В картинной галерее города Окленд в Новой Зеландии экспонируется картина английского художника Фредерика Гудолла "Обретение Моисея" (1885 г.). Этот библейский сюжет появится в творчестве русских художников-классицистов с начала 19 века. Он заинтересовал нас, тем, что из православной древнерусской иконописной традиции он нам не знаком. Нам стало интересно почему, Хотя это, наверное, не означает, что его в православной иконописи не использовали вообще.
Вот мы и решили повнимательнее к этому присмотреться, уточнив некоторые детали этого сюжета из Библии и его герое, тем более, что знакомясь с Оклендом, мы вновь столкнулись с ним, но уже не в тиши зала западноевропейского искусства городской Художественной галереи, а прямо на свежем воздухе, что само по себе необычно. Скульптуру Моисея, копию работы Микеланджело, подаренную городу Окленду одним из его мэров мы встретили в очаровательном уютном сквере почти в центре города близ улицы Qween Street!
О самом выдающемся произведении Микеланджело Буонарроти мы писали в статье канала
Моисей сидит, опершись рукой на скрижали в момент, когда вдруг увидел, что в то время, пока он был на горе Синай, где и получил от Бога эти скрижали, люди соорудили себе идола – золотого тельца - и поклоняются ему. Кажется, что Моисей, охваченный гневом, вот-вот разобьет оземь скрижали Завета, но понимая всю непреходящую ценность божественного дара, Пророк сдерживает себя и, оберегая, поддерживает их рукой.
Галерея Academia-nadezhda "Пророк Моисей и колена Израилевы" :
1. Еврейский народ в Египте. Политика фараона по отношению к нему.
Моисей происходил из одного из девяти колен израилевых - колена Левия и был сыном Авраама и Иохаведы.
В год рождения Пророка, правивший Египтом фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле. Мать Моисея три месяца прятала сына в своем доме, но однажды ради спасения сына она вместе со старшей дочерью Мариам, положила Моисея в корзину, предварительно просмолив ее, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила в том месте, где обычно купалась дочь фараона со служанками, а Мариам осталась проследить за дальнейшими событиями. Здесь явно прослеживаются мотивы угрозы жизни младенцу - Ромул и Рем, Зевс. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.
Дочь фараона, придя к реке со своими служанками, обнаружила корзину с младенцем. Тогда сестра Моисея, тайно наблюдавшая за происходящим, вышла и предложила дочери фараона найти для малыша кормилицу из евреек, на что та и согласилась. Этой кормилицей стала настоящая мать ребенка. Так Моисей вновь обрел свою мать, хотя и вырастет при дочери фараона, которая полюбит его как родного. Этот эпизод считается прообразом другого библейского сюжета - "Бегство в Египет" - спасения Святого Семейства с родившимся Иисусом Христом от избиения младенцев, учиненного по тем же причинам царем Иудеи Иродом.
Галерея Academia-nadezhda "Обретение младенца Моисея":
Картины ряда художников, которые создали свои прекрасные произведения используя библейский сюжет о нахождении Моисея можно посмотреть в галерее канала
2. Рассказ о жизни Моисея в работах живописцев
Изображения сюжета обретения Моисея становились все более популярными в периоды Возрождения и Барокко. В XV веке по приглашению римского папы Сикста IV в Рим прибыла большая группа лучших флорентийских художников для росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Стены капеллы были расписаны двумя циклами, состоявшими из 8 фресок на каждой стене. Южная стена была расписана сценами из Истории Моисея, а росписи северной стены повествовали о Истории Христа. Позднее 2 сцены по одной с каждой стены были сбиты, чтобы освободить место для работы Микеланджело на алтарной стене, а две других, на противоположной стороне от шедевра Микеланджело, были утрачены. Подробнее о работе флорентийских художников в Ватикане и связанной с ней мощнейшей, по своей наглядности и гуманистическому смыслу в истории папства, интригой в статье нашего канала
Эту интригу развил и довел до совершенства Микеланджело в своей фреске "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы. Об этой фреске и сути интриги мы подробно изложили в галерее канала
Галерея Academia-nadezhda "Сцены из жизни Моисея":
Развитие творческого видения и художественного изложения истории жизни и деяний Моисея можно увидеть на примере выполненной флорентийским живописцем Сандро Боттичелли (1445-1510) фрески в центре католицизма - в Сикстинской капелле Ватикана. Художник был среди тех флорентийцев, кого папа Сикст IV пригласил расписывать капеллу. На южной стене ими были выполнены фрески со сценами из жизни Моисея, две из которых написал Сандро Боттичелли.
Неожиданно этой фреске им были использованы канонические художественные приемы иконописи и предшествующего периода Раннего Возрождения, заключавшиеся в объединении в одной фреске на ограниченном участке стены изображений нескольких сцен из истории жизни Моисея, но вместе с тем, обогатив их изобразительными методами и приемами живописи современной ему флорентийской школы уже периода кватроченто. Так,
- справа он изображает сюжет убийства Моисеем египтянина, поднявшего руку на еврея,
- затем, чуть выше этой сцены художник пишет сцену бегства Моисея в землю Мадиамскую от гнева фараона,
- левее изображен сюжет, в котором Моисей, защищает дочерей священника Иофора от пастухов, которые прогоняли овец семьи священника от водопоя.
- Нижний ряд изображений повествует о сценах где Моисей под взглядами благодарных девушек сам напоил этих овец,
- а чуть выше над этой сценой художник размещает изображение предшествующее важнейшему событию истории Моисея, его общению с Богом когда Моисей пасёт овец и видит горящий куст, к которому он с интересом приближается и в этот момент внимает гласу Божьему, повелевающему Моисею снять обувь, поскольку он зашел на священную землю,
- чтобы уже в следующей сцене босым склонившись перед горящим терновым кустом смиренно слушать волю Бога, который приказывает ему вывести народ Израиля из Египта, где евреи пребывали в рабстве.
- А завершает эту череду сцен деяний Моисея сюжет о том, как Моисей выводит своих соплеменников прочь из земли фараоновой.
В изображении этих сцен Сандро Боттичелли, несколько пренебрегает некоторыми современными ему живописными приемами в композиционном построении многофигурных сцен и общей композиции фрески и устоявшихся к тому времени законов перспективы. Он ведет наш взгляд от сцены к сцене, от эпизода к эпизоду, вверх, вниз, по всему пространству фрески, задерживая на отдельных прекрасных образах и колористических акцентах и в конце концов, сумев за счет своего таланта колориста, выдающегося мастера линии и прекрасного рисовальщика, представить разнообразные деяния Моисея, раскрыть основные черты его внутреннего мира, передав в нескольких сценах на одном полотне и гнев, и искреннее смирение Пророка, который не чурается работы пастуха, его готовность к борьбе за справедливость, к самому высокому подвигу ради своего народа и беспрекословному выполнению божественных повелений.
Вывод:
Изучая иконографию библейского сюжета "Обретения Моисея", мы встречаем изображение этого сюжета в западно-европейском искусстве, в русской живописи XIX века, в еврейском искусстве и традиции, в исламском искусстве - миниатюры в средневековых рукописях с изображением жизни Моисея, но не находим его в древнерусской иконописи.
Интересно, почему?
Фильм о картинной галереи в Окленде НЗ
Литература:
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, советуйте друзьям. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Еще больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com