Прибалтика, пользуясь своим географическим положением, активно использовала транзитные потоки России и Беларуси в своих целях. Однако, всему приходит конец.
Политическое обострение с Россией с начала нового века привело к тому, что наша страна выстроила свои порты на берегу финского залива, перестав использовать порты Латвии, Литвы и Эстонии. Разумеется, еще нет полного ухода, но доля сокращается все больше и больше. И этот процесс уже не остановить.
Беларусь тоже, после известной ситуации прошлого года решила перенаправить товарные потоки на Усть-Лугу или вообще на восток. Тут тоже потребуется пара лет, чтобы этот процесс был завершен.
Вот и получается, что страны Прибалтики потеряли чуть ли не главных своих клиентов в сфере транзита. А ведь доля транспорта в общем ВВП прибалтийских республик доходила до 14 процентов, что очень и очень много.
То есть наши соседи буквально кормились за счет советского наследия в виде железных дорог и портов. Ведь своя промышленность была благополучно ликвидирована.
В прибалтийских столицах понимают, что ситуация надо как-то менять. А так как речи о примирении с восточными соседями не идет, то вход вступает новый план – некий транзитный альянс с собратьями по противостоянию России – то есть с Украиной.
В Латвии придумали в целом неплохой план – создать некий транзитный коридор, который пройдет Восточную Европу с севера на юг. Соединяя Скандинавию и Ближний Восток. Звучит в целом неплохо, но у этого проекта есть проблемы уже на старте.
Для начала это не новый путь. Был, есть, даже пару лет курсировал Поезд Четырех Столиц.
Но самое главное, если посмотреть на карту, то нетрудно заметить между Ригой и Киевом одну страну. Беларусь. С которой успели поругаться и Прибалтика, и Украина.
А зная принципиальность Лукашенко, можно догадаться, что своего согласия он не даст. Попросту не пустит новые поезда по новому маршруту.
Латвия и Украина, конечно, подписали договор о сотрудничестве, говорят о транзите скандинавских товаров, или украинского зерна. Но про географию то забыли. Ведь в логистике главное скорость.
А если Минск будет против, то все что могут сделать партнеры, это пустить поезда через Польшу, что сильно удлинит и явно не ускорит. Так что этот проект можно смело назвать проджектом.
До кучи можно вспомнить и обострение отношений с Китаем. Это тоже не добавит грузов для портов, которые и так испытывают нехватку работы. А также явные проблемы с подвижным составом что у Латвии, что у Украины.
Такими темпами, через несколько лет советская инфраструктура прибалтийских стран может быть выставлена с молотка или тихо заржавеет. В первом случае, будет смешно, если выкупить какой-нибудь российский бизнесмен и впустит российские грузы назад.