В начале XVIII века произошел перелом в русском искусстве: от религиозных форм к светским, европейским устоям Нового времени. В это время в архитектуре особое внимание уделяется застройке новых городов, сооружению оборонных предприятий и зданий административного и общественного пользования. Организовывались сады и парки в городских и сельских усадьбах.
Параллельно с развитием архитектуры шло и развитие техники для строительства. Здания принимали более простые и объемные решения. Чуть позже стали применять ордер (чаще всего в виде пилястр). Декоративная скульптура и рельефы тесно связывались с назначением зданий. В некоторых случаях связь скульптуры и архитектуры была столь аллегорической, что требовались пояснительные тексты.
Москва
С 1702 по 1736 годы в московском Кремле строилось здание Арсенала. Величественное сооружение с суровым и монументальным обликом.
Лефортовский дворец был построен в это же время ( позже достроен Меншиковым). Дворец связывался с садом, проходившем к берегам Яузы. Он стал предшественником больших пригородных резиценций, построенных возле Санкт-Петербурга.
Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), построенная в 1700-1707 на территории московской усадьбы А.Д. Меншикова, была сооружена известным в то время зодчим Иваном Зарудным. Большая часть церкви украшена белокаменной резьбой. Во внутренней отделке широко распространены изображения детей в жизнерадостной, довольно свободной трактовке.
И. Ф. Мичурин (1703-1763) - архитектор, занимавшийся планировкой Москы (в первую очередь прокладкой магистрали, соединяющей Москву и Лефортово). Основываясь на топографической съёмке, в 1739 году Мичурин создал генеральный план Москвы: ценнейший документ в истории градостроительства в Москве.
Д.В. Ухтомский (1719-1774) - ученик Мичурина. Он работал над колокольней Троице-Сершиевой лавры, создал проект башни-ворот на месте ворот Китайгородской стены (не был реализован), а так же создао проект "Инвалидного и гошпитального дома" (1759) (не был реализлван).
Ухтомский внёс вклад и в образование русских архитекторов, организовав школу-мастерскую, где была возможность сочетать теоретические знания и практику.
А.П. Евлашев (1706-1760) - один из выдающихся архитекторов Москвы. Он перестраивал Лефортовский и Головинский дворцы, дворец в Перове, вел проекты на территории Кремля )часто делая это по проектам Растрелли).
Из его работ особенно можно выделить Надвратную колокольню Донского монастыря в Москве (закончена она была в 1750х).
Творчество крепостных архитекторов занимает видное место в развитии архитектуры Москвы. Многие богатые помещики отдавали своих крестьян на обучение, чтобы иметь во владении собственных специалистов. У Шереметьевых, напрмер, особенно многочисленны и талантливы были мастера (живописцы и архитекторы) из семьи Аргуновых).
Санкт-Петербург
Петербург начинал строиться как портовый город.
Город, основанный во время Северной войны, на болотистых берегах реки, впоследствии превратился в столицу.
Петропавловская крепость и Адмиралтейство создавались как опорные точки для обороны. Адмиралтейство служило не только оборонительным пунктом, но и крупной судостроительной верфью.
Ускорившееся строительство привело к необходимости обучения новых кадров в государстве и привлечения новых иностранных профессионалов.
В 1717 году в Россию был приглашен французский архитектор Жан Батист Александр Леблон (1679-1719). Он разработал известный проект планировки Петербурга. Его система "идеального города" - это гигантский эллипс с взаимноперпендикулярными улицами внутри. Но так как Леблон не до конца учёл особенности местности (планировка пересекала водяные потоки во многих местах), проект так и не был осуществлён.
Доменико Трезини (1670-1734) сыграл наиболее важную роль в развитии петербургской архитектуры XVIII века. Здание Петропавловского собора (1712-1733) с огромной колокольней, зевершающейся шпилем - одна из важнейших его построек. С колокольни было удобно наблюдать строительство нового города. Её изображение стало впоследствии одной из визитных карточек Санкт-Петербурга.
Петропавловские ворота (1717-1718) - ещё одна великая работа Трезини. Это триумфальное сооружение (особенная постройка, свойственная тому времени), связанная с одной из побед России в Северной войне.
Здание Двенадцати коллегий было создано Трезини для размещения административных учреждений. Сегодня там находится одно из отделений Санкт-Петербургского университета.
Первое русское музейное здание - Кунсткамера было построено в 1714 году. В верхней части башни располагалась площадка для астрономичских наблюдений, а в крыльях (по бокам с 2 сторон) - залы для экспозиций.
Летний дворец Петра I в летнем саду на берегу Фонтанки относительно хорошо сохранился до наших дней. Главный вход во дворец был спроектирован так, чтобы к нему можно было подойти только с воды. Поэтому возле здания был искусственно наполнен бассейн для приходящих судов.
М. Г. Земцов (1688-1743) - один из ведущих архитекторов и зодчих Петербурга. Благодаря ему было завершено строительство грота у береглв Фонтанки в Летнем дворце, строилась Александро-Невская лавра, была установлена водонапорная башня для фонтанов сада.
Церковь святых Симеона и Анны - постройка Земцова, которая сохранилась лучше других.
И. К. Коробов - архитектор изучавший строительную технику в Голландии и Фландрии, один из изветнейших мастеров того времени. Он участвовал в реконструкции здания Адмиралтейства, создал проект величественных ворот: въезда с башней с высоким золоченым шпилем в завершении, с флюгером в виде трёхмачтового корабля.
П. М. Еропкин (1680-1740) - замечательный архитектор, обучавшийся в Италии. Еропкин разработал бОльшую часть планировки Адмиралтейского острова. В своих проектах Еропкин умелосочетал направления водяных потоков города с геометрией планировки. По подобной схеме была разработана планировка Коломны.
Еропкин был казнен во время правления Анна Иоановны, так как был настроен против фаворита императрицы Бирона.
Другие районы России
В это время за пределами Москвы и Санкт-Петербурга шло строительство крепостей (например, в в Азове и Таганроге), а так же производственное строительство в Поволжье и на Урале.
Провинциальное строительство этого времени продолжает развиваться по устоям прошлого века. Иногда провинциальные постройки копируют стиль современных столичных построек.
Особенно хорошо развивается в 1 половине XVIII века деревянное зодчество на севере. Строяться жилые дома и церковные сооружения из дерева. Ярким примером является 22-главая церковь в Кижах.
О дальнейших этапах развития русской архитектуры я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#архитектура петербурга #история россии #искусство #история искусства #культура