– Как жить с эгоистом?
Отец Андрей:
– Совсем уже давно это было, и в другом городе. Мы сидели за столом с нашими знакомыми и родственниками. Народу было довольно много. И была одна женщина с мужем. Мужа звали Анатолий. Мы завели разговор о грехах. Как-то вышли на грехи языка. Про сквернословие, про клевету, про злословие.
«Муж Анатолий» ругался, конечно, как матрос. Но его жена была абсолютно такая же. Два сапога – пара. Она была такая матерщинница, такая балаболка. Собственно, из-за нее и разговор начался. Она что-то такое «соленое» сказала. Ей возразили: «Нельзя такое говорить». И разговор пошел про сквернословие. Про наказание за сквернословие.
Я сказал: «Сказано в Слове Божием, что за всякое слово – праздное (даже не скверное, а – праздное!!) дадут люди ответ в день судный» (см.Мф.12,36).
Жена воскликнула: «Ой! Толику конец!»
Она сама была, как две капли воды, такая же, как и он. У них у обоих были довольно черные языки. Но, когда она услышала, что так написано, то сказала: «Ой, Толику конец!»
Вот мне кажется, что и в человеке, который спрашивает: «Как жить с эгоистом?» звучит голос эгоиста.
Как иначе можно ужиться вместе двум эгоистам? Они должны стереть друг друга в порошок. Эти две гранитные плиты должны биться друг о друга до превращения в пыль. Так видимо Бог и парует людей.
Если бы Вы были очень смиренны так, видимо, этот вопрос не прозвучал.
Вы, видимо, и сами еще тот фрукт.
Что мы замечаем в окружающих людях? Только то, что есть в самих нас. Так уж склеен человек. Невинный человек смотрит на мир и не замечает разврата. А для блудника все блудят. Для вора – все воруют. Для гордого – все гордые. Для эгоиста все эгоисты.
Человек опознает в окружающем мире себя самого.
Слово «я» появляется в лексиконе, когда появляется слово «ты». «Ты» – это зеркало. Я в тебе вижу себя и вижу, что я другой. Пока нету тебя я не вижу, кто я. Мы смотрим в ближних как в зеркало и замечаем в них только то, что есть в нас самих.
Это диагностические вещи.
Там что эта милая женщина имеет печальный крест жить с эгоистом для того, чтобы в ней сломался личный эгоизм. Иначе бы она как-то по-другому сформулировала вопрос.
«Люблю я мужа своего. Умереть за него готова. Он, конечно, немножко вредным иногда бывает. И у меня не хватает терпения. Но я его люблю».
Слышите, совершенно другая лексика могла бы быть подобрана под эту проблему.
Вроде проблема та же. Но она совсем по-другому сказана.