Найти в Дзене
Протоиерей Андрей Ткачев

Два сапога – пара.

– Как жить с эгоистом?

Отец Андрей:

– Совсем уже давно это было, и в другом городе. Мы сидели за столом с нашими знакомыми и родственниками. Народу было довольно много. И была одна женщина с мужем. Мужа звали Анатолий. Мы завели разговор о грехах. Как-то вышли на грехи языка. Про сквернословие, про клевету, про злословие.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

«Муж Анатолий» ругался, конечно, как матрос. Но его жена была абсолютно такая же. Два сапога – пара. Она была такая матерщинница, такая балаболка. Собственно, из-за нее и разговор начался. Она что-то такое «соленое» сказала. Ей возразили: «Нельзя такое говорить». И разговор пошел про сквернословие. Про наказание за сквернословие.

Я сказал: «Сказано в Слове Божием, что за всякое слово – праздное (даже не скверное, а – праздное!!) дадут люди ответ в день судный» (см.Мф.12,36).

Жена воскликнула: «Ой! Толику конец!»

Она сама была, как две капли воды, такая же, как и он. У них у обоих были довольно черные языки. Но, когда она услышала, что так написано, то сказала: «Ой, Толику конец!»

Вот мне кажется, что и в человеке, который спрашивает: «Как жить с эгоистом?» звучит голос эгоиста.

Как иначе можно ужиться вместе двум эгоистам? Они должны стереть друг друга в порошок. Эти две гранитные плиты должны биться друг о друга до превращения в пыль. Так видимо Бог и парует людей.

Если бы Вы были очень смиренны так, видимо, этот вопрос не прозвучал.

Вы, видимо, и сами еще тот фрукт.

Что мы замечаем в окружающих людях? Только то, что есть в самих нас. Так уж склеен человек. Невинный человек смотрит на мир и не замечает разврата. А для блудника все блудят. Для вора – все воруют. Для гордого – все гордые. Для эгоиста все эгоисты.

Человек опознает в окружающем мире себя самого.

Слово «я» появляется в лексиконе, когда появляется слово «ты». «Ты» – это зеркало. Я в тебе вижу себя и вижу, что я другой. Пока нету тебя я не вижу, кто я. Мы смотрим в ближних как в зеркало и замечаем в них только то, что есть в нас самих.

Это диагностические вещи.

Там что эта милая женщина имеет печальный крест жить с эгоистом для того, чтобы в ней сломался личный эгоизм. Иначе бы она как-то по-другому сформулировала вопрос.

«Люблю я мужа своего. Умереть за него готова. Он, конечно, немножко вредным иногда бывает. И у меня не хватает терпения. Но я его люблю».

Слышите, совершенно другая лексика могла бы быть подобрана под эту проблему.

Вроде проблема та же. Но она совсем по-другому сказана.