В городской автобус зашел контролер. Событие незначительное, особенно когда у вас есть билет. А если нет? Человек сразу начинает суетиться, прятать глаза, доставать деньги. Так было и на этот раз.
Неопрятный, давно небритый мужчина средних лет, видя приближающегося блюстителя порядка, обратился к хорошо одетому молодому человеку, сидящему напротив:
─ Слушай, дай пятьдесят копеек. Понимаешь, денег нет, а ехать нужно.
Парень никак не отреагировал.
─ Эй, ты что, меня не слышишь? ─ погромче сказал бомжеватый пассажир, ─ дай на билет! П-пожалуйста!
─ Не дам! ─ громко и резко ответил молодой человек, ─ хочешь ездить ─ иди работай.
Остальные пассажиры уже прислушивались к разговору и ждали, чем все закончится.
─ Всего полтинник! ─ уже наглея, и, стараясь привлечь внимание окружающих, требовал мужчина, ─ тебе что, жалко?
Парень достал из портмоне десять рублей. У просителя в надежде загорелись глаза.
─ Нет, не жалко. Но тебе ─ не дам! ─ твердо сказал парень и демонстративно порвал купюру.
Что тут началось! Одни пассажиры налетели с упреками на молодого человека. Они посчитали его поступок неправильным, наглым, вызывающим, даже унизительным. Другие выказывали одобрение. Мол, так его, попрошайку. Пусть знает свое место и не пристает к людям. Обнаглели.
Контролер со скандалом высадила безбилетного мужчину на следующей остановке. Парень вышел еще через две, а в автобусе продолжали бушевать страсти.
Попрошайки бывают разные. Каждый встречался с ними на улице и каждый реагирует на них по-своему.
Вот на остановке в центре города стоит пожилой мужчина. Бедный, но опрятный. Видно, что за воротник не закладывает и по подворотням не шастает. Перед ним, на импровизированном прилавке в виде перевернутого ящика, лежат фрукты, овощи, книги или даже советские игрушки ─ в зависимости от сезона. Он, заметно стесняясь, стоит над своим «богатством» и периодически, тихонько говорит:
─ Люди добрые, возьмите что-нибудь…
К нему подходят, покупают, дают, сколько считают нужным. Ведь старик цену не назначает. И каждого, кто взял у него несколько морковок или пару бураков, он провожает словами благодарности:
─ Спасибо, сынок. Дай Бог тебе невесту хорошую.
─ Спасибо, милая. Здоровья тебе и деткам твоим...
Такому поможешь, и сердце радуется.
Бывает, идешь по улице, или через подземку, а там ─ живой концерт. Стоит одинокий музыкант с гитарой, скрипкой или саксофоном и пытается заработать, создавая настроение. Заработать! Не просто попросить. Ведь просить не так просто. Это ж какое усилие над собой нужно сделать.
О попрошайках возле церквей и говорить нечего. Кого там только нет! Попадаются люди, которым, действительно нужна помощь: погорельцы, многодетные мамы, инвалиды. Но большинство ─ охотники за очередной порцией спиртного. Именно они пристают к прихожанам:
─ Помогите, чем можете…
Сколько раз было: принесут такому зимнюю куртку, а он уже на следующий день снова в замызганной ветровке стоит, давит на жалость своим перемерзшим видом. Эти товарищи точно знают расписание служб. Приходят к началу, собирают дань, потом греются горячительным чем-нибудь за углом и возвращаются как раз к моменту, когда люди выходят из храма.
Нет, милостыня ─ дело хорошее, правильное. Только не зря сказано кем-то из святых отцов, что милостыня должна вспотеть в руке твоей. Это значит, что думать надо, кому подавать, а кому ─ не стоит.
А что вы думаете обо все этом?
P.S: Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал