Найти тему
Mike Lebedev

«ТСХА. Часть 1. Затерянный мир, автобусы и трамваи»

Да, есть у нас на Северной рабочей окраине такое чудесное место, ТСХА, Тимирязевская сельско-хозяйственная академия.

Со многих точек зрения замечательное. С пейзажной, например. Вот на ее территорию въезжаешь, и вот только что ты ехал по обычному Дмитровскому шоссе, или если со стороны «Байкала» на 27 Трамвае, то тоже – ну обычный город, дома, магазины, школы, и вдруг пара поворотов – и всё совсем по-другому. Как Затерянный мир.

-2

Пространства большие по сторонам. В Москве ведь на так уж много мест, где вот совсем ничего нет, я имею в виду из построек – а это же «опытные поля», где студенты тренируются! Вроде и город – а вроде как и нет. Тут ничего личного, но можно только представить, как нынче «бомбит» у соратников действующего Мэра – это ж какие площади зазря пустуют! Сколько же можно возвести в сто этажей, какое бабло, а учиться взращивать лук, капусту и турнепс можно ведь и в области где-нибудь... но пока держимся, вроде. Но это к слову.

Архитектура необычная. Ну в смысле – это детские ощущения, когда я туда первый раз попал лет в семь, когда переехали. Ну то есть, ты знаешь, что есть современные дома в Москве, и есть совсем старинные. А Тимирязевка – она ведь «на рубеже столетий» строилась, соответственно и здания там – ну, необычные, их вот так сразу вместе и много – вряд ли где еще увидишь.

Опять пейзажно: ну вот Лиственничная Аллея. Лиственница – и само по себе дерево необычное: пока тебе в детстве всё интересно, то сразу узнаешь, что у нее вроде как иголочки, но эти иголочки осенью опадают, то есть она как бы и хвойное растение, но в то же время и лиственное – отсюда и название. Но не так уж много в Москве аллей и бульваров, и еще меньше таких, где в принципе одно дерево растет, а у нас – Лиственничная Аллея! Вполне законный повод для гордости за новое местожительство.

-3

Но то пейзаж – а то люди. Опять же, когда заезжаешь на территорию ТСХА – то вот сразу возникало такое «студенческое» настроение. Что вот идут молодые парни и девушки, и их много – но они не просто так, а они все студенты, то есть, очень умные. И что если ты будешь хорошо учиться в школе, то вырастешь, поступишь в какой-нибудь институт, и тоже будешь как они: молодым, красивым и умным. Стимул, или как сейчас модно говорить – «мотивация».

Туда даже автобус от нас ходил, в чем-то необычный, а номер ему был 112, от Ховрина и аж до самого метро «Динамо» кряхтел, и часть пути – как раз по территории ТСХА. Во-первых, это был самый медленный из всех наших автобусов, остальные так или иначе где-то шли «экспрессом» (потому что до метро далеко!) , и только 112 совершал абсолютно все остановки. Да и куда торопиться, когда вокруг такая красота, сиди спокойно и любуйся! На 112 маршруте, кстати, ездили только наши ЛиАЗы: скорее всего, потому что маршрут был местами очень изогнутый (опять же по ТСХА), и Икарус-«гармошка» в крутые повороты не вписывался. И еще: по давней традиции Северной рабочей окраины каждый автобусный номер на лобовом стекле имел свой особенный шрифт. Так вот 112 писался курсивом, вот так – 112, и именно из-за этого он опознавался с самого большого расстояния, о как. Ну, мною лично, во всяком случае.

А ускорялся Сто Двенадцатый только на одном участке пути, потому что...

Слушайте, там у главного здания ТСХА (или одного из главных) всегда был работающий подземный туалет! Говорят, он и сейчас функционирует. Пустячок, но когда стали постарше и на великах гоняли уже далеко от дома – один раз выручило данное коммунальное заведение, очень выручило!

Да, так вот: Главное здание и начало Тимирязевской улицы. Вернее, это для нас начало, так как мы прибываем туда с Севера, так-то это ее окончание. И вот там опять очень пейзажное, высокохудожественное такое место, потому что Трамвай 27 сначала едет посреди улицы, а затем делает маневр и уходит в боковой проезд. Как сказал Глеб Егорович Жеглов гражданке Волокушиной – «Жаль, что я не художник: я бы картины с вас писал!» Ну и вот, если бы писать картины сподобил меня Создатель – этот момент я бы обязательно воплотил на холсте: как трамвайные рельсы делают плавный изгиб, и Трамвай, иногда выдавая целую россыпь искр, уходит в сторону. Лучше всего – в вечерних осенних сумерках.«Сюжет».

-4

Там-то обычно и ускорялся Автобус 112. Потому что там довольно большое расстояние до следующей остановки, но особенно – если параллельным курсом двигался Трамвай: тут каждый водитель Автобуса считал своим долгом поддать газку и «сделать» электрического собрата, и ехать в автобусе в этот момент было особенно здорово! Прям лететь!

Автобусы обычно и побеждали: трамвай «приемистее», но на высоких оборотах уже не такой быстрый. Но главный фактор – трамваи-то чаще всего женщины управляли, вагоновожатые, им эти гонки ни к чему, ну а для мужика на автобусе бабу за рулем поучить – святое дело. Хотя в трамвае руля и нет вообще.

А еще в ТСХА всегда было много негр..(зачеркнуто) уроженцев Африканского континента, что делало Северную рабочую окраину наиболее толерантной частью столицы: к неграм привыкли и относились чаще всего хорошо.

А еще в Спортивном комплексе ТСХА часто происходили различные соревнования, в том числе и по самбо, и наш Клуб им.Латышева тоже в них участвовал, и много разных историй лирических, и про негров, и про самбо... если интересно, то потом расскажу.

Пока – просто о том, что есть в Москве такое замечательное место, ТээСХА!