Найти тему
ARTLIFE MOSCOW

Фотоискусство будущего: как всё устроено?

Фотохудожник Ольга Мичи и историк фотографии, коллекционер Алексей Логинов рассказали, почему фотоискусство сегодня требует применения современных цифровых технологий и как создаются уникальные фотоработы серий «Лицо божества» и «Жилище будущего».

Алексей Логинов: «В современном искусстве отсутствуют объективные причины для того, чтобы ограничивать творческую фантазию автора применением технологий, изобретенных столетия, а иногда и тысячелетия назад. Напротив, сюжеты и темы, оказывающиеся в поле зрения современных художников, во многих случаях требуют применения современных цифровых технологий цветной фотосъемки, компьютерной обработки и 3D-моделирования».

Ольга Мичи: «Принципы работы мастеров Дюссельдорфской школы получили развитие в работах моего проекта «Лицо божества», где также применяются различные средства выражения. В своем мультимедийном синтезе они дают возможность раскрыть, что есть божество, и как представление о нем трансформируется под влиянием социально-культурных изменений.

Выставка работ Ольги Мичи в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow 2021 в Гостином Дворе
Выставка работ Ольги Мичи в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow 2021 в Гостином Дворе

В основе работ крупных форматов лежат фотографические изображения реально существующих масок, скульптур и головных уборов, изготовленных в разное время - начиная с первобытной эпохи и до наших дней. Однако помимо фотографии еще более важным визуальным инструментом в проекте «Лицо божества» являются высокотехнологичные средства компьютерной обработки, в особенности те из них, в основе которых лежат алгоритмы цифровых нейросетей.

Исходные фотографические изображения, выполненные в студии, проходят несколько последовательных стадий технической обработки, прежде чем стать основой для художественного произведения. Из нескольких изображений, снятых с различными параметрами экспозиции, формируется единый файл с высоким динамическим диапазоном, который подвергается точечной коррекции с точки зрения настройки микро-контрастов, что позволяет контролировать степень усиления или уменьшения «объемности» объекта. Также осуществляется изменение отдельных элементов формы, в том числе сглаживание или, напротив, наращивание резкости фактуры. Далее к процессу подключается набор самостоятельных цифровых инструментов, каждый из которых отвечает за придание сцене того или иного визуального эффекта или же задействуется для создания требуемой формы.

Среди них есть те, что проходят своеобразное облучение в процессе постоянного применения, с каждым разом предоставляя все более утонченный результат. Другие, в свою очередь, формируют орнаменты на основе фрактальных вычислений, которые позволяют обогатить сцену фактурами, отсутствующими в природе фотографической повседневной реальности.

Таким образом, эти инструменты намеренно используются не только для того, чтобы выразить авторское представление о конкретном сюжете, но также внести в структуру итогового произведения ритмы, фактуры и цветовые сочетания, являющиеся плодом компьютерных вычислений. В концептуальном отношении это играет важную роль, так как позволяет заглянуть за грань человеческого мировосприятия и поставить вопрос о том, какими могут стать представления о божестве в эпоху развития искусственного интеллекта.

Выставка работ Ольги Мичи в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow 2021 в Гостином Дворе
Выставка работ Ольги Мичи в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow 2021 в Гостином Дворе

По тем же причинам использования нейросетевых творческих инструментов проект «Лицо божества» не ограничивается двумерными произведениями цифрового искусства. Наряду с ними проект включает динамические композиции, сочетающие эстетику статичной станковой картины с анимационными возможностями видео-арта, а также произведения с голографическим эффектом, которые исследуют границу между плоскостными и пластическими видами искусства. С точки зрения развивающихся сейчас алгоритмов фрактальной графики и распределенных вычислений, граница между статичными и анимированными, плоскостными и объемными произведениями является весьма условной, так как все они сводятся к единому исходному цифровому файлу, взаимодействующему с различными видами изобразительных материалов».

Алексей Логинов: «Развитие технологической базы современных проектов цифрового искусства с использованием фотоизображений можно также проследить на примере нашего совместного проекта «Жилище будущего», который призван продемонстрировать, как именно могут выглядеть островки домашнего тепла, которые человечество заберет с собой в неизведанные доселе края.

ГрОМ Межпространственный коридор
Жилище Будущего, 2021
Kodak Professional Endura Premier Paper, пластификация, дибонд.
180х300
ГрОМ Межпространственный коридор Жилище Будущего, 2021 Kodak Professional Endura Premier Paper, пластификация, дибонд. 180х300

Проект включает серию работ, которые показывают интерьеры помещений различного функционального назначения, выполненные согласно устоявшимся традициям и стереотипам наиболее распространенных культур. В этом проекте активно применяется цифровое моделирование, аналогичное используемому в кинематографе. Отдельные элементы композиции специально воссоздаются на компьютере, чтобы в последующем быть включенными в сцену с требуемыми эффектами освещения.

Данная аналогия не случайна, так как итоговое произведение действительно стремится воссоздать авторское представление о фантастических мирах будущего, близких по духу тем, с которыми зритель так или иначе сталкивается на примерах художественных фильмов или компьютерных игр. В то же время статичные изображения, лежащие в основе полноразмерных произведений, требуют дополнительных усилий в плане проработки объектов, в отличие от движущегося видеоряда, где на многие из деталей зрительский глаз не успевает обратить внимание».

Если история и особенности современного фотоискусства вам интересны, не пропустите лекцию фотохудожника Ольги Мичи, коллекционера Алексея Логинова и искусствоведа Артёма Логинова «Технологии в современном цифровом искусстве».

Из выступления экспертов вы узнаете, что даёт фотографу синтез мультимедийных инструментов и как компьютерные вирусы помогают создавать новые формы искусства.

Лекция пройдёт в рамках IV Международного интерактивного фестиваля современного искусства ARTLIFE 26 октября в 12:00 в Центральном выставочном зале «Манеж».

Вход бесплатный по предварительной регистрации на официальном сайте фестиваля.