Слово «бесплатно» я взял в кавычки, поскольку на первом этапе это число условно. Платить всё равно придется. Но не именно за выпуск, сразу уточним, Квалифицированной Электронной Подписи (КЭП), а за другие вещи, но обо всем по порядку.
1 января 2022 года заканчивается срок действия КЭП, выданных коммерческими удостоверяющими центрами. Теперь эта функция переходит к налоговой (ФНС). Причем получить там бесплатно КЭП можно с 1 июля 2021 г.
Действует это для ИП, нотариусов и юридических лиц в лице руководителя, действующего от лица компании без доверенности.
Информацию об этом я узнал по весне на одном из семинаров для малого и среднего бизнеса. И поставил для себя цель получить ЭЦП в ФНС, она всё равно будет необходима для электронного документооборота, для участия в тендерах или взаимодействия с самой налоговой.
Сразу с наступлением 1 июля я, конечно же, не кинулся в налоговую, решил дать ей срок наладить процесс выдачи. А потихоньку в течение этого месяца узнал, где теперь необходимо приобретать носитель с сертификатом требуемого образца. Потому как в ФНС необходимо было приходить только с носителем определенного формата и с сертификатом.
Оказалось, что такие флэшки могут выдавать только два Оператора (или их представители), думаю не будет рекламой указать их здесь, поскольку, в принципе, это получается практически монопольное право. Эти две конторы – Контур и СБИС.
Где, в итоге, я взял, не буду упоминать. Уточню, что после консультации с оператором, оказалось, что мне достаточно взять Рутокен Лайт. Обошлась эта сертифицированная флэшка в 1 000 руб. с учетом НДС. Правда при этом оказалось, что носитель без программного обеспечения работать не будет. И в комплект к нему необходима программа КриптоПро.
Консультации с другими спецами по электронным подписям и с консультантами по налоговой подтвердили, что да, правильно мне озвучили условие. Вот только этого не было, к сожалению, сказано в методичке от ФНС. И я зря потратил время на проверку ситуации.
Я сразу взял бессрочный вариант программы, цена которого составила 2 700 руб. Итого получение средств для КЭП у меня вылилось в 3 700 руб. Оплата была только по безналу. Перечислил, сходил к Оператору, получил флэшку и копию сертификата. Нацелился на налоговую.
Как видите платить всё равно надо, бесплатно только получение самой подписи, что стоило раньше от 3 000 руб.. Я в августе 2019 года платил за подпись 3 900 р. без носителя, оформлял на свою флэшку. Потом в 2020 и за годовое использование КриптоПро – 1 200 руб., а до этого был пробный бесплатный период.
Сейчас оформлял всё заново, поскольку требовался сертифицированный носитель, и срок программы выбрал бесконечный, чтобы не платить за каждый год использования программы.
В общем, подготовив всё для получения подписи, записался в августе на прием, здраво рассудив, что уж за месяц-то получение КЭП наладилось, и я смогу беспрепятственно её получить. Не тут-то было…
Для начала, смотрите, что запись в ФНС ведется не на сайте самой налоговой, а на другом ресурсе: https://order.nalog.ru . Для посещения указанного органа необходимо знать номер вашей инспекции, куда вам надо попасть и выбрать время встречи из имеющихся в наличии на сайте, именно по профилю «получение КЭП». И да, возможно сейчас получение электронной подписи проводится сейчас не везде, а только в некоторых экспериментальных регионах. Но это пока…
Не забудьте взять с собой паспорт и снилс. Идентификация личности, в первую очередь, производится по ним. Плюс их сканируют, чтобы добавить в систему. Почему не берут с сайта Госуслуг, не знаю...
Далее, придя в понедельник с утра в согласованное время, я обнаружил, что стал только вторым, поскольку на моё же время пришёл ещё один человек. Программа свела нас вместе, или он пришел не в свое время, не знаю. Но минут 20 простоял в ожидании около кабинета. Исподволь пришлось услышать разноформатные звуки из-за двери, оказалось, что у сотрудников что-то не получалось, программа «висит», доступа нет, консультанты по телефону не могут помочь. В итоге нам обоим сказали прийти в следующий раз, и чтобы впредь не приходили в понедельник с утра, когда все линии «забиты» трафиком. Было удивительно, что за полтора месяца здесь ещё не научились оперативно выдавать эту электронную штуку.
Жаркое лето отложило мой следующий приход в налоговую на сентябрь месяц. Я записался, учитывая предыдущую ситуацию, на среду ближе к полудню. В этот раз ни с кем не пересекся, и плодотворно пообщался с сотрудником на счет получения КЭП. Но только пообщался, потому как и в этот раз получить подпись не получилось. Такой я удачливый, что в мой очередной визит опять все системы «зависли», и сделать ничего не получилось. Зато мне сказали, что лучше, прежде чем приходить за самой подписью, лучше заполнить заявление на сайте налоговой, тогда всё получится гораздо быстрее, не надо будет заполнять и согласовывать ваши данные во время приема, только скопировать на носитель и всё. Только надо учесть, что само согласование данных на сайте займет от 1 до 5 дней.
Я распрощался, и так и сделал. Нашел в личном кабинете сайта налоговой «кнопку» в нижней строке «Заявление на получение КЭП» и оформил всё по цепочке. Правда через 5 дней я никаких уведомлений не получил, залез на сайт ещё раз и произвёл операцию вторично. Удивительно, но никаких отметок, что заявление принято или что-то в этом роде отсутствует, так же как и указатели по сопровождению этого заявления.
Не стал я дожидаться итогов рассмотрения, а спустя десять дней после второго визита опять отправился в налоговую, пусть будет дольше, но с учетом всех телодвижений, это не так будет долго, как подготовка и транспортировка тела в инспекцию и обратно, да ещё по несколько раз…
В этот, в третий раз, наконец-то, всё получилось. Сертификат на носитель в визуальной форме не потребовался, его легитимность подтвердилась при входе в систему. Что по заявлению я ничего не получил – не беда, они здесь всё увидели. И я пришел на день раньше, как мне сказали, чем был срок получения заявления (только я об этом никак узнать не мог). Всё работало без сбоев, так что я за несколько минут «получил» оформленную КЭП на моем носителе, подписал несколько документов, получил несколько листков с руководством по использованию и ретировался. Правда, подпись ещё никак не использовал.
Этот вариант подписи выдается на срок 15 месяцев. Потом (вернее, лучше заранее) необходимо будет продлевать. Во что это выльется, посмотрим в следующий раз.
Так что смотрите, если мой опыт поможет вам не делать лишних движений или поможет понять порядок действий, буду рад. Если какие-то вопросы не осветил, то добавлю по итогам ваших комментариев. Пишите.
P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху.