сказал я, — чтоб не слышать наш секрет.
Когда мальчик С стал мне его рассказывать, я увидел, что из класса вышли не все — а стали подслушивать...
— Теперь мы знаааем, знаааем!
Ну знааайте, знаааайте, черт с вами.
Если вы хотите побывать вместе с нами на нескучных уроках литературы, увидеть новое в привычных школьных произведениях, посмеяться и задуматься над случаями из учительской практики, вместе с детьми пройти путь понимания сложных текстов, подписывайтесь на мой канал.