Подводная лодка - боевой корабль, который в большинстве случаев обладает преимуществом перед своими противниками, если субмарина исправна и использует свое главное качество - скрытность. Но в истории подводного плавания бывали случаи, когда лодка теряла это качество, и становилась источником "неприятностей" для своего экипажа, а иногда и вела к его гибели.
Продолжаем вспоминать различные аварии и происшествия с отечественными подводными лодками - с разным исходом и от разных причин, в том числе в боевой обстановке. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Не преследуем цели кого-то обвинить, что-то критиковать или оскорбить память предков - просто систематизируем данные, вспоминаем, делаем выводы, это поможет правильно оценивать и современные события.
Большинство происшествий, которые были нами рассмотрены ранее были обусловлены различными причинами, но, в основном, они происходили в мирной обстановке. В боевой обстановке к досадным неисправностям или ошибкам экипажа добавлялись не только огневое воздействие противника (что вполне очевидно), но и побочные явления или их последствия, ставящие под угрозы жизни экипажа субмарины.
Один из таких случаев произошел на Каспии с подводной лодкой "Минога". Осенью 1918 года для эффективной борьбы с интервентами на Южном фронте руководство Советской России решило усилить свои силы подводными лодками. И для этого в октябре 1918 года сначала по железной дороге в Саратов, а затем своим ходом по Волге, на Каспий доставили и включили в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии (АКВФ) четыре субмарины: «Минога», «Макрель», «Касатка» и «Окунь».
Успех становления Советской власти в этом регионе решался на сухопутном фронте, а потому никакой особой роли подводные лодки в этом не сыграли, однако считалось, что их наличие позволит сковать силы белогвардейской флотилии на Каспийском море. И тем не менее «Минога» под командованием лейтенанта Пуаре успела стать участницей настоящего морского сражения, правда, едва не оказавшись одной из его многочисленных жертв. Главным противником на море для нас здесь были корабли Каспийской флотилии белых под командованием капитана 1 ранга Сергеева, активную поддержку которым оказывали англичане. События тех лет хорошо известны, поэтому здесь не будем их пересказывать. Отметим только несколько моментов.
К маю 1919 года красные войска сумели захватить Форт Александровский, превратив его в маневренную базу АКВФ. К 18 маю в Тюбкараганском заливе у Форта Александровский было сосредоточено 5 вспомогательных крейсеров, 6 эсминцев, минный заградитель, плавбатарея, 2 подводные лодки, 7 сторожевых катеров. Из подводных лодок здесь базировались "Макрель" и "Минога".
Белые решили нанести удар по этой базе и днём 21 мая 1919 года шесть (по советским источникам) их вооружённых пароходов (флагман - "Президент Крюгер", 2200 т, 4-102-мм орудия) во главе с командующим английским флотом на Каспийском море коммодором Норрисом вошли в Тюб-Караганский залив и атаковали на рейде форта Александровский группу кораблей АКВФ.
Количество кораблей белогвардейской флотилии разными источниками дается по разному: иногда упоминается 8 вспомогательных крейсеров (канонерских лодок)(по данным Широкорада), или 6 вооруженных пароходов (Э.Ковалев), или 5 кораблей (британские источники)
С появлением белогвардейской флотилии подводная лодка "Макрель" вышла в море, а "Минога" отошла к плавбазе. Причины по которым "Минога не вышла в море для атаки противника здесь рассматривать не будем, считается, что подводной лодке требовался ремонт дизелей. И когда начался обстрел, «Минога» уже стояла у борта плавбазы «Ревель».
Первый час белогвардейские пароходы вели огонь по береговым батареям и кораблям красной флотилии, которые вышли навстречу для ведения боя. Но вскоре артиллерийский огонь был перенесен на корабли стоявшие в порту. При обстреле «Ревель» стал одним из первых судов, которые были поражены снарядами с флотилии Норриса, на плавбазе начался пожар. Огонь перекинулся на стоявшие рядом заградитель "Припять" (после апреля 1919 года - "Демосфен") и «Гельма».
