Найти тему
ManGO! Games

Где грань между психологией и бизнесом?

Оглавление
Практическая психология – это режиссура без сценария
Практическая психология – это режиссура без сценария

Грань между психологией и бизнесом постепенно стирается. Решения принимаются стремительно и часто основываясь на интуиции. Все это делает сильнее не те компании, где способны точно просчитывать, а те, где лучше знают психологию. Потребители тоже все чаще отдают предпочтение не тому, что объективно надежнее и выгоднее, а тому «что нравится». Поговорим о правилах выживания и успешности бизнеса в таком мире.

Бизнес – это искусство управления. Психология – тоже: она учит управлять собой и видеть ситуацию шире, находя возможности совершать сознательный и оптимальный выбор. Психология учит осознавать, что любая ситуация – эластичная. Мир меняется, но и мы можем меняться, подстраиваться и управлять текущей ситуацией так, чтобы обеспечивать нашему бизнесу антихрупкость и успех.

Успехов добиваются бизнесмены, знающие психологию

Чаще всего более успешны бизнесмены, которые разбираются в практической психологии. Это связано с ориентированностью на результат. Как и психолог, бизнес успешен, когда ориентирован на результат. Цель и результат – не одно и то же.

Практическая психология – это режиссура без сценария. Именно этим и занимаются лидеры в современном бизнесе. Не зная, как поведут себя те или иные «персонажи», лидер назначает им роли и прогнозирует их поведение в определенных ситуациях.

Почему сегодня важны «вечные ценности»

Вы задумывались, что движет человеком? Попробуйте провести фасилитацию, предложив команде ответить на этот вопрос. Без оценок и осуждений, как это и положено при фасилитации. Среди предложений и в топе обязательно будут такие категории как «вера», «любовь», «смысл» и другие, связанные с нематериальной стороной нашей жизни. Они не просто присутствуют в общем списке вариантов, они выходят в топы. Видимо, на это есть запрос, соответственно есть запрос на лидеров, поддерживающих ценности, связанные с психологической, эмоциональной, этической сферами.

Прагматизм, побеждавший еще 15-20 лет назад, начинает уступать место ценностям.

Как влияет неопределенность на наше ожидание от лидера? Психологи объясняют, что чем выше степень определенности ситуации – тем выше степень готовности к авторитарности по отношению в себе. Если ситуация однозначная, просчитанная и предсказуемая – мы предпочитаем получать приказы, четкие инструкции и даже четко обозначенные наказания при несоответствии. Как только ситуация становится непредсказуемой и переменчивой, как только мы попадаем в условия, где нет ни одного человека, который бы точно знал, что делать и к чему это приведет, наши ожидания меняются: мы ищем в других людях того, что принято называть вечными ценностями.

У каждого свои ценности, но все они являются основанием для принятия решений. В бизнесе управление происходит через принятие решений, и в нестабильные времена они более чем когда-либо опираются на ценности. Общечеловеческие ценности способны объяснить смыслы. Вместо рационального расчета мы склонны искать ответы на вопросы: какой смысл несет этот человек и какой смысл он предлагает мне с ним разделить. Это влияет на принятие бизнес-решений.

Психологу лучше понять, почему более выгодное предложение было отклонено, почему принят человек с сомнительным опытом, но который просто понравился, и почему компания начала сотрудничать с теми или иными поставщиками, когда выбор трудно объяснить соображениями экономической выгоды. Дело в том, что в новой ситуации требуются новые смыслы. Люди понимают необходимость во взаимозависимости.

Лидеры в ситуации неопределенности

Проводился эксперимент: молодых людей собрали в помещение и не объяснили, что их будет ждать. Они оказались в ситуации неопределенности. Это называется «испытание ожиданием». Одни смирились с тем, что происходит, другие начали исследовать. Исследовали лидеры.

Лидеры в ситуациях неопределенности могут организовать вокруг себя других, и делают это. Не все те, кто исследует, являются лидерами, но те, кто не исследует, точно не лидеры.

Лидеры в ситуации неопределенности включаются в коммуникацию. Они знакомятся, общаются, или невербально подают сигналы и подбадривают – связь с другими у лидеров возникает обязательно.

Лидеры проявляются двумя способами: 1 – что-то делают первыми, 2 – объединяют вокруг себя. Эти два проявления не всегда присутствуют в одном человеке, достаточно и одного, чтобы быть лидером и демонстрировать лидерские качества.

Между лидерами обычно существует конкуренция. Социальная психология и проводимые деловые игры показывают, что если лидеров снабдить важными знаниями, они не станут договариваться между собой, когда речь идет о борьбе за победу. Лидеры часто неспособны договориться о лидерстве между собой.

В эксперименте лидерам, отобранным предварительно на основании их поведения, было предложено испытание: нужно было пройти по «минному полю», зная, на какой дорожке точно есть мина. Каждый располагал только частью информации. У участников в рамках экспериментальной игры был выбор:

  • Выбрать победителя демократическим путем, сложив все знания и получив полную картину.
  • Пожертвовать своей жизнью ради другого.
  • Воспользоваться результатом другого, позволив кому-то пройти первым.

На минном поле одновременно мог находиться только один участник.

Участники эксперимента не стали коммуницировать и делиться информацией, в результате закономерно были допущены потери. Они не ориентировались на недопущение потерь, каждый стремился победить в конкурентной борьбе. Никому не пришло в голову выйти за пределы условий, в которые они были заключены. Важно учесть, что в правилах не было условия молчать. Они не учли, что в конкурентной ситуации самая выгодная стратегия – кооперация.

Классическая классификация предлагает три типа лидеров: авторитарный, демократический и либеральный. Но классификаций намного больше и сейчас чаще всего проявляет себя классификация Фреда Фидлера: лидер, ориентированный на результат, и лидер, ориентированный на отношения. Если условно взять наименее и наиболее предпочитаемого сотрудника, один лидер откажется от наименее эффективного – уволит, для другого не будет разницы, наиболее или наименее предпочитаемый сотрудник ему достался.