Во оно как быват-то, нежданно- негаданно обрела Марфушка подружку себе, верную да единственную. Сдружились девки, да так, что кажну свободну минутку бежали друг к дружке в гости. А ить шибко-то не набегашься, ладно, когда в одной деревне жить, а тут- шутка -ли, в соседних селах девки жили. Да и где оно, времечко-то свободно? Весна ить на носу, а там и летушко, дел столь, что и присесть -то некогда. Одно радовало, что вскорости Тонька замуж выйдет, да станет жить рядышком с Марфой, жених- то её, Пётр, земляк Марфушкин.
***
Вот и свадьба пляшет, ох, хороша невестушка , лицом пригожа, станом стройна, скромный взгляд в пол опустит, и смотрит сквозь ресницы. И Марфа на той свадьбе , упросила Тоня мужа, чтобы Марфа гостьей почетной явилась, мол, и не ведьма она , спасительница моя, кабы не она, так не быть мне нынче невестой, не стать женой.
Нахмурил Петр брови, да деваться некуда, уважил жену молодую, позволил ведьму на свадьбу пригласить. Сам-то недовольный, боится, как бы свадьбу ведьма не испортила.
Веселится народ, празднует, топчет снежок белый, хороводы водит, да отплясывает. Хоть и бедный народ, а веселиться умеют, не забыли пока, что такое радость простая. И вроде рада Марфушка за подружку свою, а что-то гложет там, внутрях, не дает ей покоя. Чуется ей, что сгущается черный шар над подружкой дорогой, да так и норовит пробраться глубже, в сердце.
Оглянулась Марфа по сторонам, смотрит- а понять не может, откуда злоба идет? Понять-то не понимает, а чует сердцушко, что быть беде, рядом она, окаянная, а тут смертушкой так пахнУло, что аж обмерла душонка у Марфы. Уж что-что, а её, окаянную, научилась Марфа за версту чаять, и видела она, что сейчас старуха не за кем иным, как за Тонькой явилась.
-Ой, лишеньки, да кто жа тут есть-то такой, что и разглядеть я не могу? Тоня-Антонина, и кому же ты путь-дороженьку перешла, что извести тебя хотят? Марфа закрыла глаза и повернула лицо в сторону невесты.
" Гляди, Марфа, в оба гляди, в самое нутро смотри, разглядеть надобно, откель беда движется". -Тихий голос старой Лизы раздался у Марфы в голове.
-Вижу, бабушка, вижу.
***
-Айда, Тоня, прогуляемся, подышим, вздохнем хотя от суеты этой, а то что-то ты бледна, никак утомилась? - Марфа взяв подруженьку под белы рученьки , и не успели девки от стола отойти, как рухнула балка, что на потолке прилеплена была. Рухнула, да упала аккурат туда, где Тоня давеча сидела. Так и ахнули люди, только и успевали диву даваться, как же уцелела невестушка, чудо, не иначе. Кабы сидела Антонина на месте своем , так вместо свадьбы на другой день точно поминки бы играли.
Обошлось, улеглось, беды в тот раз не случилось, народ поохал, поахал, да дале веселился, только Марфа домой засобиралась, дурно ей стало, да так, что ажно с ног валилась.
***
Почто же так, а бабушка? Ну откель таки злодеи да завистники берутся, что чужому счастью радости нет? Беду -то я почуяла, а вот откель шла она- в ум взять не могу. голос твой как услыхала, так сразу и картинка в голове померещилась, будто писана кем, что будет, коли Тоню с места не уведу. уж сколь лет учусь, а толку- словно вчера родилася.
-Да лет-то сколь тебе? Дитя ты ишшо, что ты, что Тонька твоя. Ты не гляди, что мужняя жена она, дитя и есть. Я тебе так скажу, сколь лет не учись, а все одно дураком помрешь, всей науки не уразуметь, уж сколь и знать будешь, а столь же и неведомо тебе останется. Одно наперед скажу, покуда все, чем сама владею, тебе не передам, со свету белого не уйду.
Много на свете нелюдей злымских, в глаза скалятся, а сами как льдины, того и гляди, заморозят. Не столь ты сильна ишшо, чтобы все зло людское видеть. А сколь его, зла-то этого, как узнашь, так тока диву даваться будешь. Не торопись, всему свой срок, свое времечко, скоро всю науку постигнешь, тогда и поглядишь, каки оне, люди добрые.
