Когда итальянский Fiat и СССР подписали договор о намерениях, а после этого хлопнули по рукам и в Тольятти началось производство модели ВАЗ 2101, то гигант с Апеннинского полуострова, а вернее его руководство лишь радостно потирало руки. Еще бы им удалось сбыть "советам" не только лицензию на производство модели 124, но еще и продать целый завод с оборудованием.
Правда в горячке ни одна из сторон не позаботилась об очевидном. К примеру проделанная над 124-м работа по адаптации модели в реалиям #СССР, никак в договоре не учитывалась. И итальянцы ничтоже сумняшеся стали использовать эти самые улучшения в моделях производившихся в Испании на принадлежащем #Fiat заводе Seat. Однако наши тоже были не лыком шиты. и когда конвейер запустили, то компания Avtoexport совершенно спокойно стала ввозить "копейки" в Европу. На рынке образовалась странная ситуация. Когда у разных дилеров продавались практически одинаковые автомобили, но несущие разные эмблемы на радиаторе. Итальянцам в пору было рвать на голове волосы. Ведь Lada стоила дешевле Fiat. К тому же у нее полностью раскладывались передние кресла и образовывалось удобное спальное место. Был радиоприемник, травмобезопасные стекла и наконец, усиленная подвеска и толстый метал. Последнее должно было значительно повысить срок жизни машины. Ну и финальную точку поставила цена. #Lada 1200 стоила дешевле. Конечно о серьезном противостоянии на рынке речи не шло, итальянский седан был ближе, да и из СССР автомобили стали поступать лишь к 1972 году, когда предприятие вышло на запланированную мощность. Но тем не менее.
Была в договоре, о котором я упомянул выше, еще один очень важный для СССР пункт. Мы, для погашения кредита, начали поставлять в Италию сталь. Из которого делались итальянские автомобили в 70-80 годах прошлого века. Качество этого металла было ужасающим. К тому же транспортировка его осуществлялась с огромными нарушениями. Может быть именно поэтому все "итальянцы", а это не только Fiat, но и Alfa-Romeo, Ferrari, Lancia и даже De Tomaso Pantera нещадно гнили.
Давайте же попытаемся, на основе всего имеющегося материала, сравнить два автомобиля. Ведь они такие одинаковые, но все же совершенно разные.
Начнем с внешности. Ну дизайн изысканным назвать нельзя. Это фактически три коробки которым придали вид автомобиля. А вот некоторые детали разняться. В Fiat "клыки" бамперов совсем небольшие. У Жигулей, они напротив, достаточно объемные. У "единички" есть специальное отверстие в бампере. Оно предназначено для "кривого стартера". "Очки" окантовки фар, так же отличаются. Правда на модификациях до 1972 года они идентичные. Ручки дверей у "копейки" утоплены, а у 124-го они сделаны под естественный хват. И замок, срабатывает от нажатия кнопки. Левое, водительское зеркало заднего вида у Жигули расположено на крыле. А вот "итальянец" его никогда не имел. Не будем забывать и том, что дорожный просвет у отечественной машины выше. Сами диски и колпаки на них. У нашей машины они были точно такими же, как и у итальянской. Но, в середине у Fiat фирменный логотип, а у #ваз 2101 они гладкие. Сам кузов гораздо крепче, да и метал толще.
Немало ВАЗов было украдено из-за того, а это особенность не только "копейки", что злоумышленники просто плавили сигаретой или зажигалкой клей удерживающий "ветровичек" или поворотную форточку. У машины из Европы этого сделать было нельзя. Поскольку жуликов в Италии было не меньше, чем в СССР, то на Fiat установили специальную антивандальную защиту.
Открываем двери. И что мы видим? Ограничители дверей разной формы. У "однерки"(именно так ее и называли в Тольятти первое время) они напоминают прямоугольник и расположены гораздо выше дверной петли. А у Fiat тонкая полоска металлизаций, плоской формы. Ручки-подлокотники на дверях у нас всегда черные. А у итальянского автомобиля коричневые. Впрочем, как и набалдашник на рычаге коробки передач. Торпедо Жигули черная, а у Fiat серая. Обивка пола у "жиги" особенно на месте водителя более практичная. "Коврик" на ней не елозит. На тоннеле трансмиссионного горба с правой стороны тоже есть "насечки". Левые кнопки на торпедо одинаковые. А вот по правую руку мы уже можем заметить отличия. Пепельница в Fiat расположена ближе к водителю, по левую сторону от рычагов управления печки. А в "копейке", напротив, она установлена ближе к пассажиру. И наконец самое главное. Панель приборов у "итальянки" от компании Veglia Borletti, у нас, хоть и сделанная по мотивам, но собственная. Главное отличие в том, что на место стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости у Fiat стоит обычная лампочка. Значит водитель мог понять, что кипит, только тогда, когда бы из под капота повалил пар.
Кстати руль у Жигули блокировался, поэтому и замок зажигания другой. Печка у "вазовской копейки" была более производительной. Интересная деталь, мне ее подсказал мой коллега и товарищ Александр Виноградов из журнала "За рулем", камерные диагональные шины И-151 размерностью 155/80, под 13-й посадочный диаметр, были полной, стопроцентной копией колес Pirelli. Во время испытаний итальянские шинники рекомендовали для ВАЗ 2101 радиальные колеса, но отечественная промышленность осилить их выпуск не смогла.
Пошли к багажнику. Совсем разные замки. В нашем предусмотрена защита от взлома в виде стальной пластины. А у иностранной машины крышку можно разблокировать просто просунув под нее нож. Это раз. Места в нашем гораздо больше. Ведь советские инженеры расположили амортизаторы совсем иначе, чем итальянские. Это два. И наконец крышка Жигули снабжена торсинами, а у 124 - обычным фиксатором. Выходит, что на Ладе он открывался на любой угол. А вот не защелкнутая на фиксатор крышка "фиата" могла здорово приложить по голове и спине. Это три.
В подкапотном пространстве изменений еще больше. Итальянцы пытались "впарить" чиновникам из СССР нижневальный мотор. К счастью разум победил, и нам все же передали документацию не только на одновальный мотор с его верхним расположением, но даже и на двухвалльный.
При этом низов у итальянской машины почти не было, а наша "тащила" на славу. Хотя обороты любили оба автомобиля. Ну собственно это все. Расписывать огромные изменения произошедшие в самой технике я сегодня не буду.
Как видите, ВАЗ 2101 в чистую выигрывает у модели оригинала Fiat 124. Он скроен на славу. Правда вот судя по отчётам тех же западных, да и отечественных журналистов качество автомобилей из Тольятти к 80-у году заметно ухудшилось. Да собственно и разнообразием модельный ряд не блистал. Ведь фактически первой оригинальной машиной стала "восьмерка". Но это уже другая #история.