Найти тему
Строительный мир

Проект, растянувшийся на 15 лет: очередной участок железной дороги, которая свяжет Россию и Иран, сдадут в 2022 году

В 2005 году Москва, Тегеран и Баку подписали соглашение о строительстве линии, которая позволит связать по железной дороге все три страны и стать частью международного транспортного коридора «Север – Юг» (Северная Европа – Мумбаи). Стальной путь предполагалось протянуть по территории Азербайджана и Ирана, между приграничным городом Астара и Казвином.

Красным обозначены построенные участки линии Астара – Решт – Казвин
Красным обозначены построенные участки линии Астара – Решт – Казвин

Договор предусматривал и реконструкцию отдельных участков действующей инфраструктуры в Закавказской республике. Приступить к работам должны были в 2006-м. По словам тогдашнего главы ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева, воплотить эту задумку в жизнь планировалось в течение двух лет, а уже к 2013 году окупить все затраты. Но дорога до сих пор не построена.

Первый и самый сложный участок Казвин – Решт начали активно строить в 2009-м, но в эксплуатацию сдали лишь в марте 2019 года, потратив на него почти $2 млрд. На церемонии открытия присутствовали тогдашний президент Ирана Хасан Рухани и представители целого ряда стран: России, Азербайджана, Индии, Пакистана, Латвии, Грузии, Казахстана и др.

Работы затянулись на десять лет по нескольким причинам, в том числе и техническим. На этом 164-километровом участке инженерам приходилось решать немало трудных задач, связанных с возведением многочисленных искусственных сооружений, порой в сложных геологических условиях. Было построено порядка 50 тоннелей общей протяженностью 22 км и несколько мостов, самым длинным из которых стал объект через плотину Манджил — 1,4 км.

После запуска движения объявили, что дорогу к 2021 году протянут еще на 41 км до порта Бендер-Энзели, от которого линия дальше пойдет вдоль побережья Каспийского моря до Астары, соединенной с одноименным азербайджанским городом в 2017-м 8-километровым отрезком железной дороги с совмещенной колеей (1435 и 1520 мм). Иранскую станцию Астара по договору передали в эксплуатацию Баку до 2033 года; в ее развитие будет инвестировано $60 млн. Зимой 2018 года в Астару прибыл первый поезд из России.

© mehrnews.com / CC BY 4.0 (Строительс Казвин – Решт)
© mehrnews.com / CC BY 4.0 (Строительс Казвин – Решт)

Что касается магистрали до Бендер-Энзели стоимостью $44 млн, то ее планировалось сдать летом текущего года, но сроки впоследствии сдвинули, и теперь датой окончания работ объявлен март 2022-го. Полностью соединить «железкой» прикаспийские государства должны в 2024 году, хотя не исключено, что дату завершения проекта еще пересмотрят.

Как неоднократно отмечалось, благодаря появлению этой линии, грузы из Индии в Северную Европу будут доставляться за две недели. В целом стоимость и время поставки товаров должно сократиться примерно на треть по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

© Hellerick / Wikimedia Commons / CC BY 4.0 (Красным - коридор "Север-Юг". Зеленым - маршрут ч/з Суэцкий канал)
© Hellerick / Wikimedia Commons / CC BY 4.0 (Красным - коридор "Север-Юг". Зеленым - маршрут ч/з Суэцкий канал)

В советское время, до обострения конфликта в Нагорном Карабахе, Москву и Тегеран связывала стальная магистраль, идущая через территории Грузии, Армении и Нахичеванской АР. Но из-за войны часть магистрали была разрушена и железнодорожное сообщение между Россией и Ираном стало невозможным.

Читайте: С ветерком: зачем России высокоскоростные железнодорожные магистрали