-Вот почто ты, баба Лиза никогда по людски не расскажешь, не объяснишь, все загадками сказывашь, а я и не пойму тебя никак.
-Всему свое время, Марфа, всему свое время. Одно скажу тебе, что для Тоньки ты- словно Берегиня,
всегда будешь знать, когда беда ей грозит, сердце неспокойно будет, да спасать побежишь. Ты вот что, айда- ко со мной, научу тебя, как беду на скотину перевести.
***
-Дак ить жалко её, скотину-то, баб Лиз. В чем она повинна, в чем грешна? В глупости да зависти людской? Ей и так, бедной, страдать велено, на съедение ростят, дак ишшо и погибель чужу на их сводят!
-Скотину жалко, а человека ишшо жальче. Сама ты ить чуешь, когда старуха с косой приходит, вонь- то от ей на всю округу. Дак неужто ладно будет, коли человек раньше срока преставится? Оттого и придумали погибель раннюю то на деревья, то на зверей переносить.
-Ой, бабушка, сроду я всего не запомню, что ты мне сказываешь! Это же сколь знать-то надобно, чтобы всем помогать! А почто я для Тоньки навроде Берегини?
-Правнук у ей великим человеком стать должон, много жизней спасет, хоть и сам преставится рано. А для того ей сначала детушек родить надобно, воспитать, да внуков дождаться. А она ить и правнука потетешкать успет, хоть и стара будет, а увидит того, ради которого жила да страдала. Трудна у ей жизнь будет, да все одно счастлива она, Тонька-то твоя. Да не кручинься ты, и тебя счастье стороной не обойдет, и женой будешь, и матерью, а под старость лет и с Тонькой породнитесь.
-Как так, бабушка? Опять твои загадки? Ты скажи , как есть, по людски, по человечьи, что ты увидала?
-Не торопись, моя хорошая, всему свое время, наперед многого и знать не надоть, нет прока в таких знаниях. Не нужные оне тебе, пусть все идет своим чередом. Что можно, я тебе поведаю, а что нельзя- сбудется, да и узнаешь
-А почто это ты про всех видишь да сказываешь, а про себя сроду ничего не сказывала?
-Не дано нам, Марфушка, свою судьбу наперед знать. Про других видим мы, а своя судьба- темный лес, что ждет нас тама- неведомо. И бабка моя не ведала, и мне не видать, что ждет меня, и ты сроду не узнаешь. Одно нам видеть дано- когда срок наш земной подходит. А боле- ничего не знаем, не ведаем про себя.
***
Ни много, ни мало, а сколь- то лет прошло, стала Марфа не костлявой девкой, а ладной девицей, уж и дивиться перестала тому, что узнать ей пришлось, и страждущих не простых принимала, а все больше сложных да тяжелых, Лизавета-то все боле отдыхала, да всегда рядом была, возрастом-то стала совсем старуха, а по виду все та же, что и 10 лет назад. Это нонче людской век короток, и не гляди, что бабы до старости молодятся, а помирают один шут. Раньше-то, хоть и старухами рано делались, а жили дольше, что бабы, что мужики, жисть-то, она раньше проще была, нынче сами себе все усложняем, все заботы да проблемы. И работу за нас железяки делают, и еду добывать не надобно, оттого и ленивы люди стали, двигаются мало, думать разучились, а зачем, коли за нас все умны машины делают?
Уж сколь раз Марфушка Тоньку- то спасала, и не счесть. Научила её Конифатьевна погибель на скотину переводить. Хоть и жаль было зверей невиновных, а подруженьку и того жальче, вот и выбирай, человеку уйти или али курице? Тут и думать, гадать ненадобно, что Марфа выбрала, сколь скотины в Тонькином дому извела, чтобы только подруженька милая жила, да детушек малых ростила.
ПРОДОЛЖЕНИЕ Нажмите тут, чтобы узнать, что же будет дальше?
Дорогие друзья! Рассказ получился немного длиннее, чем планировался изначально, не судите строго, моя буйная фантазия не дает мне покоя. я очень надеюсь, что вам интересно читать мое творчество, и очень жду от вас обратную связь. Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, Язва Алтайская.
Так же можно почитать и другие интересные рассказы.
Потерянная женщина. в какой момент женщина превращается в тетку?