Найти тему
Морская коллекция

Минные крейсера. Пушка, торпеды и два колеса. «Майпу»

Оглавление

Вторая половина 19-го века-время грандиозного научно-технического прогресса. В том числе и в области военного флота. Часто приоритет во внедрении нового оружия или нового типа кораблей доставался морским державам 2-го и 3-го ранга. Так, в частности, было с самодвижущимися минами (торпедами), появление которых в промышленном виде связано с австрийским тогда Фиуме. Первую миноноску на вооружение своего флота поставила Норвегия. Первый опыт успешного применения торпед против бронированных кораблей продемонстрировали чилийцы и бразильцы.

Аргентина одной из первых решила обзавестись торпедными кораблями. 7 февраля 1880 года Морская комиссия Аргентины в Европе заключила контракт с шотландской фирмой John Elder & Co из Глазго. В 38 800 ф.ст. обошелся первый аргентинский корабль-носитель торпед, в 17 000 ф.ст.-его вооружение. На торпеды был заключен отдельный контракт с Робертом Уайтхедом доктором Мануэль Рафаэль Гарсиа Агирре.

В феврале 1881 года корабль был в целом готов, 14 февраля над ним подняли аргентинский флаг. Первым командиром стал капитан фрегата Д. Чеферино Рамирес.

После приемных испытаний корабль 5 июня 1881 года из Британии отправился в Фиуме. На буксире он привел также миноносец «Энрике Пи». Другой миноносец, «Феррер», 8 июня, в море покинул конвой и отправился в Буэнос-Айрес. В Фиуме оба корабля получили торпедное вооружение на заводе Уайтхеда, провели испытательные пуски в присутствии интернациональной морской компании из одиннадцати представителей семи различных европейских народов (датских коммодора и инженера; двух английских командиров и главного инженера; французского инженера; и лейтенантов военного флота : три австрийца, один грек, два итальянца и один русский).

28 сентября (августа) корабли отправились к Ла Плате. 15 октября они были дома и вошли в состав торпедной дивизии.

Офицеры и гости торпедного крейсера Ариете «Майпу» в Фиуме, Австро-Венгрия, июнь 1881 года, с торпедой Уайтхеда впереди.
Офицеры и гости торпедного крейсера Ариете «Майпу» в Фиуме, Австро-Венгрия, июнь 1881 года, с торпедой Уайтхеда впереди.
Загрузка в Фиуме. Два подвижных лафета с трубами для пуска торпед Уайтхеда мод. 1888 г., торпеда, пятиствольная пушка Гочкиса .
Загрузка в Фиуме. Два подвижных лафета с трубами для пуска торпед Уайтхеда мод. 1888 г., торпеда, пятиствольная пушка Гочкиса .

Первый аргентинский торпедоносец, получивший имя «Майпу» (шестой этого имени в аргентинском флоте) представлял собой довольно необычное зрелище. Он был колесным! Название популярно в аргентинском флоте, в честь одной из побед генерала Д. Хосе де Сан-Мартина периода войны за Независимость.

Считалось, что колесо не исчерпало своих возможностей, а данный торпедно-таранный корабль, пригодный и для моря и для рек, полагали весьма хорошим кораблем для своих целей. Уникальный колесный торпедоносец сами аргентинцы именовали "АРИЕТЕ ТОРПЕДЕРО".

ARIETE TORPEDERO MAIPU
ARIETE TORPEDERO MAIPU

«Майпу» ARA «Maipú» Джон Элдер & Co (Elder), Глазго, Великобритания. Спущен на воду октябрь 1880 года. Вступил в строй май 1881 года. Транспортное судно с 1902 года

Водоизмещение нормальное 1063/1165 т. Длина 77,265 /82,365 м. Ширина 8,34 -9,15- 9.20 м. Глубина 4.50-5,0 м. Осадка 2,70 м на корме.
Двигатели-две паровые машины-компаунд, по 250 л.с. 4 котла. Боковые колеса. Скорость 11,2 узла. Максимальная скорость 14 узлов. Топливо- каменный уголь. Запас-300 тонн. Радиус действия 1200 миль. Экипаж 90 человек
Вооружение- 1 x 1 - 121мм /21 Armstrong 40 фунтовая BLR пушка ,1 четырехствольная пушка Hotchkiss, 2 - 356 мм торпедных аппарата. 2 механизма запуска торпед. Вместимость- 12 торпед Уайтхеда 5 м.

Корпус стальной из сименсовской стали, с обшивкой 2-дюймовыми сосновыми досками, движители-два боковых колеса, заявленная мощность силовой установки 1700 л.с.(?). Палуба-16 мм стальной лист. 4 внутренних отсека, вместимость трюма 669 тонн.

Силовая установка - две компаунд машины мощностью по 250 л.с. , четыре котла основных и один вспомогательный вертикальный. Запас угля в четырех бункерах 300 тонн, крейсерская скорость 8 узлов, максимальная 14. Руль и лебедка с паровым приводом. Площадь парусов 372,6 м2.
Высота мачт над ватерлинией 17,80 м.

На корме-120-мм пушка Армстронг, четырехствольная 11 мм установка Nordenfeit для ближней защиты.

Спаренная установка торпедных аппаратов в носовой части по ватерлинии, для стрельбы вперед, две поворотные трубы по бортам для стрельбы по траверсу или в корму. Максимальная вместимость до 30 торпед Уайтхеда.

ARA Maipu
ARA Maipu

«Майпу» в 1882 году возглавил торпедную флотилию . Базой для нее стала река Лухан, на берегу которой расположились торпедные мастерские и школа. Экипаж флагмана- 70 моряков и 18 офицеров, которые одновременно командуют подопечными миноносцами. На новом корабле по Паране путешествовал президент вместе с другими должностными лицами.

В 1883-1884 годах на «Майпу» военный и морской министры неоднократно инспектировали аргентинские войска в районе Чако, контролируя строительство укреплений.

В 1885 года во время подавления восстания в Корриентесе под командованием капитана Сеферино Рамиреса, крейсер, приняв на борт полковника Аяла, 80 человек из 1-го линейного полка и морской артиллерийской роты, высадил десант в Пасо-де-ла-Патрия и захватил город, получив богатые трофеи-3 бронзовые пушки, 15 ящиков с винтовками Ремингтон, 21 000 патронов и другие припасы.

В 1888 году в Парагвае скончался бывший президент страны, отец современного аргентинского флота Д. Доминго Ф. Сармьенто, его останки с парохода «Альвеар» перегрузили на «Майпу». Во время перевозки бывшего президента сопровождала импровизированная часовня с зажженным огнем на борту. Гроб выгрузили в Гуасу, а до Буэнос-Айреса, где прошли все предусмотренные церемонии, его сопроводил капитан Барилари.

Часовня с останками Сармьенто, на борту  торпедного тарана Майпу,  20 сентября 1888 года .
Часовня с останками Сармьенто, на борту торпедного тарана Майпу, 20 сентября 1888 года .

В 1889 году крейсер совершил официальный визит в Монтевидео с президентом республики доктором Мигелем Хуаресом Сельманом. Его сопровождали аргентинские корабли «Villarino», «Vigilante», «Resguardo» и два специально арендованных судна, «Eolo» и «Venus».

Прибытие Президента  Хуареса Сельмана в Монтевидео, фото Самуэля Боте.
Прибытие Президента Хуареса Сельмана в Монтевидео, фото Самуэля Боте.

После дипломатического рейса крейсер использовался для санитарного контроля в Пунта Индио.

В 1890 году крейсер попадает в эпицентр Парковой революции, неудачного восстания радикалов. Корабль поддержал правительство и огнем и десантом, но часть экипажа перешла на сторону восставших, при этом был ранен командир корабля Барилари, пытавшийся остановить мятеж.

Командира, конечно, наградили, за «героизм, совершенный на борту», он получил повышение. В 1891 году корабль вернулся на карантинную службу.

-8
учения с картечницами и винтовками Nordenfelt  по отражению атак миноносцев
учения с картечницами и винтовками Nordenfelt по отражению атак миноносцев

В 1894 году корабль включают в состав Речной дивизии и выводят в резерв. В 1898 году вообще выводят из состава соединений. В 1899 году с «Майпу» начинают снимать вооружение, а артпогреба используют под склады, вроде бы даже-под винные склады! Поставлена задача переделать его в транспортное судно.

В 1900 году корабль возвращают в службу санитарного контроля.

В 1902 году окончательно переведен в транспортные суда, в 4-й отряд, но, в связи с ожидающейся войной с Чили, он получил 120 мм пушку в носовой части.

Уже в качестве военного транспорта, «Майпу» активно занимался перевозками армейских грузов в дельте Ла Платы. В основном возил боеприпасы и взрывчатку. Наряду с этим судно выполняло и гидрографические исследования.

Транспортировка Майпу в 1905 году заключенных тюрьмы Мартина Гарсии
Транспортировка Майпу в 1905 году заключенных тюрьмы Мартина Гарсии
ARA Maipu . В 1905 году перевозят заключенных на  остров Мартина Гарсиа.
ARA Maipu . В 1905 году перевозят заключенных на остров Мартина Гарсиа.

В 1916 году судно полностью разоружили и подготовили к продаже, с него сняли механизмы, мебель, шлюпки и прочее. 21 декабря 1916 года он был снят со службы. В это время он называется «Стационарный Майпу». В 1918 году корпус корабля продан на открытом аукционе на слом.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам