Все мы помним картину «Обливион» 2013 года, большая часть которой была снята с использованием неретрорефлекторной фронт-проекции. Это была монументальная штучная установка из 32 проекторов, обеспечивающих изображением 191 метр экранного полотна.
Проект для кино от Design Dossier
Однако, не Голливудом единым. На выставке «достижений народных технологий для кино и телевидения» (CinemaProductionService - 2018), организованной студией «Амедиа», компания Design Dossier, занимающаяся преимущественно проекциями на стены домов и другими мультимедийными решениями, представила кейс, разработанный для фильма, названия которого, правда, команда пока разглашать не могла (однако, позже мы поняли, что картина называется «Отрыв», и она выйдет на наши экраны в январе 2019 года). Фильм уже доступен к просмотру на онлайн площадках.
Для сцен, действие которых разворачивается в кабинке подъемника, зависшей где-то в горах, была создана панорамная проекция шириной 44 метра и высотой 14 метров. Бесшовный виниловый фон был расположен полукругом на 180 градусов. И в комбинации с возможностью повернуть декорацию кабинки подъемника, этого более чем хватало, чтобы при необходимости снять обе стороны декорации.
В чем заключаются основные преимущества подобной панорамной проекции?
Во-первых, при должном обеспечении отснятым или CG материалом (а в данном случае было второе) можно снимать любое время суток и любые ракурсы декорации в этом же павильоне, не переставляя слишком много оборудования. Также можно имитировать движения декорации, ведь эта кабинка должна была еще и двигаться. Но двигается здесь не кабинка, а фон (впрочем, кабинка на каком-то уровне тоже).
Во-вторых, эта технология позволяет использовать также и физические эффекты, такие, как дождь или снег (как в данном случае).
В-третьих, проекция сразу обеспечивает актеров интерактивным светом, а декорацию – нужными рефлексами, которые уже не нужно создавать на этапе постпродакшна. Фон будет благополучно отражаться в стекле и других блестящих поверхностях, давая реалистичные и физически верные отражения, о правильности которых - по отношению к действию на экране - не нужно заботиться совсем.
В-четвертых, проекция – это управляемая и довольно быстрая смена среды, то есть – съемочной «локации», а также обеспечение ее идентичной повторяемости из дубля в дубль.
В-пятых, эта технология обеспечивает съемочную группу полным погружением, помогая актерам вжиться в роли.
Все это ускоряет производство, избавляя от большой части обработки отснятого материала на этапе постпродакшна.
Голливуд это тоже понял, и подобные системы встречаются там все чаще и чаще, не говоря уже о том, что фоновая проекция вообще уходит корнями в начало Золотого века Голливуда (да и в Советском союзе ее использовали весьма активно). Видимо, в российскую киноиндустрию эта технология тоже прочно войдет. Но вернемся к проекту «Отрыв».
В данном случае изображение в 11 мегапикселей проецировали 6 пар проекторов с общим световым потоком 250 тыс. люменов. Таким образом, система из 12 проекторов покрывала всю поверхность экрана.
Установить всю систему можно за 4-5-часов, а демонтировать – за 3 часа. Но при этом нужно также настроить изображение, чтобы на съемках все работало как часы. И на это требуется гораздо больше времени. Что касается технического обеспечения, то Design Dossier в своих проектах использует многоканальные видеосерверы D3 и Catalyst.
Понятно, что такая система требует от кинематографистов дисциплины. Имеется в виду то, что вы не сможете изменить фон (место действия), если этот фон не был подготовлен заранее. Поэтому весь фильм, или как минимум эта сцена, должен быть четко прописан и раскадрован, поскольку вам придется выдать четкое техзадание отвечающей за фон команде. Они сгенерят или отснимут нужное изображение, и у вас будет только подготовленное заранее видео, эта система не позволит никаких экспромтов.
«Скорая помощь» для ТВ
Но не всегда требуется такая сложная и громоздкая система. Интересно, что параллельно с этим проектом проходили съемки и сериала «Скорая помощь» (с участием Гоши Куценко), произведенного студией «РИМ ПРОДАКШН». И здесь тоже применяли панорамную проекцию, но в более скромном варианте.
Из 20 серий примерно 20-25% сцен (то есть – четверть экранного времени!) происходит в машине Скорой помощи. Часть сериала снимали в реальной машине, но не все можно было снять вовремя. Погода начинала портиться – осень загоняла кинематограифстов в павильон. Изначально натура была летне-осенняя, а основные сцены снимали зимой. И за окнами автомобиля по-прежнему нужна была листва. Поэтому кинематографисты поспешили снять фоны загодя. Главной проблемой здесь было то, что для съемок фонов требовалось заранее распланировать все сцены сериала: сколько и как едет машина, сколько секунд она проедет, прежде чем встанет на светофоре или свернет во двор. На 20 серий вперед это сделать довольно проблематично.
«Главная проблема – расшифровка отснятого материала фонов, – объясняет оператор-постановщик сериала Иван Поморин. – Мы уже снимали, но для съемки фонов нужно было сделать ТЗ: когда поворот, сколько времени они едут, по какой улице, когда поворачивают, когда выезжают из тоннеля.… Это сложная работа по логистике и планированию съемки, которую нужно было делать заранее. Нужно было точно знать, когда и что происходит в кадре. Например, «Машина едет столько-то секунд и упирается в пробку». И в объеме 20 серий это было настоящим кошмаром».
Но все-таки эти расчеты были сделаны, и фоны снимала отдельная операторская группа: риг из 4х камер снимал видео для разных автомашин – на разной высоте. Ведь для «Газели» требовалась одна высота видов из окон, а для легковушки – другая.
Потом встал вопрос, как это все синхронизировать, команда долго искала подходящие серверы. «Есть сервера Q-take, – рассказывает Иван Поморин. – На них можно организовать требуемый поток видео, но про них мы узнали позже. Взяли Slomo.tv «Академия», комплекс, который предназначен для тренировки режиссеров прямого эфира и позволяет воспроизводить 4 потока видео. Но у него слишком сложный способ загрузки файлов и нет возможности цветокоррекции и монтажа. Поэтому на проекторе все выглядит иначе. Да и яркость нужна была больше. Чтобы на нашем проекторе все выглядело естественно, приходилось уводить изображение в легкий пересвет. В итоге мы перешли на 4-х канальный Q-take.
Нам нужна не такая большая яркость проектора и 4 экрана с синхронизированным изображением. У нас все-таки не кино, а сериал. И здесь доводить все до ума и готовить пришлось во время производственного процесса. Я искал, кто этим занимается, но, видимо, делал это чуть раньше, чем ребята из Design Dossier внедрили свою систему. Пришлось все делать самому и натыкаться на подводные камни».
Проекция обеспечивала съемочную группу 4 направлениями видов, так что при съемке можно было вращать камеру на 360 градусов. То есть, в отличие от кейса по фильму «Отрыв», здесь было четыре синхронизированные проекции для всех сторон автомашины! Кроме стандартных внешних планов камера также была помещена в декорацию через срезанный потолок, и могла вращаться во все стороны. И хотя окна машины были затонированы, все равно оставалось несколько прозрачных полосок, через которые было видно, что происходит за пределами автомобиля.
«Нам были нужны только небольшие кусочки изображения, – продолжает Иван Поморин. – Но мы с режиссером решили перестраховаться и сделали проекцию с запасом, чтобы использовать этот свет для отражений и в виде интерактивного света на актерах. Даже сквозь затонированное и матовое стекло видно, что за окном что-то движется.
Михаил Хлебородов, продюсер сериала, предложил, чтобы внутри машины было темно, и это – силуэтная история. Он был за фотореализм и очень переживал за экспозицию фона. Я даже снял реальное видео в машине, чтобы показать ему, как это выглядит в реале.
Из-за маленькой мощности проекторов я использовал деликатный источник освещения. Кроме того, мы обклеили белую машину черной тканью, чтобы от нее не было никаких рефлексов обратно на экран. Внутри машины светили светодиодами, и использовали подсветку внутри машины не только в павильоне, но и когда снимали на натуре.
Раньше мы с такой технологией не работали, пришлось наступать на грабли, но мы справились и все остались довольны результатом».
С тех пор, как был сделан этот материал, вышел фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории», на съемках которого панорамная проекция была использована в нескольких больших и очень важных сценах (причем, в данном случае это была и рир-проекция, и фронт-проекция). Думается, что у этой технологии теперь большое будущее не только в Голливуде, но и в отечественном кино.
PS: Этот материал изначально был опубликован в издании tvkinoradio которое ушло из сети. Как мы теперь знаем, на смену фронт-проекции пришли светодиодные экраны, и он их мы тоже в ближайшее время напишем.
#vfx #спецэффекты #наше кино #Отрыв #скорая помощь