В зоне огня оказалась и «Минога», от сильного пожара плавбазы на ПЛ сильно обгорела рубка. Её экипаж постарался скорее отвести субмарину от борта плавбазы, но при запуске дизелей винт лодки тут же намотал сброшенный в воду швартовый стальной трос, и «Минога» лишилась хода.
Возможно, пытались запустить все же не дизеля, а электромтор, но это не меняет сути - винт то все равно один.
Не имея другого способа отвести свой корабль от горящей плавбазы, команда сделала это с помощью шлюпки. Изо всех сил налегая на вёсла, подводники во главе с командиром Ю.В.Пуарэ отвели «Миногу» подальше от полыхавших судов. Благо не очень большое водоизмещение лодки позволило сделать это с помощью такого движителя. Надо сказать, что сделали они это вполне своевременно: горящий «Ревель» понесло на минный транспорт «Туман» и посыльное судно «Гельма», и вскоре сильнейший взрыв уничтожил все эти три судна.
Подводной лодке повезло - она и ее экипаж избежали гибели в огне, но избавиться от стального троса субмарина смогла только к концу следующего дня. Ситуация была настолько сложной, что подводную лодку уже собирались взорвать, так как не могли увезти с рейда, когда после разгрома было принято решение увести оставшиеся корабли в Астрахань. Заслуга в этом принадлежит военмору из числа экипажа «Миноги» Исаеву, который 26 раз спускался в воду без водолазного снаряжения. После многочасового пребывания в воде (в мае на Каспии это около +12 градусов), он сумел освободить винт своей лодки. К этому моменту на лодке оставался только командир дивизиона субмарины К.Д.Ордовский-Танаевский, не пожелавший бросить свой корабль. Вскоре на подводную лодку вернулся экипаж, которому удалось запустить дизель (как??). Так подводная лодка "Минога" была спасена от уничтожения второй раз. Вскоре, в 21.30 она вышла с рейда и 24 мая «Минога» прибыла в Астрахань.
Вот так швартов и винт чуть не стали причиной гибели первой российской дизельной субмарины, но благодаря надежным веслам ее удалось спасти. Данных о гибели или ранении членов экипажа "Миноги" данных не нашли.
В журнале "Флотомастер" № 2/1999 в статье Андрея Волкова приводится текст телеграммы, в которой сообщаются потери Красного флота: ".... В бою в Тюб-Караганском заливе погибли эсминец "Москвитянин", заградитель "Демосфен", истребитель "Счастливый", база подлодок "Ревель", артиллерийская транспорт "Туман", плавучая батарея № 2, посыльное судно "Гельма", две баржи продбазы, водоналивная и угольная баржи. Потерь в личном составе нет. Повреждены: пароход "Каспий", подлодка "Минога" и посыльное судно "Бакинец". Подлодка "Макрель" и все остальные суда... целыми возвращаются в Астрахань".
Из этой телеграммы в рамках статьи можно обратить внимание на два момента, первый - подлодка "Минога" считается поврежденной, видимо пожар нанес повреждения корпусу. Второй момент - потерь в личном составе нет, этому можно конечно радоваться, что за двух часовой бой, в котором было уничтожено столько кораблей и судов, не пострадали военморы. Однако это представляется достаточно странным.
Итак, в ходе сражения красные потерпели сокрушительное поражение. Противнику удалось потопить шесть кораблей и судов, повредив ещё несколько других. Сами же белые потерь в судах не имели. Однако это сражение не оказала большого влияния на общую обстановку в регионе. До мая 1920 года Красная армия поочерёдно заняла все порты Каспийского моря, включая персидский Энзели, где находились остатки флотилии белых. Подводные лодки в поддержке этого победного марша участия не принимали.
С окончанием боевых действий все четыре ПЛ были переведены в Баку и поставлены на прикол.
Спустя ещё год, их сдали в бакинский порт на хранение - это обозначило завершение их боевой службы. В то лихое время о сохранении «Миноги», первой отечественной ПЛ с дизельным двигателем, никто не думал - в 1925 году разобрана на металл.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.-ГСИСП, Ленинград, 1957г. -384 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. / Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006.- 428 с.; Волков, А. Тюб-Караганский бой/А.Волков// Флотомастер, №2.- 1999.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: